Найти в Дзене
Малдер расскажет

Семейная драма в селе Сканово

Оглавление

Ранним утром 2 августа 2016 года в отдел полиции села Наровчат обратилась 29-летняя многодетная мать, Полина Кувшинина, и сообщила, что её 43-летний муж, Николай, исчез, не вернувшись домой накануне вечером. Поиски мужчины не успели толком начаться, как его тело было найдено в сарае, прямо рядом с домом. Как оказалось, его убили.

Но кто же лишил мужчину жизни?..

Заботы

Полина родилась в 1987 году в небольшой деревне в Пензенской области, став старшим ребёнком из трёх детей. Семья Семёновых была бедной, но по-своему крепкой. Отец девочки работал электриком, а мать трудилась продавцом.

Дом, полный детей, — это всегда шум, гам и радость, но для Полины он с ранних лет стал местом работы. Пока её одноклассницы после уроков гуляли по деревне, болтали о мальчиках и играли, Полина бежала домой, ведь на ней висели хозяйство и присмотр за младшими братом и сестрой.

Полина
Полина

В 11 лет она уже умела топить печь, месить тесто и стирать вручную. Полина не жаловалась, у неё просто не было на это времени. Из-за горы домашних забот она была вынуждена отодвинуть на второй план и учёбу.

— Умная и сообразительная, но домашние задания она почти никогда не делала, кружки не посещала, а книжки, заданные на дом, не читала, — вспоминает учительница Полины.

Как следствие, девочка закончила школу с "плохим" аттестатом, который наполовину состоял из "троек".

Встреча

После школьного выпускного Полина не пошла ни в техникум, ни в училище. Во-первых, не было денег. Во-вторых, семья по-прежнему нуждалась в её помощи, так как Семеновы держали большой огород и живность.

Жизнь девушки походила на "день сурка" — она вставала рано утром, кормила и доила коров, отводила их в стадо, потом шла убираться в свинарнике. По вечерам девушка помогала брату и сестре с уроками...

Но однажды, осенью 2005 года Полина поехала по делам в Пензу, где совершенно случайно познакомилась с Иваном Тороповым. Он был старше её на пару лет, работал в строительной бригаде и казался "хорошим парнем".

Пенза
Пенза

Понимая, что в родной деревне ей ничего не светит, Полина в буквальном смысле "уцепилась" за Ивана. Спустя неделю они уже жили вместе, а через 2 месяца поженились, перебравшись в село Сканово Пензенской области.

Молодая семья жила в крошечной комнате в доме родственников мужа, но, с виду, они были счастливы. В 2006 году у Полины родился сын — здоровый, крепкий мальчик, которого они назвали Михаилом.

Измена

Какое-то время всё шло хорошо: Полина сидела с ребёнком, а Иван работал на стройке. Но в начале 2007 года "добрые люди" рассказали молодой матери о том, что у её супруга есть любовница.

Она и сама это подозревала, потому что Иван периодически "оставался ночевать на работе", а свой телефон прятал. Полина терпела и закрывала глаза, пытаясь сохранить семью ради сына.

Сканово
Сканово

Точкой невозврата стал апрель 2007 года, когда Иван стал открыто появляться с любовницей на публике. Теперь делать вид, что ничего не происходит, было невозможно. Стыд, боль и отчаяние перевесили страх остаться одной с маленьким ребёнком на руках.

Полина подала документы на развод и летом 2007 года её желание было исполнено. Так в 20 лет Полина стала разведённой матерью-одиночкой без образования, без жилья и без каких-либо перспектив...

Спортсмен

Возвращаться к родителям Полине не хотелось, поэтому она осталась в Сканово, поселившись у подруги. Её жизнь в тот период напоминала выживание. Иван почти не помогал, поэтому она жила на детское пособие и случайные подработки.

Именно в этот момент, когда опоры, казалось, не осталось вовсе, на горизонте появился Николай Кувшинин. Он был старше Полины на 14 лет, и эта разница в возрасте представлялась ей весьма обнадёживающей.

Николай
Николай

На самом деле при взгляде на Николая со стороны он производил впечатление "человека-скалы": высокий рост, прямая осанка, накачанные мускулы и уверенный взгляд.

Николай очень красиво ухаживал за девушкой, проявляя заботу и о Мише. Для Полины, изголодавшейся по простому человеческому участию, он стал тем самым "спасательным кругом", который она так ждала.

Девушка уступила, думая, что чёрная полоса в её жизни наконец-то закончилась...

Брак

Они поженились в конце 2007 года, поселившись в стареньком домике, доставшемся Николаю от бабушки. Поначалу всё выглядело благополучно. Спустя год у пары родился совместный ребёнок, и семья, воспользовавшись материнским капиталом, купила жильё получше.

Николай работал вахтовым методом и по-прежнему занимался спортом. Полина сидела с детьми, которых в семье Кувшининых становилось всё больше. В 2011 году у них родился третий ребёнок, в 2013 четвёртый.

