Найти в Дзене
Интересная жизнь с Vera Star

Как живет-поживает да добра наживает, бывший министр обороны Сердюков, который едва не угробил армию.

Оглавление

Имя этого чиновника известно, пожалуй, каждому жителю России — независимо от того, интересуется он политикой или предпочитает турецкие сериалы. Речь идёт об Анатолии Сердюкове — человеке, который когда-то покинул пост министра обороны с таким грохотом, что до сих пор звенит в ушах у всех участников тех событий. В последнее время о нём практически ничего не слышно, а жаль, ведь это поистине уникальный персонаж. Так куда подевался бывший глава оборонного ведомства, который своими реформами едва не угробил российскую армию?

Анатолий Сердюков и Дмитрий Медведев. Фото: kremlin.ru
Анатолий Сердюков и Дмитрий Медведев. Фото: kremlin.ru

Родился будущий реформатор российской армии 8 января 1962 года в станице Холмской Краснодарского края — месте, где единственные стратегические объекты – это магазин, почта и колхозное правление. Отец – лесоруб, мать – труженица колхоза. Всё как положено: скромность, лопата, трудовая романтика.

Когда мальчику исполнилось девять лет, в жизни будущего министра произошла драма: он остался сиротой и вместе с сестрой Галиной перебрался к бабушке в соседний Северский район, в поселок Черноморский. В школе Анатолий, мягко говоря, не блистал знаниями. Доучившись с горем пополам до 8 класса, он решил перейти в вечернюю школу — надо было как-то зарабатывать, так как бабушкиной пенсии катастрофически не хватало даже на еду.

И вот тут проявился тот самый Сердюковский талант — неприметный ученик неожиданно сумел подтянуть знания и поступил в престижный Ленинградский институт советской торговли. Не в техникум трактористов, а прямо в коммерческую элиту того времени — советских продавцов, чьи навыки по распределению дефицита ценились не меньше генеральских погон.

Анатолий Сердюков в школьные годы, и в рядах Советской армии. Фото: artyushenkooleg.ru
Анатолий Сердюков в школьные годы, и в рядах Советской армии. Фото: artyushenkooleg.ru

В 1984 году, получив корочку о высшем торговом образовании, Сердюков был призван в ряды Советской армии, где попал в мотострелковую дивизию Сибирского военного округа, честно дослужившись до звания ефрейтора. И это был единственный военный опыт будущего министра обороны.

Дембельнувшись, Сердюков снова оказался в Ленинграде и вошёл в ряды тех, кто определял, кто будет спать на диване «Тюльпан», а кому достанется стенка «Аллегро». Начал с должности замзаведующего мебельным магазином, а потом довольно быстро дорос и до заведующего. В те времена это была не просто должность, а практически командование над стратегическим объектом социальной важности.

К началу 90-х, когда страна начала стремительно «менять курс», Анатолий Сердюков уже уверенно стоял на ногах: он и семья обзавелись предприятиями, акциями и должностями. Жена Татьяна стала совладельцем «Мебель-Маркета», а сам герой успешно продвигался вверх по лестнице мебельного Олимпа.

Анатолий Сердюков. Фото: vz.ru
Анатолий Сердюков. Фото: vz.ru

Казалось бы — стабильность, тихая семейная гавань, бизнес процветает… Но тут жизнь преподнесла неожиданный сюрприз.

Мебельщик, который вдруг стал собирателем налогов

Итак, конец 90-х. Сердюков уверенно рулит мебельной индустрией. Жизнь удалась: бизнес прёт, жена — уважаемый акционер, семейный капитал растёт, будущее предсказуемо и, казалось бы, безоблачно. Но, как это часто бывает с людьми, у которых всё хорошо, в Анатолии просыпается тяга к новым горизонтам.

В 2000 году Анатолий меняет не только род деятельности, но и супругу. Его новой избранницей становится 30-летняя Юлия Похлебенина — фамилия, прямо скажем, ничем не выдающаяся. Но если вспомнить её девичью фамилию Зубкова — сразу всё становится на свои места. Ведь Юлия — не просто девушка, а дочь самого Виктора Зубкова, человека, который в свое время занимал кресло премьера.

