Найти в Дзене

Занимательная робототехника в Калининграде

Как местные андроиды (не телефоны) Москву покоряли Экспансия началась давно и осуществлялась, как минимум, из двух центров. Двух, скажем так, «конструкторских бюро». Впрочем, обо всем по порядку. «Явная авантюра» Впервые мир узнал о феномене калининградских роботов в 1967-м году. Во всяком случае, именно тогда они, роботы, заявили о себе во весь голос. Летом того года популярный журнал «Техника молодежи» решился на смелый эксперимент - провести конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота. Позже, в 1993 году, зам. главного редактора «Техники молодежи Юрий Филатов написал статью, в которой рассказал о том, с чего все началось: «По окончании института меня распределили было в один из «почтовых ящиков», но я сумел вырваться оттуда и перебежал в редакцию «ТМ». Еще не успел толком осмотреться, освоиться на новом месте работы, как главный редактор В. Д. Захарченко почему-то именно мне доверил весьма ответственное задание — организовать и провести всесоюзный заочный конкурс на лучшу

Как местные андроиды (не телефоны) Москву покоряли

Последний свидетель триумфа местной робототехники коротает дни в фойе Калининградского областного историко-художественного музея
Последний свидетель триумфа местной робототехники коротает дни в фойе Калининградского областного историко-художественного музея

Экспансия началась давно и осуществлялась, как минимум, из двух центров. Двух, скажем так, «конструкторских бюро». Впрочем, обо всем по порядку.

«Явная авантюра»

Конструктор Борис Василенко со своим роботом по имени "Нептун"
Конструктор Борис Василенко со своим роботом по имени "Нептун"

Впервые мир узнал о феномене калининградских роботов в 1967-м году. Во всяком случае, именно тогда они, роботы, заявили о себе во весь голос.

Летом того года популярный журнал «Техника молодежи» решился на смелый эксперимент - провести конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота.

Позже, в 1993 году, зам. главного редактора «Техники молодежи Юрий Филатов написал статью, в которой рассказал о том, с чего все началось:

«По окончании института меня распределили было в один из «почтовых ящиков», но я сумел вырваться оттуда и перебежал в редакцию «ТМ». Еще не успел толком осмотреться, освоиться на новом месте работы, как главный редактор В. Д. Захарченко почему-то именно мне доверил весьма ответственное задание — организовать и провести всесоюзный заочный конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота. Теперь-то я понимаю подоплеку выбора — просто опытные сотрудники, трезво оценив «плюсы» и «минусы» очередной затеи шефа, постарались правдами и неправдами увильнуть от нее и все свалили на простофилю-новичка. Оказывается, Василий Дмитриевич, случайно увидев сенсационные снимки «железных людей» в зарубежном журнале, со свойственной ему горячностью немедленно дал условия конкурса в журнале (№ 5 за 1966 г.), и только потом уж начал гадать — сооружают ли такое у нас? Словом, явная авантюра! Но делать нечего — я разослал несколько сотен писем по всем адресам дворцов пионеров и станций юных техников, которые сумел раздобыть».

Списанные водолазные костюмы

В журнале "Техника молодежи" показали "начинку" "Нептуна"
В журнале "Техника молодежи" показали "начинку" "Нептуна"

Но вопреки опасениям, конкурс прошел весьма успешно. Принять участие в нем изъявили желание «кулибины» едва ли не со всей страны».

«Особенно меня удивил преподаватель калужского техникума Борис Гришин — его дюралюминиевый АРС среднего роста ловко обслуживал гостей и, в отсутствие хозяина, вполне справлялся с домашними хлопотами, - рассказывал Филатов. - Научный сотрудник харьковского института Л.Кравченко научил своего РИДа профессионально играть в домино. А кандидат технических наук Вадим Мацкевич еще в 1937 году сконструировал робота, которого показывали на Всемирной выставке в Париже, и активно продолжал заниматься этим делом с кружковцами из г. Щелково Московской области…»

Калининградцы тоже приняли участие в конкурсе.

