Найти в Дзене
Константин Затулин

Константин Затулин в программе «60 минут». Эфир от 22.10.2025

К.Затулин: Как активизируются европейцы, собственно, не составляет никакого секрета. Они активизируются в попытках украсть деньги России для того, чтобы этими деньгами заплатить за американское оружие и вообще помогать Украине. Правда, на этом пути есть много препятствий, в том числе, и мнение людей на Западе, в том числе, и мнение руководителей финансовых институтов, что этого делать ни в коем случае нельзя. Тем не менее, эти попытки продолжаются, и нет никаких, конечно, сомнений в том, что Европа, вот нынешняя Европа, где царят Стармеры, Фон дер Ляйены, Мерцы, Макроны и так далее, она делает все от нее зависящее, чтобы сорвать любые переговоры и выставить такие условия этих переговоров, когда никто здравомыслящий, кем бы он ни был, на такие переговоры пойти не может.

Ну, хотя бы то, что вы уже показывали, когда Министр обороны Великобритании говорит, что если договорятся об остановке, то мы тут же пришлем войска для того, чтобы это все гарантировать. Ну, кто же будет договариваться с нашей стороны, по крайней мере, об этом? И совершенно точно не будет.

Но впечатление такое, что какие-то импульсы, безусловно, судя по тому, как развернулся Трамп в пятницу, и насколько был обнулен визит Зеленского, они все-таки проникают сквозь эту толщу неприязни. Иначе бы продолжалась история с «Томогавками», ее пытаются сейчас возродить, но совершенно очевидно, что аргументация, которая была продемонстрирована с российской стороны в тот момент, когда сам Трамп заговорил о «Томогавках», о возможности их поставки некоторое время назад, она доказала Соединенным Штатам, что эта вещь опасна. Ну, во-первых, потому что это ставит предел любому посредничеству Соединенных Штатов. Просто мы перестанем иметь дело с Соединенными Штатами как с посредником, если они все-таки решатся на поставку каких-либо «Томагавков». А во-вторых, безусловно, предупреждение о том, что «Томагавки», как снаряд, который может нести ядерное оружие, означает нарушение ядерного равновесия. И, наконец, самое важное. Основное может быть для тех, кто анализирует военную сторону дела, всем понятно, что никакие «Томагавки», никакого перелома в пользу Украины не принесут. Это скорее ракета, направленная на срыв переговоров, а не на достижение военного превосходства. Вот для чего она была запущена в информационное пространство.

Что касается всех этих слухов, они будут, безусловно, наращиваться. Нет никаких сомнений в том, что будут использовать слабости Трампа. А слабостью Трампа, на мой взгляд, является то, что у него нет однозначно мыслящей в определенном направлении команды. Потому что он, задавая тон своим выступлениям и всему остальному, при этом очень уязвим, его окружают люди, которые, в принципе, совершенно могут не разделять его точку зрения. И мы это видели в первый срок Трампа. Первый срок Трампа его помощником по национальной безопасности был Болтон, которому даже были поручены миссии, переговоры с Россией. Он приезжал сюда, в Россию. Этот Болтон теперь опубликовал, как мы все знаем, мемуары, где считает и утверждает, что Трамп - это исчадие зла во внешней политике. Сегодня Болтон преследуется за нарушение норм секретности. Явно эти преследования исходят от его бывшего шефа, то есть от Администрации Президента, нынешней Администрации Белого дома. И вот подобного рода Болтоны с другими фамилиями вполне вероятно и создают ту самую проблему, которая связана вот с этими качелями. Все-таки пойти или не пойти на какие-то переговоры.

Как мы знаем из заявлений, которые были сделаны официально нашим Министерством иностранных дел, были сделаны Госдепартаментом, никакой на самом деле катастрофы, отмены идей саммита в Будапеште нет. Есть необходимость его более глубокой проработки. В этом, конечно, нет сомнений, что само для достижения конкретных договоренностей надо многое преодолеть. В том числе и, если хотите, подход, который все время демонстрируется: надо просто прекратить стрелять, а все остальное можно не обсуждать. Но как мы можем все остальное не обсуждать, если мы прекрасно понимаем, мир перенасыщен, даже если не говорить о Соединенных Штатах, Англиями, Франциями, Германиями, которые постоянно повторяют, что они против любых территориальных уступок, они против признания реальности, они за то, чтобы продолжать вооружать Украину. И более того, они готовы на следующий день ввести туда войска. Конечно, с такого рода заходами, урегулирование на этой такой почве никогда не произойдет.

Вот в чем проблема сегодняшнего дня. Но я думаю, что считать на этом основании, что вообще им удастся сорвать эту встречу, это очень преждевременно. Потому что на самом деле, если уж разбираться, в чем американцы, может быть, не хотят публично признаваться, глубинный интерес тех, кто сейчас у власти, прежде всего самого Трампа в Белом доме в Соединенных Штатах, в том, чтобы свалить этот конфликт на Европу, а самим заняться более существенным, важным для себя делом, то есть конкуренцией с Китаем. Вот это стоит за их желанием этот конфликт прекратить. Им хочется выйти из обязательств по этому конфликту. И именно это является в данном случае для нас основанием верить в то, что продолжение переговоров, оно возможно.

Е.Попов: Каким могут быть договоренности, если Лавров говорит, что наша позиция после Анкориджа не изменилась вообще? Говорят, остановитесь по линии фронта. Мы говорим, не будем.

К.Затулин: Есть масса вопросов, которые могут быть обсуждены на этой встрече. То, что в данном случае они хотят, и то, что мы хотим. В конце концов, это всем очевидно, что результат, если эти переговоры будут успешны, заключается в компромиссе. В чем этот компромисс будет состоять? Мы прекрасно представляем, на какие компромиссы мы не можем пойти. Мы не можем пойти на то, чтобы...

Е.Попов:А на какие можем? Нам же придется пойти на какие-то компромиссы.

К.Затулин: Да, да, безусловно. Но прежде всего очевидно, что главный, наверное, компромисс с нашей стороны состоит в том, что вопреки мнению, может быть, людей, которые настроены очень радикально у нас, добиться того, что Украина как государство, которое нам не нравится, где правят бандеровцы и так далее, прекратит свое существование, - в это, например, не верю с самого начала. Я считаю, что этого мы не добьемся. Мы должны сделать все, чтобы на этой Украине в конце концов, в результате всего этого, пришли к власти более здоровые силы. Но это трудная задача. Просто вопрос перехода от войны к миру, это очень важный вопрос, и этому стоит посвятить и военные, и дипломатические усилия.

Смотрите передачу полностью