Юлия Сердюкова. Фото: uznayvse.ru
Юлия Сердюкова. Фото: uznayvse.ru

Конечно, зятю такого серьёзного человека не пристало торговать югославскими стенками и пуфами. И ему тут же подыскали место повыше: так Сердюков оказался в Министерстве налогов и сборов Санкт-Петербурга, причём сразу в кресле заместителя начальника. И вот какая неожиданность — возглавлял это управление на тот момент... его тесть Зубков.

Спустя всего год Анатолий уже занимает кресло руководителя Санкт-Петербургского управления. Там он трудился до 2004 года, параллельно повышая свою квалификацию на юридическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета.

В феврале 2004 года Зубкова зовут в Москву, и наш герой следует за ним, как комета за своей звездой, где получает пост руководителя московского управления Министерства по налогам и сборам. Но карьерный лифт Сердюкова был не просто скоростным — он летел с головокружительной скоростью. Уже через месяц он становится заместителем министра, а ещё спустя несколько недель возглавляет Федеральную налоговую службу России.

Анатолий Сердюков. Фото: voicesevas.ru
Анатолий Сердюков. Фото: voicesevas.ru

И надо сказать, Сердюков пришелся ко двору: только за первое полугодие 2005 года ФНС перевыполнила план по сбору налогов на 240 миллиардов рублей. Видимо, российский бизнес так вдохновился фигурой нового руководителя, что добровольно решил поделиться всем, что нажито непосильным трудом.

Но Анатолию суждено было стать чиновником куда более крупного пошиба, нежели просто грозой налогоплательщиков. Судьба уготовила ему роль реформатора российской армии.

Из сборщика налогов в министры обороны

Февраль 2007 года вошёл в историю как момент, когда российская армия узнала, что её спасение пришло… из налоговой службы. Анатолия Сердюкова назначают министром обороны.

Анатолий Сердюков. Фото: liveinternet.ru
Анатолий Сердюков. Фото: liveinternet.ru

Глава государства тогда объяснил назначение бывшего мебельщика максимально дипломатично: мол, армии требуется не очередной маршал, а человек с бухгалтерской сноровкой. Такой, кто не только знает, сколько стоит танк, но и способен прикинуть, как его подешевле обслужить и при этом ещё что-то «оптимизировать». В общем, стало очевидно, что приглашён Сердюков не для того, чтобы любоваться парадами, а для масштабной реформы вооружённых сил с ампутацией всего «лишнего».

Однако едва реформа начала разгоняться, как судьба подкинула новый сюрприз: в кресло председателя правительства усаживается не кто-нибудь, а его тесть Виктор Зубков. Чтобы картинка выглядела прилично хотя бы на бумаге, ведь конфликт интересов никто не отменял, Сердюков подает прошение об отставке — дескать, семейные узы мешают служить Отечеству объективно. Но Владимир Путин тогда отставку не принял. Что, впрочем, неудивительно, ведь родственные связи Сердюкову никогда не мешали, а скорее наоборот, раз за разом открывали новые горизонты.

Реформа «по-сердюковски»

А затем началось то, что в народе окрестили коротко и ёмко: «сердюковщина». Военная реформа с ходу набрала обороты. Первым делом вместо привычных шести военных округов появились четыре центра оперативно-стратегического командования: «Центр», «Запад», «Восток» и «Юг». Армия стала уменьшаться с такой скоростью, что многие выпускники военных училищ, едва получив лейтенантские звезды, тут же снимали погоны и примеряли гражданские костюмы.

Анатолий Сердюков с первого дня вступления в должность развернул бурную деятельность. Фото: mirtesen.ru
Анатолий Сердюков с первого дня вступления в должность развернул бурную деятельность. Фото: mirtesen.ru

Из более чем шестидесяти военных училищ осталась лишь компактная «десятка избранных». Сухопутные войска перевели на бригадную систему, а в ПВО и ВВС место привычных дивизий заняли «воздушно-космические бригады». Обслуживание войск передали гражданским организациям, и теперь люди в костюмах решали, как обеспечить танки дизелем, а солдат кашей.

Затем стартовала программа перевооружения, рассчитанная на умопомрачительные 19 триллионов рублей. А чтобы армия почувствовала заботу в полной мере, Сердюков добрался и до формы. Причем новое обмундирование доверили разрабатывать не кому-нибудь, а домам моды. Юдашкин с Чапуриным создали новый военный стиль, за дизайн которого из бюджета заплатили свыше 100 миллионов рублей. Старые сапоги и портянки торжественно отправили в музей, заменив их ботинками, которые, по задумке, должны были вести солдата в бой легко и комфортно, но по факту разваливались после первого же дождя.

