Пока выдались свободные минутки, несу своё главное книжное разочарование года. Давно обещала. Это о якобы темном фэнтези от турецкого писателя Имре Гюля. Роман называется "Истлевшие руины" и является первой частью цикла "Эпоха зеркал".
В моей книжной коллекции уже было экзотическое фэнтези, индийское "Сыны тьмы", но вот турецкое мне не встречалось никогда. Конечно, в книжных магазинах ставшей почти родной Антальи я видела полки с фэнтези, но в основном это были известные мировые бестселлеры, переведенные на турецкий язык. Поэтому, когда я в июньских новинках увидела эту книгу, я решила, что она мне очень нужна. Для коллекции. И потому что с Турцией сейчас много связывает. Да и интересно было, ведь ждала же чего-то волшебного, с атрибутами загадочного Востока, где такая богатая история и такое обширное культурное наследие. Тем более у Турции. И, конечно, очень хотелось колорита национального, красоты этой особой. Плюс аннотация обещала что-то интересное, с оригинальной завязкой, загадками и тайнами иных миров. И всё же я опасалась, потому что янг эдалт и героиня. А героини в подростковом фэнтези частенько встречаются неадекватные. И на возраст их тупость и сверхнаглость не спишешь. Увы, так оказалось и здесь.
Сначала о сюжете. Девушка Рена случайно освобождает из зеркального плена странного, но безумно красивого мужчину из иного мира. Он ей рассказывает о своем мире и о своем плене, заодно поделясь с юной дамочкой тем, что она влипла. Его проклятие перешло на неё. Чтобы избавиться от этой гадости, Рене придется отправиться с ним в мир пери, разделенный на три королевства, где ныне страна Смотрителя Кошмаров разрушена, а две другие объединились под правлением светлой королевы. Но есть и четвертый, отколовшийся кусок мира. И с ним связано то, что магия постепенно слабеет. Вроде неплохо для начала, да? Да. Но неплохо было только в начале.
Первое, что сразу хочется отметить, это не темное фэнтези, как на некоторых сайтах книжку эту позиционируют. Почему-то сейчас многие авторы романов для девочек начали своё специфическое творчество записывать в темное фэнтези, хотя это чистый ромфант. Если в произведении есть темный властелин, это не делает книжку темным фэнтези, это классический прием - есть добро, есть зло, они друг другу противостоят. Правда, стоит отметить, что в "Истлевших руинах" нет однозначного разделения на хороших и плохих, но мир спасать надо и каждый действует из собственного представления, как будет лучше. Но это не темное фэнтези. Это ромфант в темных тонах.
Второе, колориту восточного не будет. Тут я в ожиданиях круто обломалась, здесь стандартный набор "атрибутов" западного романтического фэнтези для девочек. Разве что фэйри стали пери на восточный манер, но название их сути не изменило, эльфы они и в Африке эльфы. Ну и накал страстей горячее - вот где турецкая кровь автора дала о себе знать. Те, кто хоть раз смотрел турецкий сериал, поймут, о чем я: мгновенная смена эмоций, из смеха в слёзы, всё на грани,гнев зашкаливает, любовные сцены с одеждой в клочья, порывы чувств не контролируются, а выводятся на максимум. В этом плане просто взрывы в книге, причем практически в каждой сцене с Реной, где ей приходится общаться с возлюбленным, которого она, конечно же, ненавидит. А у читателя взрыв мозга, так как успевать за сменой эмоциональных реакций героев крайне сложно.