В ноябрьском номере «Техники молодежи» за 1966 год вышла статья преподавателя электросвязи Калининградского профессионально-технического училища №9 Бориса Василенко под названием «Роботы наш конек».

В ней он помимо всего прочего рассказал, что первого «железного человека» в ГПТУ смастерили еще в 1963-м году. Всего за четыре года было изготовлено около десятка подобных машин.

«У моряков мы как-то достали несколько списанных водолазных костюмов, - раскрыл тайны своей творческой лаборатории Василенко. - Шлем и манишка скафандра -это уже почти готовая голова робота. Вместо иллюминаторов вставляется прозрачное оргстекло. При нагревании оно размягчается и легко приобретает самую причудливую форму. Внутри шлема помещается голова - обычный пластмассовый буй. В нём монтируются «органы чувств». Некоторые из них нельзя найти даже у человека. Например, с помощью газового счетчика робот может реагировать на радиоактивность».

Танец «железного человека»

Борис Василенко со своими учениками. За спиной, судя по всему, робот "Электрон".
Борис Василенко со своими учениками. За спиной, судя по всему, робот "Электрон".

В августовском номере «ТМ» за следующий, 1967-й, год были подведены итоги конкурса. Голосованию предшествовали выступления участников.

Калининград представляли робот «Нептун» и «маленький Андрюшка». О последнем было сказано всего пару слов. А вот «Нептуну» автор - все тот же Юрий Филатов - посвятил целый абзац.

«Нептуну» нет и года, а он уже научился ходить и замечать препятствия, - писал он. - Его электронный мозг запоминает 112 команд. Он играет в шахматы и чутко реагирует на рентгеновское излучение. Он даже умеет танцевать».

Возможно, именно танцами он всех и очаровал.

Жюри единодушно объявило победителем конкурса Бориса Василенко, который получил главный приз от «Техники молодежи» - мотоцикл.

Двое его помощников - курсанты среднего мореходного училища В. Врублевский и А. Волошаненко - были удостоены дипломов журнала. Тоже, в принципе, неплохо…

Кто возьмет билетов пачку?

Аттракцион  с роботом-кондуктором запомнился многим калининградцам.
Аттракцион с роботом-кондуктором запомнился многим калининградцам.

Примечательно, что в своей статье 1993-го года Филатов отмечает, что задолго до объявления конкурса, то есть, до 1966 года, Василенко вместе с подопечными построил десяток роботов - «гоминоидов» и даже приступил к оснащению ими (в роли кондукторов) городского транспорта.

Однако в заметке «Калининградской правды» от 3 декабря 1970 года появление робота-кондуктора в трамвае представлено как сенсация. Трудно поверить, что пресса несколько лет игнорировала столь интересную для читателей практику. Конечно, в советском время газеты за сенсациями не гнались, но не до такой же степени…

«Позавчера (то есть 1 декабря) пассажиры калининградского трамвая, следовавшего по маршруту -трамвайный парк - кинотеатр «Родина», - впервые познакомились с новым детищем кружка кибернетики - роботом-кондуктором", - говорится в публикации.

Отмечается также, что конструкторы научили робота здороваться с пассажирами, приглашать их покупать билеты, объявлять остановки, рассказывать о некоторых городских достопримечательностях и даже включать при необходимости аварийное освещение.

В другой статье, опубликованной в январе 1972 года, снова рассказывается о роботе-кондукторе и уточняется, что изготовлен он школьниками областной станции юных техников по руководством Бориса Василенко.

Про ГПТУ №9 - ни слова.

В статье также говорится, что на ВДНХ робот-кондуктор был удостоен большой бронзовой медали.

Не исключено, что после триумфа в конкурсе «ТМ» Василенко пригласили и на ВДНХ.

И с экраном на груди…

Фото плохого качества, но экран на груди "РЭРа" все же можно разглядеть.
Фото плохого качества, но экран на груди "РЭРа" все же можно разглядеть.

Немножко сбивает с толку публикация в «Калининградке», увидевшая свет в июне 1969 года. Называется она «РЭР» гостит на ВДНХ».