Валентин Юдашкин демонстрирует журналистам новую линейку форменного обмундирования. Фото: iz.ru.
Валентин Юдашкин демонстрирует журналистам новую линейку форменного обмундирования. Фото: iz.ru.

После того как форма была пошита, а сапоги отправлены на пенсию, Сердюков решил, что внешний вид армии – это, конечно, важно, но настоящие реформы начинаются с кресел. Точнее, с тех, кто в них сидит. За удивительно короткий срок он провёл кадровую «молодёжную революцию»: весь верхний эшелон Министерства обороны был отправлен на пенсию. Заместители министра, главкомы видов войск, командующие округами и флотами — все эти люди, посвятившие жизнь армии, вдруг обнаружили, что их опыт оказался несовместим с новыми стандартами.

В результате чистки из десяти заместителей министра выжили только двое настоящих военных — начальник Генерального штаба Николай Макаров и генерал-полковник Дмитрий Булгаков, отвечавший за материально-техническое обеспечение. Остальные места заполнили люди с гражданским мышлением и «современным подходом».

Неожиданный финал

Ну а дальше произошли события, участники которых до сих пор покрываются липким потом при одном воспоминании о тех днях. В октябре 2012 года прогремело слово, от которого стены Минобороны вздрогнули — «Оборонсервис». По версии следствия, сотрудники предприятия распродавали объекты военного значения как заправские риэлторы: здания, земельные участки и прочие объекты разлетались как горячие пирожки среди "нужных" людей.

Арест главной фигурантки по делу «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Фото: kp.ru
Арест главной фигурантки по делу «Оборонсервиса» Евгении Васильевой. Фото: kp.ru

Особо поражала размахом афера с продажей здания «Мосвоенторга» в Москве — сумма ущерба перевалила за 3 миллиарда рублей. И, разумеется, все взгляды обратились к Сердюкову: в Министерстве обороны, по словам осведомлённых, муха без визы министра не могла бы пролететь, не говоря уже о зданиях в центре столицы.

Одной из ключевых фигур расследования стала Евгения Васильева, бывшая глава департамента имущественных отношений. И чтобы придать происходящему драматизма, при обыске у неё дома лично присутствовал министр обороны — явление редкое, если не сказать беспрецедентное. То ли поддержать пришёл, то ли убедиться, чтобы никто её не обидел, ведь по слухам, Сердюкова с Васильевой связывали не только рабочие отношения.

Скандал набирал обороты, и 6 ноября 2012 года прозвучало официальное решение: Сердюкова отправляют в отставку, а на освободившееся кресло с почётом усаживается Сергей Кужугетович Шойгу.

После официальной отставки Сердюкова настал черёд обыска в его собственном доме, уютно расположенном на территории санатория «Подмосковье» под Мытищами. Вся страна приготовилась к невиданному зрелищу — казалось, сейчас начнётся самое интересное. Дополнительного драматизма добавил и президент, заявив, что, если вина Сердюкова будет доказана, его будут судить как «простого смертного».

А положение у бывшего министра действительно было неважнецкое. Участники дела «Оборонсервиса» — люди, ранее считавшиеся его приближёнными лицами — начали давать показания. По их словам, Сердюков не только знал о махинациях, но и лично отдавал команды по продаже объектов.

Коллаж mskagency.ru
Коллаж mskagency.ru

Но когда экс-министра пригласили на допрос, тот наотрез отказался давать показания и изложил следствию собственную трактовку событий, где он сам фигурировал исключительно как человек, который был "реально не в курсе". И тут произошло чудо: фигура, ещё вчера маячившая в статусе подозреваемого, внезапно превратилась в обычного свидетеля.

Правда, на этом история не закончилась. Весь 2013 год Сердюкова регулярно вызывали на допросы по самым различным эпизодам. То речь заходила о строительстве дороги к базе отдыха «Житное» в Астраханской области, то вспоминали продажу особняка в Санкт-Петербурге на территории Таврического дворца. Следствие указывало на то, что дорога, построенная с подозрительной оперативностью, вела к базе, принадлежащей мужу сестры Сердюкова. Совпадение? Возможно. Удачное совпадение? Безусловно.

