Гриф с меньшим радиусом позволяет легче добиться низкого действия струн без дребезга при бендах: Не стоит недооценивать влияние радиуса грифа - он кардинально влияет на ощущения от игры.
Радиус, критически важный для ощущений при игре, относится как к струнам, так и к самому грифу. В данной статье рассмотрим различные способы его влияния на ощущения от инструмента.
Самые ранние инструменты, похожие на гитару, вероятно, имели плоские грифы. Однако в наше время практически каждая гитара имеет изогнутый гриф. Речь не о выпуклости или вогнутости, а о кривизне, которая соединяет оба края грифа, достигая наивысшей точки вдоль его центральной линии.
Если интересно, почему радиус грифа в целом предпочтительнее, попробуйте мысленно взять баррэ. Вероятно, будет заметно, что указательный палец слегка изогнут. При этом, если попробовать зажать все шесть струн только указательным пальцем, можно заметить, что струны D и G с наибольшей вероятностью не будут звучать чисто.
Возвращаясь к воображаемому баррэ, если поместить большой палец там, где обычно находится тыльная сторона грифа, указательный палец инстинктивно выпрямится. Комбинированный эффект поддержки большого пальца и соответствия радиуса грифа естественному изгибу указательного пальца делает аккордовую игру более комфортной и менее утомительной.
Тем не менее, традиционные классические гитары имеют плоские грифы, что подходит классической технике игры и струнам с низким натяжением. Однако сейчас производятся гитары с нейлоновыми струнами и слегка изогнутыми грифами - так называемые «гибридные» модели - предназначенные для гитаристов, играющих на акустических и электрогитарах со стальными струнами, которые хотят расширить свой арсенал без необходимости сильно адаптировать стиль игры.
Гибридные радиусы стали модными в 80-е и остаются популярными у самых разных музыкантов.
Большинство крупных производителей ассоциируются с определенными радиусами. Например, Martin традиционно использует радиус 16 дюймов (406,5 мм), винтажные Danelectro - 14 дюймов (355,5 мм), а Fender всегда ассоциировался с радиусом 7,25 дюйма (184 мм). В последние годы стали распространены грифы Fender с радиусом 9,5 дюйма (241 мм), в то время как PRS отдает предпочтение 10 дюймам (254 мм).
Считается, что у Gibson радиус грифа составляет 12 дюймов (305 мм). Однако у большинства электрогитар, выпущенных ими до середины 60-х, этот показатель ближе к 9,5 или 10 дюймам.
В золотые дни шред-гитаризма 80-х музыканты начали требовать более плоских радиусов, и такие компании, как Charvel, Jackson и Ibanez, предлагали варианты на 12, 16 или даже 20 дюймов (508 мм). Приоритетом были максимальная скорость и плавные бенды, чего позволяет добиться более плоский гриф, по причинам, которые будут описаны ниже.
Радиус струн
Соображения о радиусе применимы и к струнам, и к грифам. Если гриф абсолютно плоский, то высота струн над ним может оставаться постоянной по всей его длине. И это применимо независимо от того, идут ли струны параллельно друг другу или расходятся между верхним порожком и бриджем.
По мере увеличения расстояния от верхнего порожка увеличивается и зазор между грифом и, в частности, внешней струной, что приводит к более высокому действию струн.
Допустим, прорези верхнего порожка задают струнам радиус 7,25 дюйма над грифом с таким же радиусом. При радиусе струн в 7,25 дюйма на бридже постоянная высота струн над грифом может быть достигнута только при параллельном расположении струн. Однако на большинстве гитар струны расходятся между верхним порожком и бриджем, и гриф соответствующим образом расширяется.
По мере увеличения расстояния от верхнего порожка увеличивается и зазор между грифом и, в частности, внешней струной, что приводит к более высокому действию струн. Если действие понижено для компенсации, это означает, что при бенде две верхние струны могут соприкасаться с более высокими ладами, что вызывает «зажатие» звука.
Это происходит потому, что высота седла бриджа фиксирована, но изогнутые струны больше не направлены вверх к седлу, а выравниваются или даже направляются вниз. Именно поэтому гриф с более плоским радиусом позволяет легче добиться низкого расположения струн без дребезга при бендах.
На таких бриджах, как этот от Gretsch, высоту струн нельзя точно настроить индивидуально.
Настройка гитар – сложная тема, выходящая далеко за рамки этой статьи. Однако тем, кто хочет попробовать сделать это самостоятельно, могут помочь калибры. Полные наборы доступны на известных аукционных сайтах. Если радиус грифа неизвестен, его можно быстро определить, но важно проводить измерения с обоих концов, по причинам, которые будут объяснены позже.
Калибры также можно использовать для настройки высоты седла бриджа для достижения предпочтительного радиуса струн. Некоторые предпочитают совмещать радиусы бриджа и грифа, но другие выбирают больший радиус для бриджа – например, 9,5 дюймов для грифа с радиусом 7,25 дюйма или 12 дюймов для грифа на 9,5 дюймов. Начните с понижения действия струны E первой до тех пор, пока ее можно будет поднять на полтора тона без зажатия. Аналогично установите высоту струны E шестой до уровня, при котором ее можно сильно бить без дребезга или с приемлемым его уровнем.
При размещении на внешних струнах E калибры дают точное визуальное представление. Целесообразно опустить высоту всех четырех внутренних струн, а затем поднять их до момента касания струнами калибра.
Если говорить простыми словами, то представьте, что струны на гитаре должны лежать не на плоской поверхности, а на поверхности большого цилиндра, как бы повторяя изгиб вашего пальца. Этот изгиб и есть радиус грифа.