Из неё мы узнаем, что РЭР расшифровывать как радиоэлектронный робот и что он прилетел в Москву из Калининграда, где был из готовлен ребятами с областной станции юных техников.

«Робот охотно отвечает на вопросы посетителей павильона, поет, вращает головой, - говорится в заметке. - На груди «РЭРа» разместился небольшой экран. На экране можно увидеть кинофильм, рассказывающий о том, как он создавался».

Далее приводится внушительный список школьников, участвовавших в создании механизма. Руководил ими … нет, не Борис Василенко. Александр Александрович Малиновский.

Статья проиллюстрирована фотографией. Она хоть и довольно плохого качества, но дает общие представления о внешнем виде РЭРа. На «Нептуна» и его собратьев он совсем не похож. У робота Малиновского квадратная голова, такую сложно изготовить из водолазного шлема. Потом у «василенковских» роботов не было никакого экрана на груди. У «Нептуна» на этом месте телефонный диск, а у его собрата «Электрона», который довольно часто попадал в объектив фотокамер, вообще - просто железная манишка. Похоже, РЭР - принципиально иная конструкция.

При этом, повторюсь, в статье указывается, что создан этот робот на областной станции юных техников.

Относительно Нептуна и Ко, как уже отмечалось, на сей счет имеется разная информация. В «Технике молодежи» говорится, что он сконструирован в ГПТУ№9, «Калининградка» утверждает, что всё на той же областной станции юных техников.

Кто прав?

Есть версия, что - все, потому что областная станция юных техников относилась в ГПТУ №9.

Возможно, но как-то сомнительно.

Областная станция юных техников располагалась в советское времени на Богдана Хмельницкого, а ГПТУ №9, как сообщает телефонный справочник за 1964 год, на Тенистой аллее.

Но как бы то ни было, более-менее очевидно, что в Калининграде роботов-андроидов делали две группы детей под руководством двух разных специалистов - Василенко и Малиновского.

Причем, оба проекта оказались успешными. Оба получили признание в столице.

Не исключено, что и на ВДНХ роботы из разных калининградских «мастерских» выставлялись одновременно.

На эту мысль наводит фото из альбома «Калининград», на котором роботы разных конструкций переходят дорогу по «зебре». Есть среди них и «округлые» и «квадратные». Правда, последние без экрана на груди. Значит, получается, «РЭРа» среди нет?

Последний из «гоминоидов»

Робот "Электрон" и его "железные собратья" на прогулке. Фото из фотоальбома "Калининград", 1971г.
Робот "Электрон" и его "железные собратья" на прогулке. Фото из фотоальбома "Калининград", 1971г.

О судьбе «РЭРа», к сожалению, ничего не известно. А «василенковские» роботы некоторое время развлекали калининградцев в трамваях. Как долго это длилось - не очень ясно. Представляется, что не очень. Роботы создания умные, но наивные. Вместо трех копеек за проезд им можно было дать какую-нибудь железяку, а они еще, поди, и «спасибо» за это говорили. А у трамвайно-троллейбусного парка - план. С таким работниками его не выполнишь…

Робот "Нептун", наверное,  с тоской вспоминает дни, когда он обилечивал пассажиров. Да и калининградцы были бы рады вновь увидеть его в деле.
Робот "Нептун", наверное, с тоской вспоминает дни, когда он обилечивал пассажиров. Да и калининградцы были бы рады вновь увидеть его в деле.

Куда делись представители этой «железной когорты» - Бог весть…Совершенно достоверное сведения есть только об одном - о том самом легендарном "Нептуне". Он сумел дожить до наших дней, сейчас увидеть его можно в фойе Калининградского областного историко-художественного музея.

Такое впечатление, что он скучает без «Электрона», «Андрюшки» и других своих «железных братьев». С другой стороны, сейчас в трамваях и автобусах, говорят, нехватка кондукторов. Может, пора снова на работу?Название остановок, думается, «Нептун» не забыл. Единственное, валидатор к нему нужно как-то прикрепить ...

Кирилл Синьковский, канал "Калининградские истории». Фото ГАКО, из журнала «Техника молодежи» и из газеты «Калининградская правда».