Найти в Дзене
Мир комиксов

Чёрный юмор и шаловливые сюжеты в карикатурах Тёплого Телогрея

Есть мнение, что российская карикатура — это что-то предельно простодушное, почти лубочное. Такой, знаете, весёлый балаган, где главный конфликт разворачивается между незадачливым мужем и его тёщей, вооружённой скалкой. Мол, какой уж тут чёрный юмор, какая экзистенциальная жуть? Оставьте это мрачным скандинавам и циничным американцам. А у нас тут — баня, гармонь и берёзки.

-2
-3

И вот на эту поляну, где уже, казалось бы, всё давно поделено, выходит человек под псевдонимом Тёплый Телогрей. И одним своим никнеймом он будто обещает нам что-то родное, простое, основательное. Что-то из дачной жизни или рассказа Шукшина.

-4

Но вместо того чтобы греть душу, он начинает творить такое, отчего становится сначала не по себе, а потом — очень смешно. Он берёт самые мрачные сценарии, какие только можно вообразить, и заворачивает их в до боли знакомый бытовой абсурд.

-5

В сегодняшнем выпуске блога «Мир комиксов» мы попытаемся понять, почему этот загадочный мастер так любит пугать и смешить одновременно и как ему удаётся делать чёрный юмор не отталкивающим, а по-своему уютным.

-6

Первое, что бросается в глаза, — это, конечно, стиль. Он нарочито грубоватый, даже «неотёсанный». Если бы персонажей Телогрея вырезали из дерева, то явно тупым топором.

-7

У них часто непропорциональные фигуры, гипертрофированные носы и очень выразительные, хотя и простые, лица. Это прямая отсылка к эстетике старой советской карикатуры, к тому самому «Крокодилу», который читали наши отцы деды.

-8

Но на этом сходство и заканчивается. Советская карикатура, как правило, бичевала пороки: вот пьяница, вот бюрократ, вот стиляга. Она была инструментом воспитания.

-9

Тёплый Телогрей никого не воспитывает. Он просто фиксирует реальность, доводя её до точки кипения абсурда. Его персонажи — это не просто социальные типы, это архетипы, застрявшие в очень странных обстоятельствах.

-10

Его юмор — это юмор ситуации, доведённой до логического, хотя и совершенно безумного, финала. В его мире говорящие животные, сказочные персонажи и типичные обыватели с авоськами существуют в одной плоскости.

-11

И все они одинаково подвержены фатальным законам этого мрачноватого мира. Герои Телогрея регулярно попадают в ситуации, которые в реальной жизни тянули бы на криминальную хронику или трагедию, но подаются автором с невозмутимым сарказмом.

-12

В этом, кстати, он близок к Гари Ларсону и его легендарным комиксам «The Far Side», где коровы и учёные с тем же успехом становились жертвами нелепых катастроф.

-13

А как вы думаете, где проходит грань между просто смешной шуткой и настоящим чёрным юмором? Телогрей, кажется, эту грань не просто нащупал, а протоптал по ней широкую тропу.

-14

Он не боится тем, которые другие художники старательно обходят. И в этом его сила. Он берёт страшное и делает его бытовым, а потому — не таким уж и страшным.

-15

Визуально его мир тоже подчёркнуто «неласковый». Художник предпочитает приглушённую, почти графитовую палитру. Серые, жухлые коричневые, болотные оливковые оттенки — всё это работает на создание атмосферы будничной усталости.

-16

Его рисунки не кричат цветом, они скорее бубнят себе под нос что-то саркастическое. Это очень похоже на визуальный язык фильмов-нуар, где всё самое важное происходит в полутени, а колорит подчёркивает общее напряжение и фатализм.

-17

При этом Тёплый Телогрей остаётся очень русским художником. Его абсурд растёт не из абстрактных философских концепций, а из очень узнаваемой почвы.

-18

Его герои — это неверные мужья, ошалевшие от жизни простаки, философствующие выпивохи. Это тот самый «маленький человек», который, пытаясь как-то устроиться в этой странной жизни, вечно влипает то в смешную, то в трагическую историю.

-19

В его работах часто сквозит двойное дно. На первом уровне — это просто забавная или нелепая сценка. Но если задержать взгляд, проступает едкая критика или сарказм по поводу устройства мира.

-20

Художник словно говорит нам: да, жизнь — штука довольно суровая и нелогичная, но если не смеяться над этим, можно и вовсе тронуться умом.

-21

Интересно, что в условиях, когда многие боятся резких высказываний или излишней откровенности, Телогрей нашёл для себя идеальную нишу. Он упаковывает свои мысли в такую гротескную и абсурдную форму, что придраться к ней почти невозможно.

-22

Это та самая «фига в кармане», только карман этот — не фиговый листок, а добротный ватник, в котором и тепло, и безопасно. Его карикатуры становятся той самой отдушиной, где можно выдохнуть и посмеяться над тем, о чём вслух говорить не принято.

-23

Пожалуй, главная заслуга Тёплого Телогрея в том, что он реабилитировал «грубый» стиль. Он доказал, что для тонкой иронии не обязательны изящные линии. Иногда, чтобы достучаться до зрителя, нужен именно такой прямой, честный и немного неуклюжий рисунок, который не пытается казаться лучше, чем он есть.

-24

Так что, если вы устали от рафинированного юмора и хотите чего-то по-настоящему острого, вам точно стоит «утеплиться» его творчеством. Только будьте осторожны. Как мы и предупреждали, этот юмор только для истинных ценителей чернушки.

-25

Больше комиксов и карикатур с черным юмором: