Независимо от ширины порожка, именно межструнное расстояние определяет, сколько места остаётся для пальцев. Если вы долго не могли найти гриф достаточной ширины, читайте дальше... Возможно, решение найдется.
Пора рассмотреть несколько часто упускаемых из виду фактов и цифр о гитарах, на которых играют. В данной статье рассмотрим одну из самых фундаментальных характеристик инструмента - межструнного расстояния.
Скажите, было ли вам некомфортно играть на некоторых гитарах, потому что их грифы кажутся слишком узкими, учитывая, что у вас достаточно массивные пальцы? Учитывая, что человеческий рост может спокойно доходить до 200 см (и даже выше), то руки столь великого музыканта не будут миниатюрными, из-за чего при игре на гитаре будут возникать... трудности, мягко говоря.
Мы уверены, что существует огромное количество гитаристов (неважно, начинающих или опытных), кто сталкивался с тем, что гриф кажется слишком тонким, маленьким или широким, слишком большим или массивным. Однако, если взять широкий спектр электрогитар, которые поступают к доступны на рынке, разница, возможно, не столь существенна, как можно было бы предположить.
Что интересно, так это то, что очень мало кто говорит именно о межструнном расстоянии. Вполне очевидно, что независимо от ширины грифа двух разных гитар, если данное расстояние одинаково, места для пальцев (будь они толстыми, как сосиски, или тонкими, как иголки) не прибавится и не убавится.
Исторически сложилось, что Gibson использовал более широкий гриф по сравнению с Fender, если измерять у порожка, и считается, что эта тенденция сохраняется и сегодня. Тем не менее, так ли это на самом деле? И хотя многие назовут предпочитаемую ширину порожка, известно ли им, каково при этом реальное межструнное расстояние? Для ясности: размет струн измеряется между центрами двух крайних струн (рисунок ниже)
Независимо от ширины порожка, именно межструнное расстояние определяет, сколько места остаётся для ваших пальцев.
Независимо от стиля или бренда, среднее межструнное расстояние из значительного количества данных составляет от 35 мм, 35,5 мм и до 36 мм. Если принять во внимание диаметр струн, то ситуация оказывается интереснее: теоретически это означает, что максимальная разница в ширине между каждой парой струн составляет 0,2 мм, что эквивалентно толщине струны первой струны ми 0,008 дюйма. Как правило, меньшее расстояние будет на грифе с заявленной меньшей шириной порожка, и наоборот, однако это тоже не всегда так.
Разумеется, такая унификация создаётся благодаря тому, что большинство крупных производителей используют стандартные порожки с предварительно нарезанными или прорезанными канавками, поэтому межструнное расстояние у них не изменяется.
Тем не менее, после окончательной шлифовки и последующей отделки самого грифа может создавать дополнительные расхождения – допустимые пределы отклонений, из-за которого заявленная ширина порожка в 43 мм на спецификации может быть почти на 0,5 мм шире или уже, а иногда и больше данных пределов.
Возвращаясь к изначальному факту, что гриф у Gibson шире, чем у Fender: на другом конце - у бриджа - всё с точностью до наоборот. Исторически Fender использовал более широкий размет струн у бриджа - примерно 55 мм, а Gibson - более узкий, около 50 мм.
Так что, опять же теоретически, на Fender левая рука может чувствовать себя немного стеснённой, в то время как у бриджа остается больше места для медиатора или пальцев; с Gibson всё наоборот (рисунок выше).
В современном мире многие производители используют усреднённый стандарт размета у бриджа в 52,5 мм, например, PRS (рисунок ниже).
Реальность такова, что когда говорят о предпочтении «большого» или «маленького», или даже «широкого», или «узкого» грифа, это предпочтение может мало или вообще ничего не иметь общего с фактическим межструнным расстоянием.
Изменения формы
Но так ли это важно? И да, и нет. Любой может обхватить гриф рукой, немного поиграть и сделать вывод: «Он немного великоват для меня» или «Этот гриф кажется слишком маленьким», в то время как с точки зрения размеров они могут быть абсолютно одинаковыми: по ширине, измеренной у порожка и на 12-м ладу, а также по толщине, обычно измеряемой на 1-м и 12-м ладу. Но как же так?
Эта новая модель Epiphone имеет заявленную ширину порожка 43 мм, но фактическая ширина немного меньше.
