18 октября 2025 года ушёл из жизни Сергей Георгиевич Кара-Мурза — учёный, мыслитель, публицист, один из немногих, кто ещё в разгар перестроечного энтузиазма и либерального упоения 1990-х увидел трагедию, разворачивающуюся на глазах у всей страны. Доктор химических наук, социолог, философ и аналитик энциклопедического масштаба, он оставил после себя не просто книги — он оставил диагноз эпохе.
Сегодня, когда Россия вновь переживает сложнейший этап переосмысления своего места в мире, его работы приобретают особую актуальность. Особенно — его пронзительный анализ того, как с 1960-х годов в недрах советского общества вызревал проект, который в итоге привёл не к «обновлению социализма», а к уничтожению государства.
От «шестидесятников» к «беловежским соглашениям»: путь самоуничтожения
Кара-Мурза не верил в теории «внешнего заговора» как единственной причины крушения СССР. Он указывал на внутренний, идеологический раскол, зародившийся задолго до Горбачёва — в эпоху «оттепели» и особенно в 1960–1970-е годы. Именно тогда, по его мнению, в среде советской интеллигенции сформировалась альтернативная система ценностей, основанная на:
- идеализации Запада как «страны свободы и процветания»;
- отрицании советского прошлого как «тоталитарного кошмара»;
- вере в то, что «возвращение в мировую цивилизацию» возможно только через отказ от социализма.
Эта идеология, поначалу маргинальная, постепенно проникала в редакции, университеты, телевидение, научные институты. Её носители — честные, искренние, часто патриотически настроенные люди — не осознавали, что их мечты о «свободе» и «демократии» станут инструментом системного разрушения.
В своей книге «Интеллигенция на пепелище России» (1992) Кара-Мурза с горечью писал:
«Они хотели свободы — получили анархию. Хотели прав человека — получили беззаконие. Хотели рынка — получили грабёж. Хотели “Европу” — получили колониальную зависимость».
Он предлагал интеллигенту-реформатору честно сопоставить декларируемые цели перестройки с реальными результатами — и признать: ошибка была не в «недостаточной решительности», а в самой логике проекта.
«Советская цивилизация»: не утопия, а реальность
Одной из главных заслуг Кара-Мурзы стало восстановление объективного взгляда на СССР. В эпоху тотального нигилизма по отношению к советскому прошлому он напомнил: СССР — это не только репрессии и дефицит, но и уникальная цивилизационная модель, обеспечившая:
- беспрeцeдентную социальную мобильность;
- массовое высшее образование;
- научно-технический прорыв;
- устойчивую национальную идентичность;
- независимость от глобального капитала.
В книге «Советская цивилизация» (2001) он доказывал: СССР был жизнеспособным государством, а его экономика в 1980-е годы — не «на грани краха», как утверждали реформаторы, а стабильной, хотя и нуждающейся в модернизации. Кризис был искусственно спровоцирован — через разрушение механизма централизованного управления, саботаж кооперации между республиками, подрыв доверия к государству.
Либеральные реформы как проект колонизации
Особое внимание Кара-Мурза уделял реформам 1990-х годов, которые он называл не «переходом к рынку», а «демонтажом народа». В «Белой книге. Экономические реформы в России 1991–2001» он показал, как под видом «шоковой терапии» происходила:
- передача национального богатства в руки узкой группы лиц;
- уничтожение промышленности и науки;
- превращение России в сырьевой придаток Запада;
- системное обнищание большинства населения.
Он подчёркивал: это не «ошибки реформаторов» — это их цели. И эти цели совпадали с интересами глобальной элиты, стремившейся ликвидировать последнюю альтернативу западной модели.
Провидец, который видел будущее
Удивительно, но уже в начале 1990-х Кара-Мурза предсказал:
- демографический коллапс;
- культурную деградацию;
- рост социального неравенства;
- утрату суверенитета;
- превращение России в «периферию мировой системы».
Он писал об этом не в апокалиптическом ключе, а как учёный — на основе анализа трендов, статистики, логики развития системы. Его работы — не пророчества, а строгие социологические реконструкции.
Урок для будущего
Сергей Георгиевич не призывал к ностальгии по СССР. Он призывал к осознанию: нельзя строить будущее, отрицая прошлое. Нельзя слепо копировать чужие модели, не учитывая собственную цивилизационную специфику. И главное — нельзя доверять идеологиям, которые обещают рай, но не несут ответственности за последствия.
Сегодня, когда Россия вновь ищет свой путь в условиях глобальной трансформации, наследие Кара-Мурзы — не просто память о прошлом. Это инструмент понимания настоящего и ориентир для будущего.
«Народ, потерявший память, обречён на повторение своих ошибок. А народ, утративший разум — на исчезновение».
Сегодня самое время перечитать, а тем, кто этого в свое время не сделал, начать читать его книги, которые будут полным ответом на вопросы ваших детей о прошлом и нынешнем.