Хоррор — один из немногих жанров, чья популярность почти не падает: он невероятно гибкий и позволяет авторам выдумывать что угодно. Но фундамент у него классический — винтажный survival horror из эпохи Resident Evil и Silent Hill, с редкими «родственниками» вроде Clock Tower, Haunting Ground и Alone in the Dark. Сегодня эти серии эволюционируют, обновляют механики и получают шикарные ремейки, но «танковое» наследие 90-х забыть трудно. В 2021-м это доказала инди-сенсация Dual Effect — Tormented Souls, откровенная, но очень симпатичная «любовная записка» Capcom-овскому хоррору.
И вот теперь Tormented Souls 2 добирается до нас — вопрос простой: стояло ли ждать? Продолжение истории Кэролайн Уокер сумело нарастить мясо на костях первой части или это всё тот же страшный сон, только в другой комнате?
Головоломки, ещё головоломки и опять головоломки
Если вы играли в первую часть, то помните: пазлов было море, и многие — с той самой «криптичной» изюминкой, которая заставляет думать нестандартно. Это был честный оммаж головоломкам Resident Evil (а местами — и по-сайлентхилловски туманным загадкам).
Во второй части дефицита загадок нет вообще. Чтобы двигать сюжет Кэролайн, придётся постоянно шуршать по локациям в поисках неочевидных предметов и деталей — классика старой школы, со всеми плюсами и минусами. Бэк-трекинг заложен в ДНК: кому-то это зайдёт, кому-то покажется «нелепым» и затянутым.
Часть пазлов расставлена удачно и круто подсвечивает жутковатую атмосферу виллы Хесс. Но вне оптики классики кое-что и правда выглядит комично: условная средневековая статуя с «тысячей рычажков» в итоге выдаёт обычную мелочь. Да, это фирменная «абсурдность» резиковских загадок — либо полюбите, либо взбесит.
Бои — по классике. И… немного пресновато
Комбат в Tormented Souls — это ретро «танк»: нет прицела «через плечо», почти нет стрейфа, уклонов толком тоже. Сначала кажется неуклюже, но в этом его шарм — учишься терпению и дистанции.
В сиквеле механика практически не изменилась — и это ок для олдскульного survival horror. Кэролайн не спецназ, но гвоздомёт держит уверенно, плюс несколько уникальных пушек. Проблема в другом: арсенал слишком узнаваем. Да, вернулся гвоздомёт (даже в двух вариациях), фирменный дробовик, монтировка и прочее. Хотелось бы, чтобы переезд из Канады в Чили повлиял и на оружейный «характер» — свежих идей тут не хватает.
Странноватое продолжение — зато с нормальным закрытием
Многие после финала первой части гадали: куда двигать историю Кэролайн после больницы Уайлдбергер? Канон, похоже, берёт «лучший» финал — тот, где Кэролайн сбегает вместе с 10-летней Анной.
Сиквел стартует через несколько месяцев. Обе всё ещё залечивают травмы, но Анна страдает сильнее — кошмары не отпускают. Кэролайн, в попытке помочь, везёт её в чем-то отдалённый чилийский городок Вилла Хесс — мол, там есть «клиника». На деле — религиозный монастырь со своими «зелейными» порядками. И да, всё быстро идёт наперекосяк: Анну снова похищают, на этот раз — местные фанатики.
Да, решение Кэролайн — мягко говоря, спорное (минус пару «очков старшей сестры»). Но если это опустить, дальше история работает: местами пробирает, держит в тонусе, подкидывает подозрительных помощников со своими мотивами. Возвращаются и сверхъестественные мотивы — «другая сторона», переходы во времени, способности Кэролайн остаются загадочными и объясняются скуповато.
Есть несколько концовок — ваши действия во второй половине сюжета действительно меняют исход (вплоть до трагического). Это даёт ту самую реиграбельность старой школы. И всё же, в целом, завязка и «каркас» сюжета слишком похожи на первую игру — хотелось смелее.
Ностальгия — в дамках. А вот остального не хватает
Tormented Souls 2 идеально ловит дух классики: от Resident Evil до отсылок к Silent Hill и Alone in the Dark. Если хочется вернуть то самое ощущение — это почти эталонный «телепорт» в 90-е.
За это игра по праву заслуживает похвалы: это страстное письмо любви великому хоррор-наследию. Но у ностальгии две стороны. Тем, кто не жил в той эстетике или не любит её, здесь будет сложнее: свой мир и герой должны «тащить» сами по себе — а вот тут проседает.
Сюжет в целом не особо памятный и не предлагает новых ходов: «полузомби», злые культы, жертвоприношения, микс мистики и «псевдонауки» — всё знакомо. И Кэролайн как персонаж пока неглубока: даже с тем, что с ней происходит, ощущение, что она «просто идёт по чеклисту». Мало характера, мало развития.
Плюс дизайн персонажей, диалоги и озвучка снова не впечатляют. Да, есть небольшой прогресс, но реплики Кэролайн часто звучат неуклюже — увы, не в том милом «ре1-стайл» смысле, а просто неловко. У Анны реакций больше, они ближе к реальности травмированного подростка — это плюс.
В итоге ощущение, что игра скорее хочет быть аттракционом ностальгического ужаса, чем основой для новой сильной вселенной вокруг Кэролайн.
Итоги
Tormented Souls 2 — это весёлый (и местами предсказуемый) сиквел неожиданного инди-хита для поклонников хоррора. Видно, что Dual Effect вложили сердце в этот оммаж классике: «танковое» управление для гурманов, амбициозные головоломки (иногда перегибают палку) и проверенные тематические страхи. Как и в первой части, хромают история и персонажи — не добирают глубины.
Если вы скучали по старошкольному survival horror — берите смело: атмосфера и пазлы на месте. Если же ждёте новых идей и сильной драматургии — их тут маловато. Но как страстное напоминание, за что мы полюбили жанр, Tormented Souls 2 справляется с задачей на отлично.