Что ж, форма грифа также имеет принципиальное значение. Можно представить себе гриф с полным профилем «С» по сравнению с тем же по ширине и толщине, но со слегка с профилем «V», и, будет казаться, что второй гриф меньше, потому что у него менее выражены «плечи» формы – он кажется менее полным, даже если разница очень субъективная.
Аналогичным образом асимметричный профиль может внести дополнительную путаницу. Гриф может быть более полным со стороны басовых струн и иметь менее выраженное «плечо» со стороны тонких струн, из-за чего он может приятно ощущаться большим пальцем, особенно если обхватить его большим пальцем, в то время как сторона тонких струн струн ощущается «меньше». Иногда бывает наоборот.
Использование измерителя угла грифа для измерения толщины на 1-м ладу у Les Paul Junior '57 года
Измерение на 12-м ладу у Junior показывает, что гриф обычно толстый – чуть более 25 мм
Выходя за рамки мейнстрим-электрогитар, можно отметить, что инструменты, ориентированные на джаз, часто имеют слегка увеличенное межструнное расстояние. Например, Eastman Romeo и Romeo LA, определённо вдохновлённые джазовой гитарой, используют размет струн 37,5 мм при ширине порожка 44 мм и 44,5 мм соответственно, что является практически самым широким из встречавшихся показателей.
Однако одним крупным исключением из этого правила стал Gibson в 2015 году, когда было решено, что хорошей идеей будет предложить более широкие грифы на многих моделях, потенциально удобные для обладателей толстых пальцев.
Тем не менее, несмотря на ширину у порожка (фактически, это был нулевой латунный лад) приблизительно 45,5 мм, эти гитары сохранили свой стандартный размет струн: 36,5 мм у порожка и 50 мм у бриджа. Чем это было обусловлено, остаётся неясным.
Однако можно предположить, что данный нюанс обусловлен прочностными рассчетами натяжения струн и стандартизацией звукоснимателей. Другими словами, несмотря на имеющуюся возможность сделать гриф уже или шире, из-за унификации производства звукоснимателей со стандартным расположением магнитных сердечников производителям приходится подстраиваться под имеющиеся стандарты.
Казалось бы, что сделать звукосниматель меньше стандарта и сделать игру более комфортной (или наоборот больше стандарта) не составит труда, однако при массовом конвейерном производстве затраты на изменение производственной линии станут крайне высокими.
Итак, как же выбрать гитару, опираясь на межструнное расстояние?
В свете вышесказанного, что может сделать гитарист, который ищет гитару с большим пространством для пальцев? Ответ кроется в том, чтобы обращать внимание на три ключевых аспекта, выходящих за рамки заявленных спецификаций.
1. Запросите фактические измерения. Если вы покупаете гитару онлайн, не стесняйтесь нам с просьбой измерить фактическое межструнное расстояние как на верхнем порожке, так и на бридже. Это самые объективные данные. Однако помните, что даже при одинаковых цифрах гриф может ощущаться по-разному из-за разного профиля грифа.
2. Обратите внимание на профиль. Ширина и толщина - это лишь два измерения из трех. Третье - это форма поперечного сечения грифа. Глубокий профиль «С» или «U» будет ощущаться более объемным и заполняющим ладонь, в то время как тонкий «С» или плоский «D» могут казаться меньше, даже при идентичной ширине. При этом асимметричный профиль, который в последние годы набирает популярность, может стать идеальным компромиссом, предлагая поддержку для большого пальца на басовой стороне и более плоский, обтекаемый профиль для дисковых струн.
3. Рассмотрите кастомные опции. Если серийные модели не удовлетворяют вашим запросам, возможно, решение - обратиться к мастеру или рассмотреть бренды, предлагающие кастомный заказ. Многие производители предлагают широкий выбор параметров грифа, включая точное межструнное расстояние на порожке. Тем не менее, этот путь, как правило, дороже и требует более глубокого понимания того, что именно вам нужно.
Итак, восприятие грифа - это сложный коктейль из объективных измерений и субъективных тактильных ощущений. Однако, как показывает семилетний опыт измерений, межструнное расстояние является тем решающим фактором, который напрямую влияет на физическое пространство для ваших пальцев. Забудьте на время о цифрах ширины порожка и копните глубже.
В следующий раз, когда вы возьмете в руки гитару, которая кажется вам идеальной, попробуйте понять: это ощущение создает ширина самого грифа или именно то, как расположены струны? Ответ может вас удивить и навсегда изменить ваш подход к выбору инструмента.