Знаете ли вы, что за птица на обложке статьи? Конечно, это голубь. Но птица удивительна не только своей окраской, это почтовый японский голубь, который иногда, заблудившись, залетает на территорию России. Интересно же, что кто-то еще использует такой способ связи.
Однако этот голубь напомнил мне о двух проблемах фантастики, одна из которых решается довольно просто, а другая требует авторского решения постоянно.
Первая проблема касается непосредственно связи, скажем, между двумя космолетчиками, которые оказались на большом расстоянии друг от друга. Здесь в ход идет все: от древней и современной сигнализации до реальных новомодных технических средств, а также вымышленных, но имеющих научную основу (например, браслет-передатчик).
Вторая проблема – проблема контакта – гораздо сложнее. Как, не зная языка, установить контакт, понять человеку инопланетянина и наоборот? При этом все должно быть достоверно. Это в фэнтези все можно объяснить при помощи магии, волшебства, а в фантастике так нельзя.
Жанр фэнтези богат на вымышленные языки, нельзя не вспомнить Толкина (синдарин, квенья, Черное наречие и др.)). В фантастике с элементами фэнтези они тоже есть, например, в «Звездных войнах» (Хаттский язык, Мандо'а (мандалорский язык), Эвокский язык др.).
Придумать вымышленный язык сложно, но возможно. Как? Почитайте статью моего друга, писателя Тима Яланского «Как придумать язык героев фэнтези или фантастики?»
Я собрал те способы контакта, которые можно использовать. Не все, конечно, но разговор будет долгим, потому что их много – будет от чего отталкиваться, если вы пишете фантастику «контакта».
Подробнее рассмотрим некоторые из способов общения с инопланетянами. И не забудем, что контакт – это всегда условно два участника, которые понимают, что имеют дело с разумом.
1️⃣ Естественное изучение языка
Герой учит язык, как учим его мы в реальности. На это нужно время. Однако минимальным словарным запасом он может овладеть быстро, обмениваясь и узнавая значения базовых слов. Интересный прием – погружение героя в среду, когда ему ничего не остается делать, как учить язык.
Итак, герой может:
► изучать язык самостоятельно,
► изучать язык с учителем, наставником,
► изучать язык, активно погружаясь в среду.
Джейк Салли в фильме «Аватар» учит язык нави, живя среди них.
В фильме «Прибытие» лингвистка Луиза Бэнкс учит язык инопланетян в течение всего фильма.
Научно-фантастический роман «Птица малая», Мэри Д. Рассел – лингвист попадает на другую планету и изучает язык вместе с культурой.
Роман «Чужак в чужой стране» Р. Хайнлайна – Валентайн Майкл Смит, марсианский Маугли, учит язык людей постепенно – и сам влияет на него.
Роман «Посольский город» Чайны Мьевиль – главная героиня учит язык пришельцев, что говорят двумя ртами, в котором нет метафор и лжи.
Нормальный способ, который встречается во многих книгах, примеров много. Не всегда авторы «расписывают» время изучения, иногда просто упоминают об этом либо вообще не говорят, как он изучался. Особенно это касается всеобщего языка, называемого авторами по-разному: галактический язык, общегалактический, общегал в «Звездных войнах» (общий язык), космолингва, стандартный язык; марейн (язык гуманоидов) в цивилизации Культуры Бенкса; Интерлак во «Вселенной DC»; Вавилон-17 из одноименного романа Сэмюэля Дилэйни (изменяет сознание носителя); языки у Урсулы Ле Гуин и др.
2️⃣ Неестественное изучение языка
Здесь главное – герой должен усвоить язык очень быстро.
Выделим:
► реально-объяснимые способы: гипноз, другие различного рода внушения, погружение в транс, поток информации и т.п.
В сериале «Доктор Кто» пользователи Тардис автоматически понимают языки инопланетян через поле машины.
В фильме «Человек, который упал на Землю» пришелец Томас Джером Ньютон учит язык при помощи постоянного воздействия радио и телевидения, он зависим от них.
В фильме «Пятый элемент» Лилу овладевает языком и знаниями при помощи пропускания через мозг потока информации.
► фантастические способы (почти волшебные, но с каким-то условно научным объяснением). К примеру, изучение языка во сне, изучение при помощи химических препараторов, лекарственных средств, разного рода вмешательство в организм (в мозг).
В романе «Звёздный десант» Хайнлайна военные проходят подготовку во сне, у него же в романе «Космический кадет» кадеты учат венерианский язык во сне и под препаратами.
В романе-киберпанке «Нейромант» Уильяма Гибсона языки вживляют хакерам через интерфейс.
В романе «Гиперион» Дэна Симмонса члены экспедиции используют комлоты-импланты, которые могут загружать в том числе языки.
В цикле «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса вавилонская рыбка-переводчик вживляется в ухо.
В цикле Д. Уайта «Космический госпиталь» врачу любой расы приходится лечить не только представителей своей расы. Обучение заняло бы много времени. Писатель придумал мнемограмму.
Хирургические навыки, кое-какие знания по многовидовой медицине приходят с обучением и опытом, и все же полный объем знаний о физиологии конкретного пациента, нуждающегося в комплексном лечении, можно получить только с помощью мнемограммы. Мнемограмма представляет собой всего-навсего запись мозгового излучения некоего медицинского светила, принадлежащего к тому же виду, что и данный пациент…
Но мнемограммы включали в себя не только сведения по физиологии – вместе с ними в сознание реципиента попадали память и личность донора, носителя медицинских познаний. В результате диагност добровольно приобретал самую тяжелую форму шизофрении, а существа, как бы населявшие его разум, запросто могли быть агрессивными, неприятными в общении личностями. Гении, в том числе и медицинские светила, редко бывают душками в плане коммуникабельности. Наоборот, они чаще всего прочно напичканы всевозможными странностями, капризами и фобиями.
Личность самого диагноста, конечно, никогда не заглушалась мнемограммами на сто процентов, но реакция на любой заданный вопрос – как профессиональный, так и личный, находилась в прямой зависимости от того, с каким пациентом работал диагност, от того, в каком проекте он в данный момент был занят, и от того, насколько глубока была степень его сосредоточения на работе. (Д. Уайт, «Скорая помощь»)
► Фантастические (без всякого объяснения).
Язык, который учить не нужно, или же просто писатели не дают никакого объяснения ни о его сути, ни о том, как происходит изучение.
У С. Лукьяненко в романе «Спектр» знание общего языка дают ключники при первом переходе путешественника через станции с планеты на планету.
Братья Стругацкие придумали «линкос» – универсальный космический язык иератического (упрощенного) типа: «Невидимая река шумела сквозь шуршание дождя где-то совсем рядом, под обрывом, а прямо передо мною мокро отсвечивал легкий металлический мост, над которым светилось большое табло на линкосе: «ТЕРРИТОРИЯ НАРОДА ГОЛОВАНОВ» («Жук в муравейнике»)
Гарри Поттер в книгах Дж Роулинг узнает парселтанг внезапно, у него врожденные способности к этому языку.
Перси Джексон в книгах Рика Риордана тоже без объяснений использует древнегреческий.
Третья группа способов контакта требует особого рассмотрения.
Продолжение следует в пятницу
❗ Спасибо моему другу, писателю Тиму Яланскому за помощь в написании статьи
Другие статьи в подборке "Жанры"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.