Но чем дольше супруги жили вместе, тем яснее становилось, что дела семейные Николая волнуют мало. Постепенно все заботы о доме, хозяйстве и детях легли на плечи одной Полины.

Николай любил погонять мяч с друзьями, ездил на футбольные матчи, а потом, вместе с другими фанатами, отмечал победу или поражение любимой команды. Он так увлёкся этим развесёлым образом жизни, что в 2014 году бросил работу.

Сканово
Сканово

Иногда Николай устраивался на сезонные подработки, но ненадолго — его увольняли или он уходил сам. Семья жила на детские пособия и тем, что выросло на огороде. Ещё помогал Свято-Троицкий Скановский женский монастырь, расположенный в селе.

— В Коле странным образом соседствовали любовь к футболу — и полное пренебрежение к нуждам своей семьи. Он мог весь день провести на поле с сельской командой мужиков, где он был капитаном, а вечером пойти в магазин за бутылкой. Последние деньги — туда. Когда дети просили что-то, он махал рукой: "Обойдутся", — делится воспоминаниями знакомая семьи.

Надежда Полины на то, что Николай когда-нибудь изменится, медленно, но верно угасала, превратившись с годами в горькое разочарование от замужества за таким "спортсменом-физкультурником".

В ловушке

Если бы отношение Николая к семье ограничивалось одним только пренебрежением, то Полина, наверное, смирилась бы с таким мужем и продолжала тянуть детей в свои две руки. Но существовала и другая проблема, куда более серьёзная.

Николай регулярно поднимал руку на супругу, доставалось и пасынку, Мише. Примечательно, что своих кровных детей он никогда не обижал, правда, и привязанности к ним не проявлял.

— Мог выгнать Полину посреди ночи. Дескать, иди за выпивкой. А все магазины уже закрыты. Денег нет. Она идёт и просит у людей, занимает. Потому что знает — если вернётся с пустыми руками, ей несдобровать. Часто видели её с синяками. Спросишь у неё: "Что случилось?". Она: "Сама ударилась". А у самой глаза на мокром месте, — делится местная жительница.

В 2015 году Николай в очередной раз поднял руку на Мишу. Мальчика даже пришлось госпитализировать в больницу. Тогда Полина впервые нашла в себе силы написать заявление в полицию. Глава семьи отделался штрафом.

Дом в Сканово, где жила семья Кувшининых
Дом в Сканово, где жила семья Кувшининых

Ещё раз Полина обратилась в правоохранительные органы в начале 2016 года, когда Николай поднял руку на неё. Мужчину снова судили, но после вынесения приговора (обязательные работы) всё стало только хуже.

Многие из вас сейчас спросят, зачем так жить? Возьми детей и уйди от мужа-тирана. Но тут возникает резонный вопрос: куда ей было идти? Уехать в город и снять квартиру? Не на что. А устроиться на работу с четырьмя маленькими детьми, мягко говоря, сложно. Развестись и продать дом? Но он был куплен на материнский капитал. Кто сталкивался, тот знает, что это за "квест". Впрочем, у Полины оставался ещё один вариант — съехать к родителям.

— Дочь несколько раз пыталась уйти от мужа, но тот приезжал и забирал её домой буквально насильно. Несколько раз она хотела подать на развод, но он угрожал ей и говорил, что не позволит уйти, — рассказывает мать Полины.

Так Кувшинины и жили. В четырёх стенах собственного дома, превратившегося в тюрьму. В атмосфере страха, унижений и безысходности. Они существовали в ожидании очередной бури. И она не заставила себя ждать...

Гость

Тот день, 2 августа 2016 года, начался с редкой для дома Кувшининых радости. В гости к Полине приехал её брат, Виктор. Он привёз племянникам игрушки, конфеты и фрукты, которые дети видели не часто.

На несколько часов дом наполнился смехом, суетой и ощущением нормальности. Но, как это часто бывало, светлый миг был недолгим. Виктор уехал, и с его отъездом на дом опустилась привычная гнетущая атмосфера.

Николай как всегда выглядел недовольным. Причин для злости у него было две, и обе, в его понимании, весомые. Первая — брат жены не привёз "гостинцев" ему, что он воспринял как личное оскорбление. Вторая — проиграла его футбольная команда. Спортсмен и капитан не умел проигрывать. Свои поражения на поле он в последнее время компенсировал "победами" дома, в роли тирана.

Свято-Троицкий Скановский женский монастырь
Свято-Троицкий Скановский женский монастырь

Вечером Полина, только закончившая стирку и уборку, обессиленно опустилась на стул. И только она это сделала, как Николай разразился криком на супругу:

— Чего расселась? Твой брат мне сигарет не привёз, так что иди и принеси! Где хочешь ищи!

Сельский магазин к тому времени закрылся, а у Полины не было ни сил, ни желания снова идти унижаться перед соседями.

— Не пойду. Надо? Сам и иди.

