Не битые кирпичи или камни, а всамделишный клад. Рыночная ценность, правда, не понятна, но и не ржавая арматура, уже на том спасибо.
Как случилось. Поскольку у меня нет забот вроде построения всякого рода зимних укрытий, то и дел у меня в саду уже нет, кроме подготовки новых территорий под посадки. Перекапываю те участки земли, что всё лето находились под плотным слоем картона и мульчей. Добралась до Вериного сада.
Там самый противный угол, заросший снытью. Но ещё хуже, что от соседа тянется девичий виноград, который у него разросся до неприличных размеров, а я всё-таки планирую его из своего сада выдворить (виноград, в смысле). После картона ситуация стала чуточку лучше, но толстенные корни винограда такой мелочью не остановить, вот я и выкапывала все подземные виноградовые коммуникации.
Вдруг вилы натыкаются на что-то твёрдое. Понятно, камень, надо выкопать. Втыкаю рядом. Ого, похоже, большой камень. Ещё. Не втыкается. Может, металлическая арматурина? Сколько я их выкопала уже. А ещё сосед как-то говорил, что прежние хозяева на нашем участке ванну зарыли. Не спрашивайте. А ещё тут где-то ива росла, муж её вырубил в своё время, поросль выкашивали, пока она не перестала расти, но корень-то до сих пор в земле.
И вот мне удаётся поддеть штуковину и вытащить наружу. "О, это же картина! Откуда она здесь?" – воскликнула дочь, которая конечно же держала под строгим контролем начало работ в её саду.
На самом деле, это была не картина, а рама. Настоящая, не железяка в металлолом. Тяжёленькая, цельная, даже какой-то рельефный рисунок просматривается.
Вначале я подумала, что металлическая, потом постучала – больше на камень похоже. Да и структура будто не металлическая, правда, камень так не крошится обычно. Смыла с рамы основную грязь, да и пошла снова копаться, всё равно ничего не понятно, дома разберусь, сейчас каждая минута на счету, темнает быстро.
Дома промыла получше – с хорошим напором воды и щёткой. Муж с работы пришёл, сразу сказал, что металл. Постучала снова, похоже, он прав. На улице звук был немного иной, возможно, из-за слоя грязи. Но если и металл, то, скорее всего, сплав на основе цинка, потому что ржавчина белая, она и крошилась. Знаменитый ЦАМ (цинк, алюминий, медь) изобрели в 1929 году в США, значит, рама была создана сильно позднее.
Вот интересно, сколько она пролежала в земле и как туда попала? Самое интересное, что в России будто и не существовало металлических рам, более-менее подробная информация только про деревянные.
Кое-где остались окрашенные участки (патина? позолота?), они коррозией не тронуты. Когда рама просохла, цвет краски стал матовым, состаренным зеленовато-золотым, с мелким кракелюром. В сочетании с изъеденными белой ржавчиной участками выглядит красиво, нарочно так не сделать, так только время может творить.
На следующий день снова пошла в тот угол, я же только начала работу. Стала повторно перекапывать, чтобы оставшиеся корешки выбрать, и вдруг снова натыкаюсь на что-то твёрдое. И не вытаскивается никак. Кое-как выковыряла кусок – осколок стекла. Да не один, а целый пласт битого стекла. Залежи! Месторождение! Туда просто закопали кучу битых бутылок.
Какой глубины этот бескультурный слой, какой площади – совершенно не понятно. Стала просто лопату за лопатой убирать верхний слой, хоть понять объём работы. Наткнулась на листы(!) шифера, плашмя положеные. Выкопала шифер.
Под ними тоже стекло. Во что я опять вляпалась? Хотела уже так оставить, но как сажать что-то в стекляшки? Это ведь не безобидный щебень с песком.
Наверняка стеклом замаскировали какой-то крутой клад, да? А что? Надо же мне мотивацию сочинить, чтобы вычистить этот угол.
А в раму надо картину какую-нибудь нарисовать, сад изобразить. Символично, тоже своего рода история.
Ольга, Подмосковье.