В итоге против экс-министра всё же возбудили уголовное дело по статье о халатности. Однако как возбудили, так и закрыли: дело быстро прекратили в рамках амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ. Вышло красиво: и праздник отметили, и Сердюкова освободили — все довольны.

Анатолий Сердюков. Фото: inosmi.ru
Анатолий Сердюков. Фото: inosmi.ru

Кстати, жители станицы Холмской, той самой, где родился Сердюков, тоже вспоминали, как выглядит реформа на практике. Они рассказывали, как в те славные времена, когда их земляк сидел в кресле министра, одна из улиц станицы преобразилась буквально за считанные дни: асфальт, тротуар, освещение — цивилизация ворвалась в казачье поселение эффектно и неожиданно. Вот только чудеса инфраструктуры заканчивались ровно у одних ворот, за которыми находилось жилище, по слухам принадлежащее родственникам Сердюкова. Народ чесал затылки: «Странно, у нас тут дорог не было, света не было, а тут — пожалуйста, всё и сразу. И ровно до нужного участка…»

Стоит отметить, что деятельностью Сердюкова интересовались не только на родине, но и далеко за её пределами. Так, например, в Испании его имя всплыло в рамках громкого дела о так называемой «русской мафии». Среди фигурантов фигурировали хорошо известные криминальные персонажи — Геннадий Петров и Александр Малышев. Испанская прокуратура утверждала, что Сердюков мог быть связан с ними. Впрочем, фигурантом уголовного дела экс-министр так и не стал, отделавшись лишь упоминанием в отчётах испанских правоохранителей.

Итоги деятельности Сердюкова в должности министра обороны подытожил тогда маршал СССР Дмитрий Язов, который высказался прямо:

«Мебельщик привёл за собой целый гарем и чуть не угробил армию».

Писатель Александр Проханов выразился ещё жестче:

«Сердюковщина стала понятием нарицательным, как смердяковщина Достоевского».

Эти оценки, надо сказать, разделяло подавляющее большинство не только военных, но и простых граждан.

Тихая гавань

На фоне продолжающегося скандала поползли слухи о том, что бывший министр якобы собирается получить должность советника в госкорпорации «Ростех». Информация была оперативно опровергнута, но, как часто бывает, отрицание стало прологом к утверждению. Уже в ноябре 2013 года Сердюков официально возглавил Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения, входящий в структуру «Ростеха». Общество отреагировало крайне негативно: люди ещё не успели забыть аферы с военным имуществом, а фигурант всех этих историй снова оказался у руля государственной структуры.

Анатолий Сердюков. Фото: rg.ru
Анатолий Сердюков. Фото: rg.ru

Но, как говорится, «собака лает — караван идёт». Спустя два года Сердюков прочно обосновался в кресле индустриального директора авиационного кластера «Ростеха», затем вошёл в совет директоров «Вертолётов России», а в 2017 году стал председателем совета директоров ПАО «Росвертол». Уже в 2018 году до общественности дошли слухи, что экс-министр расторг брак с Юлией, дочерью Зубкова, и связал свою судьбу с Евгенией Васильевой, той самой ключевой фигуранткой по делу «Оборонсервиса». Андрей Малахов даже попытался раздуть из этого сенсацию, но Сердюков тогда парировал коротко и предельно жёстко:

«Пускай это останется на совести тех, кто всё это придумывает».

В 2019 году Сердюков возглавил совет директоров Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), где трудился до мая 2021 года. Затем его сменил Сергей Чемезов, но сам Сердюков не остался без дела: кресло индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» было закреплено за ним, и он продолжает занимать его по сей день, словно никаких коррупционных скандалов и не было в помине.

В начале 2023 года бывший вице-президент России и Герой Советского Союза Александр Руцкой ошарашил общественность новостью, что Сердюков якобы эмигрировал в ОАЭ. Однако пресс-служба «Ростеха» оперативно развеяла этот миф, заявив:

«Где сам Руцкой мы не знаем, но то, что Сердюков находится на работе, — абсолютно точно».

Вот так завершилась история о высокопоставленном чиновнике. Бывший «мебельщик», переживший все жизненные неурядицы, продолжает успешно «жить-поживать да добра наживать». С чем Анатолия Эдуардовича, как говорится, и поздравляем — уж он это право заработал как никто другой.