Он боролся с барабанщиком из оркестра и победил его, исполнял «Танец лесорубов» и играл на «кастрюлях». Клоун Владимир Морозовский, Шурупчик родился на гастролях в семье цирковых артистов и постигал искусство буффонады, музыкальной эксцентрики и акробатики на манеже. В архиве Казанского цирка есть афиша легендарного «рыжего» клоуна.
Талантливый сын талантливых родителей
Маленький Володя появился на свет в августе 1936-го в далеком Чимкенте, это на юге Казахстана. Там его мама и папа, Нина и Александр Морозовские, знаменитые музыкальные эксцентрики, давали представления на гастролях. Умели они многое! Нина Владимировна владела мастерством эквилибристики, выступала в номере с икарийскими играми. Александр Константинович, белый клоун, участвовал в комических дуэтах, трио и сам себе аккомпанировал на музыкальных инструментах. Причем они постоянно придумывал что-нибудь «вкусненькое», например, артисты играли на точильных кругах или канделябрах.
Многое Владимир Морозовский взял на заметку, когда начал выступать самостоятельно. Но сначала он выходил на манеж в номере отца, как и его брат. Блестяще освоил пантомиму, акробатику, а еще закончил музыкальную школу – в 20 лет он умел делать практически все из репертуара родителей. Его коронным номером было соло на двух кларнетах.
«Где талию будем делать?»
В 1955 году Владимир Морозовский начал выступать на манеже как рыжий клоун Шурупчик – ковёрный и музыкальный эксцентрик. Нужно было найти свои фишки, придумать, как он будет выглядеть, задать особенности поведения. Морозовский выбрал сдержанную манеру, ровный тембр голоса без гипертрофированных «каверканий», утрированных эмоций. Получился веселый, хулиганистый парнишка в майке с красными полосками.
Выигранная дуэль
Детское, искреннее восприятие мира – но все серьезно, «нам не до шуток»! Таким представал на манеже Шурупчик. В репризе «Танец лесорубов» он боролся за справедливость – на самом деле, «танцевали» его партнеры по манежу, когда сами застревали в ловушке, приготовленной для главного героя.
Увидев барабаны, коверный громко и с неподдельным восторгом восхищался мощи этих «кастрюль» и увлеченно начинал на них играть.
Вступал в дуэль с барабанщиком циркового оркестра. Когда тот в ответ на его игру выдавал виртуозные па на инструменте в ответ, обзывал его нахалом и продолжал сам стучать. В конце концов, не выдержав конкуренции, запускал в неприятного типа воображаемую стрелу из лука, собранного из барабанных палочек. Освещавший оркестранта прожектор гас, Шурупчик радовался, что усмирил соперника.
Стабильность – признак класса
Партнеры с удовольствием работали с Владимиром Морозовским и менялись нечасто. Конечно, в первую очередь стоит вспомнить Валентину Морозовскую – она играла на ксилофоне, принимала участие во многих его репризах и просто была надежной помощницей.
Белый клоун Иван Сургучев выходил на манеж с Шурупчиком более 10 лет, а Юрий Аветисян, клоун-резонер, то есть «серьезный собеседник» – более 20.
Большой артист без преувеличений
Владимир Морозовский, как вспоминает его Рудольф Славский, в свое время был одним из немногих, кто мог хорошо сыграть антре, самостоятельный комический номер. Он умел показать на манеже не просто сюжет, но и паузы, взгляды, жесты, эмоции. Но не всегда в цирке есть такая возможность, когда на заполнение «пересменки» между номерами даются считанные минуты.
«Я всячески озабочен тем, чтобы у зрителей безотчетно возникало ощущение, будто клоун – это свой, давно знакомый им, веселый и приятный человек. Это я называю сделать зрителей единомышленниками», - говорил Владимир Морозовский.
Однажды Юрий Никулин специально приехал в свой выходной из Сочи в Ялту посмотреть на выступления «молодого комика», о котором ему говорили как об очень способном, и сказал: «Да, теперь вижу. Не преувеличивали».