- Маленький радиус (например, 7.25") - это сильно изогнутый гриф, как у классических гитар.
- Большой радиус (например, 12") - гриф почти плоский, как у многих современных гитар.
Чтобы гитара хорошо звучала, опорные точки струн (седла на бридже) должны повторять этот изгиб.
Гитары Martin чаще всего ассоциируются с радиусом грифа в 16 дюймов.
Пока не затрагиваются седла внешних струн E, можно быстро и легко пробовать различные радиусы бриджа, чтобы определить, какой лучше подходит для гитары и вашего стиля игры. Очевидно, это можно сделать только с бриджами, имеющими индивидуально регулируемые седла.
На бриджах типа Tune-o-matic, hardtail и Gretsch радиус задан конструктивно, поэтому возможности тонкой настройки ограничены. Это также стоит учитывать при рассмотрении апгрейда бриджа, поскольку его радиус должен быть совместим с грифом.
Когда радиус бриджа слишком плоский по отношению к грифу, и установлено предпочтительное действие для внешних струн, средние струны могут стать слишком низкими и дребезжащими. Противоположное может произойти, если бридж слишком изогнут, потому что средние струны будут неестественно высоко над грифом. Тем не менее, на некоторых гитарах, например, винтажных Gretsch, штатные бриджи не совпадают по радиусу, и установка стороннего бриджа с лучшим соответствием может улучшить как играбельность, так и тон.
Гибридные радиусы
Как и многие современные высокопроизводительные электрогитары, Jackson Pro Plus Series Dinky DKAQ оснащена грифом с гибридным радиусом
Большинство грифов сохраняют постоянный радиус по всей длине, но не все. Поскольку многие гитаристы предпочитают более выраженную кривизну для аккордов, но более плоский радиус для плавных бендов, может возникнуть вопрос: можно ли получить лучшее из обоих миров? Ответ – да, и распространенный термин для таких грифов – «гибридный радиус» (иногда называют составным радиусом).
Это можно представить, рассмотрев прямую трубу. Если сделать ровный продольный срез, получится постоянный радиус по всей длине. Однако если проделать то же с конусом, результат будет иметь малый радиус на узком конце, который постепенно становится более плоским по мере расширения конуса. По сути, гриф с составным радиусом похож на секцию конуса, что минимизирует увеличение зазора между грифом и струнами по мере их расхождения над верхними ладами.
Разные производители приписывали себе «изобретение» грифа с составным радиусом. Однако возможно, что некоторые хорошо известные гитары получили такие грифы случайно.
Некоторые мастера шлифуют грифы в процессе замены ладов, и много лет назад нормальной практикой считалась шлифовка накладки грифа – особенно на грифах из палисандра и клена. Без радиусных шлифовальных брусков это делалось на глаз, что означало, что области с сильным износом могли стать несколько более плоскими, особенно после нескольких переладок.
Именно это техник Стиви Рэй Вона Рене Мартинес говорит о его гитаре «Number One». Известный мастер Дэн Эрлевайн в 1989 году сообщил, что радиус постепенно менялся до значения между 9,5 и 10 дюймами.
Без сомнения, техники и гитаристы заметили, что некоторые гитары становились немного удобнее после замены ладов – и многие поняли причину. К 1980-м годам грифы с составным радиусом были в моде, особенно для шреда на «суперстратах», но они остаются популярными у самых разных музыкантов.
Гитары Gibson, такие как этот Murphy Lab Les Paul Junior, обычно имеют радиус грифа 12 дюймов.
Составной радиус, безусловно, привлекателен. Однако агрессивная шлифовка грифов винтажных или высококлассных гитар в винтажном стиле не рекомендуется. Это особенно актуально для грифов с накладкой из клена или шпона. Тем не менее есть и другой вариант.
Установка более высоких ладов позволяет получить ощущение составного радиуса без повреждения грифа. Эта процедура, называемая «смена ладов для бендов», заключается в опиливании ладов для достижения желаемого радиуса, а не в шлифовке дерева. Это относительно простая процедура, и любой компетентный техник должен быть способен выполнить ее, если возникают проблемы с высоким действием струн исключительно для предотвращения зажатия.
Легендарный мастер по грифам Тадео Гомес был ответственнен за работу над этим Broadcaster 1950 года.
Это работает и в обратную сторону, как недавно обнаружил автор, когда его попросили заменить лады на Telecaster середины 50-х. Абсолютно оригинальный гриф работы Тадео Гомеса никогда не казался владельцу идеальным, и калибры быстро показали, что радиус грифа начинался с 7,24 дюйма, но к 14-му ладу приближался к шести дюймам. Другими словами, у него был обратный составной радиус.
Гриф никогда не шлифовался и не перекрашивался, поэтому можно предположить, что у Тадео был не лучший день, или кто-то другой обрабатывал радиус, пока Тадео вырезал свой типичный великолепный профиль. Единственным неинвазивным решением в этом сценарии была установка высоких ладов и последующая их обработка для достижения постоянного радиуса в 7,25 дюйма.
При покупке гитар есть много вещей для рассмотрения, но никогда не стоит упускать из виду радиус грифа. Он кардинально влияет на ощущения при игре, и малый радиус ограничивает, насколько низко можно установить действие струн.
И наоборот, более плоский радиус может стать некомфортным, если игра в основном аккордовая, а не сольная. При этом, в отличие от звукоснимателей, фурнитуры и даже отделки гита