Найти в Дзене
Остров-град Свияжск

Оберег под порогом. Случай охранительного обряда, зафиксированный в постройке XIX века. За семью печатями

Вера в магическую силу железных предметов издревле была широко распространена в Поволжье. Железо, согласно древним поверьям, в сочетании с заговором могло создавать непреодолимую преграду, защищавшую жителей «земного», «дневного» мира от пагубного воздействия потусторонних сил. В народных русских обычаях существовал обряд «запирания» жилища от нечистой силы. В строительстве эта традиция прослеживается в принесении «жертвы» в виде топора, заложенного в фундамент. Среди множества археологических предметов XVI–XX вв., найденных при раскопках, непременно есть артефакты, которые могли использоваться и наделяться магическими свойствами в обрядах «запирания» – топоры, ножи и гвозди. В этой связи особое внимание обращают на себя обнаружения ножей в кожаных ножнах. Во время археологических исследований ножи находят часто, однако гораздо реже встречаются хорошо сохранившиеся кожаные ножны, и лишь в исключительных случаях удача улыбается, когда нож находится вместе с ножнами и с сохранившимися ру

Вера в магическую силу железных предметов издревле была широко распространена в Поволжье. Железо, согласно древним поверьям, в сочетании с заговором могло создавать непреодолимую преграду, защищавшую жителей «земного», «дневного» мира от пагубного воздействия потусторонних сил. В народных русских обычаях существовал обряд «запирания» жилища от нечистой силы. В строительстве эта традиция прослеживается в принесении «жертвы» в виде топора, заложенного в фундамент. Среди множества археологических предметов XVI–XX вв., найденных при раскопках, непременно есть артефакты, которые могли использоваться и наделяться магическими свойствами в обрядах «запирания» – топоры, ножи и гвозди.

В этой связи особое внимание обращают на себя обнаружения ножей в кожаных ножнах. Во время археологических исследований ножи находят часто, однако гораздо реже встречаются хорошо сохранившиеся кожаные ножны, и лишь в исключительных случаях удача улыбается, когда нож находится вместе с ножнами и с сохранившимися рукоятками. Каждый такой случай находки ножа «в полном сборе» необходимо рассматривать очень скрупулезно и внимательно.

Нож, о котором пойдет речь в данном материале, был обнаружен в ходе археологических исследований под руководством З.Г. Шакирова и Р.Р. Валиева осенью 2008 г., когда на северо-восточном мысу острова был заложен раскоп, вытянутый вдоль линии обрыва берега реки Свияги.

Ил.1. Раскоп 2008 г. Деревянные постройки XVIII – начала XIX вв.
Ил.1. Раскоп 2008 г. Деревянные постройки XVIII – начала XIX вв.

В северной части раскопа было зафиксировано деревянное сооружение №1а в виде сруба прямоугольной формы, восточная часть которого разрушена водами Куйбышевского водохранилища. С внешней (юго-восточной) стороны сруба были расчищены остатки деревянного крыльца у дверного проема; меж истлевших конструкций крыльца расчищено и прослежено пятно из серо-коричневой плотной супеси с включениями древесного тлена. Именно при разборе этого пятна и был обнаружен наш предмет: железный нож с бронзовой накладкой на рукояти. Период образования данной прослойки относится к первой половине XIX в.

Ил. 2. Железный нож с деревянной рукояткой и кожаным чехлом и место его обнаружения (по археологическому отчету).
Ил. 2. Железный нож с деревянной рукояткой и кожаным чехлом и место его обнаружения (по археологическому отчету).

В фонды Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» артефакт поступил в 2012 г. Предмет состоял из трех фрагментов. Два фрагмента представляли собой сохранившиеся части деревянной пластинчатой рукояти с сохранившейся железной частью хвостовика ножа. Третий фрагмент – часть кожаных ножен с сохранившимися внутри фрагментами железного клинка и деревянных пластин рукояти.

На деревянных накладках наблюдался слой почвенных загрязнений, местами присутствовали продукты минерализации железа рыжего цвета. На деревянных накладках – трещины, утраты, потертости. На фрагменте кожаных ножен также присутствовал плотный слой почвенных загрязнений и продукты минерализации железа и медных сплавов. Кожа была пересушена, деформирована.

По причине плохой сохранности артефакт был передан в 2025 г. на реставрацию, которую проводили художники-реставраторы Музея-заповедника – А.С. Ермилова и К.Н. Втюрина. После реставрации стало очевидно, что отреставрированные ножны, в которые вложен нож, относятся к типу ножен с ассиметричным типом кроя: их выкройка сложена вдвое с одной стороны и скреплена швом с другой. Примечательно, что нож был вложен в ножны нетрадиционным способом: лезвие находилось со стороны сгиба, а не со стороны шва, как положено.

Почему же нож оказался под крыльцом?

Нож традиционно служил оберегом от нечистой силы; ножи широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. Когда вносили новорожденного ребенка в дом, после крещения, нож наравне с углем, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить крестные родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге. Нож нередко закапывался в землю, чтобы тот оберегал всех, кто находится поблизости, от нечистой силы и болезней. Считалось, что если положить нож под порог, можно обезопасить себя и своих близких от порчи и сглаза, от негативного воздействия со стороны недоброжелателей. Традиция вкладывания ножа в порог дома до сих пор встречается в сельских регионах.

Весьма вероятно, что то почтение, которым народная фантазия окружает порог, является отчасти пережитком древнего обычая приносить жертву у входа в дом: во многих культурах до сих пор жертвы умершим приносят обычно на пороге дома и кровью жертвенных животных поливают обе боковые стены. Все эти обычаи вполне понятны там, где порог считается излюбленным местопребыванием духов, которых в особо важные моменты своей жизни люди, входящие в дом или выходящие из него, должны умилостивить.

Ил. 5. Леонид Баранов. «Чем дорожить? Гость пришёл и ушёл, а нам с бабкой жить». 2013 г. (источник - https://leonidbaranov.com).
Ил. 5. Леонид Баранов. «Чем дорожить? Гость пришёл и ушёл, а нам с бабкой жить». 2013 г. (источник - https://leonidbaranov.com).

Немаловажным кажется и неправильное положение нашего ножа в ножнах (лезвие находилось со стороны сгиба, а не со стороны шва). Это может быть прямым свидетельством проведенного апотропического (греч. «отводящий порчу») ритуала, предназначенного для оберегания от зла. Практика порчи вещей, лишение их обычной функциональности в подобных обрядах фиксируется с эпохи бронзы. Причем чаще всего в данных обрядах фигурируют именно ножи со сломанными лезвиями или намеренно побывавшие в огне. Логично предположить, что ритуал порчи вещей, изменение их устоявшейся морфологии (в т.ч. неправильное положение ножа в ножнах) и функциональности, может быть связан с функцией охраны дома как личного пространства человека или семьи.

Все это позволяет нам говорить о находке археологами не просто бытового предмета, а вещи, наделенной функциями охранительного оберега, что является редким свидетельством практик народной магии жителей Свияжска XIXвека.

Материал подготовил хранитель фондов Е.В. Четвертаков.