Найти в Дзене

Мама мыла раму, или как я клад в саду нашла

Не битые кирпичи или камни, а всамделишный клад. Рыночная ценность, правда, не понятна, но и не ржавая арматура, уже на том спасибо.

Как случилось. Поскольку у меня нет забот вроде построения всякого рода зимних укрытий, то и дел у меня в саду уже нет, кроме подготовки новых территорий под посадки. Перекапываю те участки земли, что всё лето находились под плотным слоем картона и мульчей. Добралась до Вериного сада.

Там самый противный угол, заросший снытью. Но ещё хуже, что от соседа тянется девичий виноград, который у него разросся до неприличных размеров, а я всё-таки планирую его из своего сада выдворить (виноград, в смысле). После картона ситуация стала чуточку лучше, но толстенные корни винограда такой мелочью не остановить, вот я и выкапывала все подземные виноградовые коммуникации.

Вдруг вилы натыкаются на что-то твёрдое. Понятно, камень, надо выкопать. Втыкаю рядом. Ого, похоже, большой камень. Ещё. Не втыкается. Может, металлическая арматурина? Сколько я их выкопала уже. А ещё сосед как-то говорил, что прежние хозяева на нашем участке ванну зарыли. Не спрашивайте. А ещё тут где-то ива росла, муж её вырубил в своё время, поросль выкашивали, пока она не перестала расти, но корень-то до сих пор в земле.

И вот мне удаётся поддеть штуковину и вытащить наружу. "О, это же картина! Откуда она здесь?" – воскликнула дочь, которая конечно же держала под строгим контролем начало работ в её саду.

Я тоже отметины лопатой оставила, когда вытаскивала. Откуда же знать, что в земле такая красота.
Я тоже отметины лопатой оставила, когда вытаскивала. Откуда же знать, что в земле такая красота.

На самом деле, это была не картина, а рама. Настоящая, не железяка в металлолом. Тяжёленькая, цельная, даже какой-то рельефный рисунок просматривается.

Купена.
Купена.

Вначале я подумала, что металлическая, потом постучала – больше на камень похоже. Да и структура будто не металлическая, правда, камень так не крошится обычно. Смыла с рамы основную грязь, да и пошла снова копаться, всё равно ничего не понятно, дома разберусь, сейчас каждая минута на счету, темнает быстро.

Довольно трудно одновременно держать одной рукой рамку, а другой фотоаппарат, и всё это на весу. Пришла домой, решила взвесить рамку – больше 2,2 кг. На фото пузыреплодник.
Довольно трудно одновременно держать одной рукой рамку, а другой фотоаппарат, и всё это на весу. Пришла домой, решила взвесить рамку – больше 2,2 кг. На фото пузыреплодник.

Дома промыла получше – с хорошим напором воды и щёткой. Муж с работы пришёл, сразу сказал, что металл. Постучала снова, похоже, он прав. На улице звук был немного иной, возможно, из-за слоя грязи. Но если и металл, то, скорее всего, сплав на основе цинка, потому что ржавчина белая, она и крошилась. Знаменитый ЦАМ (цинк, алюминий, медь) изобрели в 1929 году в США, значит, рама была создана сильно позднее.

Шалфей лекарственный и седум видный.
Шалфей лекарственный и седум видный.

Вот интересно, сколько она пролежала в земле и как туда попала? Самое интересное, что в России будто и не существовало металлических рам, более-менее подробная информация только про деревянные.

Кое-где остались окрашенные участки (патина? позолота?), они коррозией не тронуты. Когда рама просохла, цвет краски стал матовым, состаренным зеленовато-золотым, с мелким кракелюром. В сочетании с изъеденными белой ржавчиной участками выглядит красиво, нарочно так не сделать, так только время может творить.

Естественный кракелюр и сохранившийся объёмный орнамент.
Естественный кракелюр и сохранившийся объёмный орнамент.

На следующий день снова пошла в тот угол, я же только начала работу. Стала повторно перекапывать, чтобы оставшиеся корешки выбрать, и вдруг снова натыкаюсь на что-то твёрдое. И не вытаскивается никак. Кое-как выковыряла кусок – осколок стекла. Да не один, а целый пласт битого стекла. Залежи! Месторождение! Туда просто закопали кучу битых бутылок.

Половину ведра стекляшек уже наковыряла.
Половину ведра стекляшек уже наковыряла.

Какой глубины этот бескультурный слой, какой площади – совершенно не понятно. Стала просто лопату за лопатой убирать верхний слой, хоть понять объём работы. Наткнулась на листы(!) шифера, плашмя положеные. Выкопала шифер.

Шифер обратно вкопаю для заграждения от соседских сорняков.
Шифер обратно вкопаю для заграждения от соседских сорняков.

Под ними тоже стекло. Во что я опять вляпалась? Хотела уже так оставить, но как сажать что-то в стекляшки? Это ведь не безобидный щебень с песком.

Осенний сад будто специально оттенки подобрал, чтобы быть в гармонии с рамкой. Купена.
Осенний сад будто специально оттенки подобрал, чтобы быть в гармонии с рамкой. Купена.

Наверняка стеклом замаскировали какой-то крутой клад, да? А что? Надо же мне мотивацию сочинить, чтобы вычистить этот угол.

Хорошо сейчас в саду: куда ни посмотришь – везде картины. Копытень.
Хорошо сейчас в саду: куда ни посмотришь – везде картины. Копытень.

А в раму надо картину какую-нибудь нарисовать, сад изобразить. Символично, тоже своего рода история.

Ольга, Подмосковье.