Мой отец — человек старой закалки. Всю жизнь за рулем, сначала на служебных «Москвичах» и «Волгах», потом на своей старенькой «девятке». Машина для него — это не статус, не игрушка, а рабочий инструмент. Он живет в своем доме, постоянно что-то строит, возит стройматериалы, рассаду на дачу, помогает друзьям с переездами. Его «девятка», верой и правдой служившая ему почти двадцать лет, окончательно сдалась. И встал вопрос о покупке новой машины.
Требования были простые: максимально большой багажник, неубиваемая подвеска, минимум электроники и, главное, разумная цена. Выбор, казалось бы, очевиден — Lada Largus. Это же реинкарнация старого доброго Renault Logan MCV, машины, которая славилась своей простотой, надежностью и огромным внутренним пространством. Идеальный «работяга».
Поход в салон Lada: ожидание и реальность
Мы с отцом поехали в ближайший официальный дилерский центр Lada. Настроение было приподнятое. Мы представляли, как возьмем базовый Ларгус, может быть, с кондиционером, и уложимся в какую-то понятную сумму. Ну, миллион, может, миллион сто — за новую, большую машину казалось приемлемым.
В салоне нас встретил вежливый менеджер. Мы сразу обозначили цель: нужен Ларгус, универсал, 5 мест, для работы, чем проще — тем лучше.
— Отличный выбор! — бодро сказал менеджер. — Ларгус — это наша легенда, неубиваемый автомобиль. Вот, посмотрите, комплектация Classic.
Мы подошли к машине. Да, это он. Простой, утилитарный дизайн, знакомый по Логану. Внутри — аскетично, но просторно. Огромный багажник — то, что нужно отцу. Базовая комплектация Classic с 90-сильным 8-клапанным мотором (тем самым, который ставится еще на Гранту) и механической коробкой. В оснащении — одна подушка безопасности водителя, ABS, ЭРА-ГЛОНАСС, гидроусилитель руля и передние электростеклоподъемники. Всё. Даже центрального замка нет.
— А сколько стоит? — спрашиваю я, готовясь услышать что-то около миллиона.
— 1 660 000 рублей, — с улыбкой отвечает менеджер.
Я на секунду подумал, что ослышался. Почти 1.7 миллиона? За машину без кондиционера, без музыки, без центрального замка, с одной подушкой безопасности и самым слабым мотором?
— Может, есть какие-то скидки? — с надеждой спросил отец.
— Да, конечно! Если сдадите старый автомобиль в трейд-ин, будет скидка 100 тысяч. А если возьмете кредит по программе LADA Finance, то еще минус 150 тысяч. Итого, ваша цена будет 1 410 000 рублей.
Полтора миллиона за «голый» Ларгус! Я стоял и не мог поверить своим ушам. Это же цена хорошего кроссовера еще пару лет назад.
— А с кондиционером сколько? — уже без особого энтузиазма спросил я.
— Комплектация Comfort с кондиционером, подогревом сидений, электрозеркалами и центральным замком будет стоить 1 710 000 рублей. Со всеми скидками — 1 460 000 рублей.
Полтора миллиона! За Ларгус на «механике», с 90-сильным мотором, пусть и с кондиционером. Я посмотрел на отца. Он молча развернулся и пошел к выходу. Я за ним.
Почему так дорого? Рассуждения обывателя
Мы ехали домой в полной тишине. Шок от цен не проходил. Как? Почему автомобиль, который по сути является Логаном 20-летней давности, с минимумом опций, стоит как современный кроссовер?
Я понимаю, инфляция, курсы валют, логистика... Но ведь это Ларгус! Его производство локализовано. Да, какие-то компоненты импортные, но не настолько же! У меня в голове крутились несколько мыслей:
- Отсутствие конкуренции: После ухода Renault Duster, Lada XRAY и других бюджетных универсалов, Ларгус остался практически один в своей нише. АвтоВАЗ просто пользуется своим монопольным положением и ставит ту цену, которую хочет, а не ту, которую диктует рынок.