Не желая больше слушать Николая, она, словно на автомате, поднялась и вышла в пристрой — холодное, нежилое помещение, примыкающее к дому. От "наглости" Полины гнев мужчины перехлестнул через край. Он рванулся за женой, распахнул дверь и, не говоря ни слова, толкнул её. Женщина, не успев среагировать, упала на пол.

Колун

В тот миг, лежа на грязном ковре в сенцах, среди всякого хлама и старых вещей, в её голове "щёлкнул" переключатель. Ощущение боли в ушибленной голове смешалось с многолетними унижениями, страхом, отчаянием и безысходностью, достигнув критической массы.

Взгляд Полины упал на колун (тяжёлый топор для колки дров), который стоял у стены. Почти не осознавая своих действий она потянулась к рукояти, а потом, вскочив на ноги, замахнулась им изо всей силы...

Пристройка (сенцы) в доме Кувшининых
Пристройка (сенцы) в доме Кувшининых

Что было дальше, Полина помнит смутно, обрывками, как в лихорадочном бреду. Она не чувствовала веса тяжёлого колуна. Она не замечала никого и ничего. Она превратилась в слепую, яростную машину, выпускавшую наружу всю ту боль, которая копилась в ней годами. ..

Когда сознание к ней вернулось, Полина увидела перед собой ужасную картину. Всё вокруг, включая её саму, было залито *красным*. Дети, к слову, ничего этого не видели и не слышали. Чтобы заглушить звуки родительской ссоры, они по привычке включили телевизор на полную громкость и смотрели мультфильм.

Сарай

Глядя на тело своего мужа, в голове Полины вертелся один-единственный вопрос: "Что теперь будет?" И первой её реакцией было желание защитить детей. Она вышла к ним и, стараясь говорить спокойно, попросила никуда не выходить из дома. Затем женщина вернулась в пристрой.

— Моей первой мыслью было признаться. Но это означало тюрьму. А дети? Четверо несовершеннолетних. Кто их примет? Что с ними будет? Детский дом? — рассказывала потом Полина.
Сканово
Сканово

Перспектива была настолько мрачной, что она затмила собой даже ужас содеянного. В тот момент инстинкт сохранения семьи оказался сильнее страха перед наказанием. Полина приняла решение, которое многим покажется нелогичным, но для неё, загнанной в угол, оно виделось единственно верным— скрыть преступление.

Собрав остатки сил, она переместила тело мужа в сарай с дровами и накрыла ветошью. Вернувшись в дом, она отдраила ковёр в пристрое, смыв с него страшные следы. Орудие преступления, колун, она, опасаясь обыска, не стала прятать у себя, а перебросила его через забор в соседский огород. Одежду со следами крови женщина сожгла.

Полиция

На этом Полина не остановилась. Утром следующего дня она села в автобус и поехала в районный отдел полиции, где написала заявление о безвестном исчезновении супруга. Она рассказывала о его скверном характере, о том, что он мог уйти в загул.

Потом Полина вернулась домой, куда спустя некоторое время приехали и сотрудники полиции. Осматривать дом и участок они не стали, ограничившись опросом женщины и составлением протокола. Но стоило правоохранителям сесть в машину и скрыться за поворотом, как преступницу "накрыло".

Тот самый колун
Тот самый колун
— Я ходила мимо сарая и не могла успокоиться. Меня трясло. Чудилось, что оттуда пахнет. Страшное мерещилось... — рассказывала позднее Полина.

Убийца больше не могла терпеть тяжесть собственной лжи. Полина отправилась в сельскую администрацию, где встретилась с главой и рассказала ему о том, что нашла тело супруга в сарае. Когда полицейские приехали во второй раз, она не стала ждать вопросов. Открыла дверь и с порога призналась:

— Это сделала я...

Наказание

Суд над Полиной Кувшининой закончился на удивление быстро — всего через три месяца после смерти Николая. 1 ноября 2016 года Наровчатский районный суд квалифицировал действия женщины по части 1 статьи 107 УК РФ (Убийство, совершённое в состоянии аффекта), приговорив её к полутора годам ограничения свободы.

Это означало, что Полина не попадёт в колонию, а будет отбывать наказание по месту жительства, с определёнными ограничениями в передвижении. По сути, её жизнь не изменилась — она осталась со своими детьми.

— Случаи, когда убийство квалифицируется по этой статье, крайне редки, — пояснила старший помощник руководителя СУ СК РФ по Пензенской области Людмила Фомина. — Но экспертиза, проведенная в областной психиатрической больнице им. Евграфова, подтвердила, что обвиняемая действовала именно в состоянии аффекта. Так на неё повлияла длительная психотравмирующая ситуация.

Показательно, что никто из односельчан не осудил Полину. Напротив, все, кто знал историю семьи Кувшиновых, выражали сочувствие ей и детям. Женщину не сделали изгоем, понимая, что произошедшее — это не умышленное злодеяние, а трагический итог многолетнего отчаяния.

Даже дети Полины, узнав о том, как не стало их отца, отнеслись к произошедшему с пониманием. Судя по всему, они помнили, каким был их отец, и каким Адом была жизнь с ним...