Валентин Михайлович Сидоров (5 мая 1928, д. Сорокопенье, Тверская губерния — 9 января 2021, Москва) — российский художник-живописец, мастер пейзажа, педагог, академик АХ СССР, Народный художник СССР.
Сюжеты картин Валентина Михайловича Сидорова поражают своей простотой, как, например, в работе «На тёплой земле».
Сам художник говорит о картине так:
«На полотне ничего особенного и не происходит. Это моя бабушка сажает рассаду, а сестрёнка стоит и смотрит. Но картину эту можно поставить эпиграфом ко всему, что я делаю. Ведь всё, что я пишу, берёт своё начало на тёплой земле».
Через такие сюжеты, легко узнаваемые русские пейзажи, через образы деревенских жителей Валентину Михайловичау удалось показать, насколько сложен и волнующе прекрасен окружающий нас мир.
«В своих картинах я пытаюсь передать отношение русского человека к окружающей его природе. Хочу рассказать о его труде и вечной любви к земле, к родной земле», — поясняет мастер.
Художник родился в 1928 году в деревне Сорокопенье Тверской губернии. Позже его семья переехала в Москву. Однако каждое лето Сидоров возвращался на малую родину, в деревню Коровино. Эту деревню и её обитателей изображает художник в своих картинах.
Настоящее постижение ремесла началось для него в Московской средней художественной школе (МСХШ), куда он поступил в 1943 году. Сильное впечатление на юного художника произвели полотна И. И. Левитана, с которыми он познакомился, помогая в монтаже экспозиции Третьяковской галереи после её возвращения из эвакуации.
Окончив МСХШ в 1948 году, Сидоров продолжил обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде (с 2015 года — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина). Учёба и знакомство с музейными коллекциями города обогащали его новыми художественными впечатлениями.
Знаменателен один случай, который Сидоров описывает в своих воспоминаниях:
«В одно из воскресений... студентов Академии художеств попросили прийти в Русский музей помочь в уборке помещений самого музея и двора вокруг него. Наш первый курс отправили приводить в порядок чердак. Продвигаясь всё дальше и дальше, я вдруг увидел на полу что-то, напоминающее поверхность картины, достав носовой платок, я смахнул остатки сухой грязи и поднёс картину поближе к свету. Предо мной был Врубель, “Шестикрылый серафим”. Картину не надо было даже переворачивать, она сама как бы предстала предо мной, лик серафима смотрел на меня. Что-то увиделось в эту минуту и словно услышалось, о чём и говорить-то вроде бы никому не следует. Скоро собрались почти все наши, прибежали и студенты других курсов. Перед юнцами в военных шинелях и телогрейках, пережившими войну, стоял “Шестикрылый серафим”».
После летних пленэров на Волге и Каме Сидоров неизменно приезжал в Коровино. Именно там к нему пришло осознание глубокой связи с деревенской жизнью и скромной природой этих мест.
«Обращаясь к коровинским мотивам, я заметил, что они не отличаются широкими панорамами, нет таких синих далей, просторов, нет и крутых берегов, оврагов — всё простенько, ровненько, никаких эффектов, контрастов. Кругом ничем, казалось, непримечательные поля, как и везде, полоска леса. Какая в этом выразительность, что особенного, что писать? А ведь что-то тянуло меня в Коровино, что-то особенное есть в этом. Что именно? А вот это “что-то” и есть моё. Это “что-то” связано с этим домом, местом, этим краем, миром. Это и изображать надо, наверное. Здесь я. И сама деревня, и полевые сараи, и лес, и жизнь людей — моя жизнь».
В 1952 году Сидоров перевёлся в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. После его окончания, минуя официальное распределение, он самовольно уехал в Коровино, чтобы полностью погрузиться в работу над пейзажами и жанровыми сценами.
Эти работы, лишённые конъюнктурной «идейности», привлекают точной манерой письма, тонкой гармонией цвета и правдой образа. Казалось бы, обыденные сюжеты — дождь, восход, сумерки — обретают под кистью художника эффект личного переживания и сопричастности.
Сидоров стал одним из главных организаторов Союза художников России, который он возглавлял с 1987 года.
Начало XXI века стало для мастера временем подведения итогов, хотя он и продолжал активно работать.
Картина «Гори, гори ясно...», давшая название одной из его выставок, была задумана полвека назад.
На всю жизнь Валентин Сидоров запомнил слова своей бабушки, увидевшей эскиз:
«А это никак пятнашки, игра была такая: “Гори, гори ясно”. Также и мы бегали, кричали, радовались, всё было. Гори, гори ясно. — сказала она, вздохнув, — это ведь всё равно, что живи, живи ясно.»
По инициативе и на средства Валентина Михайловича в Коровино была воздвигнута часовня преподобного Сергия Радонежского. Она построена на месте древнего родительского камня, с которым односельчане прощались, уходя на войну, «в память о жителях Коровина, которые защищали Отечество, жили Верой и Надеждой».
Сидоров скончался в январе 2021 года в Москве от коронавируса. В марте 2023 года в Твери в усадьбе Корвин-Литвицких открылся Музей живописи В.М Сидорова "На теплой земле".
Работы Сидорова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, владимиро-суздальском музее-заповеднике, Тверской областной картинной галерее и частных коллекциях.