- Накладные расходы: Огромный завод, избыток персонала, долги, кредиты — все это закладывается в цену каждой машины. Мы платим не только за автомобиль, но и за содержание всей этой махины.
- Политика утильсбора: Защищая свой рынок, АвтоВАЗ лоббирует повышение утильсбора, что делает импортные аналоги еще дороже. Но вместо того, чтобы снижать свои цены, завод просто подтягивает их к уровню подорожавших конкурентов.
В итоге мы имеем парадокс: отечественный автомобиль, который должен быть доступным, стоит необоснованно дорого, потому что ему «позволено» стоить дорого.
Неожиданная альтернатива: Haval M6
Пока мы ехали, я вспомнил, что недавно видел рекламу Haval M6. Большой кроссовер, который позиционировался как очень доступный. Ради интереса заехали в салон Haval.
И вот тут нас ждал второй шок, но уже приятный. Перед нами стоял Haval M6. Да, китаец. Но какой!
Первым делом бросилось в глаза, какой он большой. Побольше Ларгуса будет, и багажник тут просто огромный — больше 800 литров против Ларгусовских 560. То, что отцу и нужно. Заглянули под капот — там турбомотор 1.5 литра на 143 «лошади». Сравните с 90-сильным Ларгусом за те же деньги! Разница больше чем в 50 сил, это же пропасть.
А потом мы посмотрели на комплектацию самой простой версии, на «механике», которая стоила 1 999 000 рублей без всяких скидок. И вот тут мы окончательно поняли, насколько Ларгус отстал от жизни. В этой базе M6 уже было все, что нужно: две подушки, система стабилизации ESP (о которой в Ларгусе и не слышали!), кондиционер, круиз-контроль, задние парктроники с камерой, большой сенсорный экран, подогрев сидений, бесключевой доступ с кнопкой запуска и даже литые диски 17-го радиуса! Все это — в базе за 2 миллиона. А версия с «роботом» стоила 2 169 000 рублей.
Давайте еще раз прикинем. Ларгус в комплектации Comfort на «ручке» с 90 силами — 1.71 миллиона (или 1.46 со скидками за кредит/трейд-ин). Что там есть? Кондиционер, одна подушка, ABS, подогрев сидений, центральный замок. Все.
Haval M6 на «ручке» со 143 силами — 2 миллиона без скидок. В нем есть все то же самое, плюс ESP, вторая подушка, круиз, камера, бесключевой доступ, литые диски и мотор на 53 силы мощнее!
Да, M6 без скидок дороже Ларгуса без скидок примерно на 300 тысяч. Но посмотрите, сколько всего ты получаешь за эту разницу! Машина мощнее, безопаснее, современнее на голову. Даже если брать Ларгус со всеми скидками за 1.46 миллиона, а M6 за 2 миллиона без скидок, все равно китаец выглядит гораздо интереснее. Да, дороже, но ты понимаешь, за что платишь.
Выбор очевиден
Мы стояли около этого Haval M6, и отец, который всю жизнь ездил на отечественных машинах, сказал:
— Да уж... За такие деньги брать пустой Ларгус — это себя не уважать.
И я с ним полностью согласен. Приехали в салон Лада за новым Ларгусом отцу для работы. Но когда услышали финальную цену, то развернулись и ушли за другим автомобилем. Мы пока не купили M6, решили еще подумать, посмотреть другие варианты. Но одно ясно точно: АвтоВАЗ своей ценовой политикой сам отталкивает своих же покупателей. Когда за цену базовой Лады можно взять хорошо оснащенного «китайца», выбор становится очевиден.
Просьба подписаться на канал, поставить лайк, вам не сложно, а автору приятно. А вы бы что выбрали: пустой, но «проверенный» Ларгус за 1.5 миллиона или упакованный, но «китайский» Haval M6 за 2 миллиона? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!