Найти в Дзене

Ценовая битва транспортных гигантов обвалила ставки из Китая

Стоимость перевозки контейнеров из КНР остается минимальной с 2020 года Стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Россию в 2025 году достигла пятилетнего минимума, пишет «Коммерсантъ». Об этом заявил старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов на презентации нового контейнерного индекса, запуск которого состоится 23 октября. По его словам, снижение цен вызвано падением объемов импорта из Китая и образовавшимся профицитом провозных мощностей. Железнодорожный и морской транспорт усилили межвидовую конкуренцию, что привело к снижению ставок и неоднократному обновлению постпандемийного минимума в течение года. История вопроса: Новый индекс ЦЦИ, значение которого на 15 октября составило $5305, отражает спотовые ставки на перевозку 40-футового контейнера из Шанхая в Москву. Как пояснил директор ЦЦИ Роман Соколов, индекс учитывает полную стоимость цепочки: морской фрахт, железнодорожную логистику, услуги терминалов в России, автомобильную доставку до склада получат

Стоимость перевозки контейнеров из КНР остается минимальной с 2020 года

Стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Россию в 2025 году достигла пятилетнего минимума, пишет «Коммерсантъ». Об этом заявил старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов на презентации нового контейнерного индекса, запуск которого состоится 23 октября. По его словам, снижение цен вызвано падением объемов импорта из Китая и образовавшимся профицитом провозных мощностей. Железнодорожный и морской транспорт усилили межвидовую конкуренцию, что привело к снижению ставок и неоднократному обновлению постпандемийного минимума в течение года.

История вопроса:

Новый индекс ЦЦИ, значение которого на 15 октября составило $5305, отражает спотовые ставки на перевозку 40-футового контейнера из Шанхая в Москву. Как пояснил директор ЦЦИ Роман Соколов, индекс учитывает полную стоимость цепочки: морской фрахт, железнодорожную логистику, услуги терминалов в России, автомобильную доставку до склада получателя и пользование контейнером. На спотовые перевозки, по его оценке, приходится около 85% импортного контейнеропотока. Индекс базируется на ставках по четырем ключевым маршрутам: морской переход до Владивостока с дальнейшей железнодорожной доставкой в Москву, прямой железнодорожный маршрут через Казахстан, Монголию или Забайкальск, а также глубоководные океанские маршруты (deep sea) до Санкт-Петербурга или Новороссийска с финальной автомобильной доставкой до Москвы. Удельный вес первых двух направлений в индексе составляет 44% и 43% соответственно, в то время как на маршруты deep sea через Петербург и Новороссийск приходится 10% и 3%. Роман Шагалов добавил, что весовые значения субиндексов пересматриваются ежегодно, и в 2025 году вес маршрута через Петербург увеличился благодаря возросшей популярности.

Несмотря на общий нисходящий тренд, в октябре индекс демонстрирует небольшой рост. Однако, как отмечает Шагалов, в этом году не состоялось ожидаемого сезонного увеличения импортного контейнеропотока и ставок перед новогодними праздниками. Аналитик связывает это с затоваренностью складов и снижением покупательной способности населения, из-за чего импорт остается на невысоком уровне. Текущий рост ставок обусловлен независимыми факторами. Среди них Роман Шагалов выделяет усиление таможенного контроля на границе Казахстана и Китая в отношении контейнеров, следующих в Россию, что привело к росту ставок на контейнерные поезда примерно на 10% в месячном выражении. Также на ситуацию повлияло прекращение деятельности одного линейного перевозчика на Дальнем Востоке – китайской STF Shipping, у которой в регионе работало три судна. Компания взяла контейнеровоз в аренду на пике рынка, но не смогла расплатиться с судовладельцем в период низких ставок. Директор ЦЦИ Роман Соколов комментирует: «Финансовый спор двух юридических лиц привел в моменте к росту ставок на Дальнем Востоке», – иллюстрируя хрупкость контейнерного рынка. При этом он ожидает, что влияние этой ситуации, как и аналогичных случаев в прошлом, окажется краткосрочным.

Роман Шагалов отмечает, что тренд на снижение ставок на глубоководных сервисах (deep sea) в октябре лишь усилился. Однако из-за большего веса в индексе маршрутов через Владивосток и прямого железнодорожного сообщения контейнерный индекс в целом подтянулся вверх на 3% и, возможно, продолжит умеренный рост во второй половине октября или начале ноября. Роман Соколов обращает внимание на ключевой фактор для Дальнего Востока – пропускную способность железных дорог. Он утверждает: «Пока железнодорожный транспорт будет ехать быстро, ставки на морские перевозки на deep sea будут колебаться на минимальных значениях». Эксперт также указывает на влияние высокой ключевой ставки: «Высокая ключевая ставка сделала фактор скорости доставки одним из главных: импорт во многом осуществляется не на собственные средства, а на заемные, и клиент готов платить за доставку дороже, если она придет раньше».

При этом российское направление остается премиальным для перевозчиков. Роман Соколов приводит конкретные цифры: ставка на направлении Шанхай–Петербург составляет $3100 за 20-футовый контейнер и $4323 за 40-футовый. В то же время стоимость доставки в порты Прибалтики и Финляндии более чем вдвое ниже. На маршруте Шанхай–Котка ставки составляют $1300 и $1750 соответственно, Шанхай–Клайпеда – $1150 и $1400, Шанхай–Рига – $1200 и $1550, Шанхай–Таллин – $1250 и $1550.

Напомним, в октябре 2025 года стоимость прямых железнодорожных отправок из Китая в Россию выросла в среднем на $300-500, сообщили в ГК «Силайнер». Основными драйверами подорожания стали серьезные задержки на границе Казахстана и России, а также повышение арендных ставок на контейнеры в Китае. LR