Третье, герои. Ну, тут по классике ромфанта: тупая, но очень гордая и независимая героиня, в которую влюбляются и принц, и Смотритель Кошмаров. Этим двум, между прочим, тысячи лет. Тысячи, а ведут себя как подростки в пубертате. "Моя голова превратилась в свалку из мыслей" - как-то раз замечает неладное главная наша красавишна. Очень точное и ёмкое выражение, прекрасно описывающее то, что представляют собой мыслительные процессы в голове Рены. Свалка как есть. Сумбур, мысли рождаются спонтанно, причем сразу целым роем и исключительно под влиянием эмоций. А эмоции бьют ключом и, как говорится, всё по голове. Пока толика сомнений в правильности выводов пробивает себе дорогу к тому, что у нормальных людей называется разумом, а у героини представляет собой чистый хаос, Рена успевает наговорить уйму глупостей и сотворить кучу дуростей. Становится понятно, почему избранной для борьбы с Хаосом выбрали именно её - клин клином вышибают. Тут стандартный образ из ромфанта, вспоминаются героини Арден и Маас, но Рена от турка Эмре Гюля - избранная в квадрате. Другие так-то наделены мэрисьюшными способностями, типа круто обращаются с оружием или с магией. Эта же - полный ноль. Правда с перспективой. А пока только самомнение, нарциссизм, уверенность, что ей все должны, наглость и хамство, как в словах, так и в вызывающем поведении. Характерец такой же, как у крутышек иных, кхм, непростой, весь из себя независимый и гордый при крайне неустойчивой психике. Поэтому постоянно возникает вопрос - ты как выжить-то собираешься, красота ж ты наша неземная?
Как, как... За счет других. Прежде всего за счет влюбившегося в соплячку земную древнего, почти как мир пери, полубога Хранителя Кошмаров, который называет её "маленьким кошмариком" и прочими приторными прозвищами, и её дедушки, Хранителя зеркал и тайны Потайного мира. Сама Рена пока не вывозит. Было очень смешно читать, как она строит планы мести по уничтожению очень сильных пери, при том, что находится в крайне шатком положении, в полной неизвестности о своем дальнейшем будущем, в зависимости от других, под проклятием, которое должно её поглотить. Но Рена будто не в себе. Иногда, правда очень редко, проблески разума всё же проявлялись. Но быстро испарялись.
Четвертое. Описания всякой красоты, тоже узнаваемый штамп жанра. Природой наслаждаться вы не будете, зато платьишки, рюшечки, дорогобогато украшенные покои и залы - этого тут в достатке. Чтобы все девочки мечтали оказаться на месте Реночки, дабы поспать в роскошных комнатах, отведать экзотических, невероятно вкусных яств, перемерить все платьица и поносить все украшеньица, а также с головой бросится в объятия безумной любви с самый крутым и красивым чуваком этого мира, за которого мечтала выйти замуж сама королева!
Пятое. Любовная линия. Тут просто даже не хочется ничего описывать, так как это собрание всех клише, которые встречаются в ромфанте. От "ненависти до любви", любовного треугольника до страшно смешных сцен страсти. Поэтому, учитывая описанную мною выше степень накала страстей, тут ромфант в кубе.
Однако, за всей этой мишурой и безудержными страстями скрывается достаточно любопытный сюжет с новой легендой о создании миров, интересными загадками, иными вселенными и тайной хранителей зеркал и Потайного мира. Да и прошлое здесь спрятано хорошо, всё не раскрывается быстро и просто, каждый секрет надо вытянуть из цепких лап его хранителя и самого времени. Трактовки событий разнятся, герои не однозначные в мире Миенаса и верить кому-либо не получается. К тому же многое здесь условно. У героев якобы есть выбор, но на самом деле его нет и путь предначертан. Но не у Рены. Вот от её решения зависит многое. Но, увы, с головой у героини не очень, поэтому частенько само мироздание складывает события так, чтобы она очутилась там, где надо. Ну и сама её роль здесь оригинальна. В общем, это могла бы получиться самобытная и интересная история, даже несмотря на западный антураж, если бы не все эти глупые штампы и клише ромфанта. Тех, кого не раздражают подобные героини и сам жанр романтического янг эдалта не смущает, книга может заинтересовать. И оформление шикарное у книги, полбалла за него накинула к оценке на ЛайвЛиб, тут издатели очень постарались.
Спасибо за внимание!
Наперед ока ничего не загадываю, всё равно все планы по чтению, обзорам и каналу успешно рушатся.