Как местные андроиды (не телефоны) Москву покоряли
Экспансия началась давно и осуществлялась, как минимум, из двух центров. Двух, скажем так, «конструкторских бюро». Впрочем, обо всем по порядку.
«Явная авантюра»
Впервые мир узнал о феномене калининградских роботов в 1967-м году. Во всяком случае, именно тогда они, роботы, заявили о себе во весь голос.
Летом того года популярный журнал «Техника молодежи» решился на смелый эксперимент - провести конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота.
Позже, в 1993 году, зам. главного редактора «Техники молодежи Юрий Филатов написал статью, в которой рассказал о том, с чего все началось:
«По окончании института меня распределили было в один из «почтовых ящиков», но я сумел вырваться оттуда и перебежал в редакцию «ТМ». Еще не успел толком осмотреться, освоиться на новом месте работы, как главный редактор В. Д. Захарченко почему-то именно мне доверил весьма ответственное задание — организовать и провести всесоюзный заочный конкурс на лучшую конструкцию человекоподобного робота. Теперь-то я понимаю подоплеку выбора — просто опытные сотрудники, трезво оценив «плюсы» и «минусы» очередной затеи шефа, постарались правдами и неправдами увильнуть от нее и все свалили на простофилю-новичка. Оказывается, Василий Дмитриевич, случайно увидев сенсационные снимки «железных людей» в зарубежном журнале, со свойственной ему горячностью немедленно дал условия конкурса в журнале (№ 5 за 1966 г.), и только потом уж начал гадать — сооружают ли такое у нас? Словом, явная авантюра! Но делать нечего — я разослал несколько сотен писем по всем адресам дворцов пионеров и станций юных техников, которые сумел раздобыть».
Списанные водолазные костюмы
Но вопреки опасениям, конкурс прошел весьма успешно. Принять участие в нем изъявили желание «кулибины» едва ли не со всей страны».
«Особенно меня удивил преподаватель калужского техникума Борис Гришин — его дюралюминиевый АРС среднего роста ловко обслуживал гостей и, в отсутствие хозяина, вполне справлялся с домашними хлопотами, - рассказывал Филатов. - Научный сотрудник харьковского института Л.Кравченко научил своего РИДа профессионально играть в домино. А кандидат технических наук Вадим Мацкевич еще в 1937 году сконструировал робота, которого показывали на Всемирной выставке в Париже, и активно продолжал заниматься этим делом с кружковцами из г. Щелково Московской области…»
Калининградцы тоже приняли участие в конкурсе.
В ноябрьском номере «Техники молодежи» за 1966 год вышла статья преподавателя электросвязи Калининградского профессионально-технического училища №9 Бориса Василенко под названием «Роботы наш конек».
В ней он помимо всего прочего рассказал, что первого «железного человека» в ГПТУ смастерили еще в 1963-м году. Всего за четыре года было изготовлено около десятка подобных машин.
«У моряков мы как-то достали несколько списанных водолазных костюмов, - раскрыл тайны своей творческой лаборатории Василенко. - Шлем и манишка скафандра -это уже почти готовая голова робота. Вместо иллюминаторов вставляется прозрачное оргстекло. При нагревании оно размягчается и легко приобретает самую причудливую форму. Внутри шлема помещается голова - обычный пластмассовый буй. В нём монтируются «органы чувств». Некоторые из них нельзя найти даже у человека. Например, с помощью газового счетчика робот может реагировать на радиоактивность».
Танец «железного человека»
В августовском номере «ТМ» за следующий, 1967-й, год были подведены итоги конкурса. Голосованию предшествовали выступления участников.
Калининград представляли робот «Нептун» и «маленький Андрюшка». О последнем было сказано всего пару слов. А вот «Нептуну» автор - все тот же Юрий Филатов - посвятил целый абзац.
«Нептуну» нет и года, а он уже научился ходить и замечать препятствия, - писал он. - Его электронный мозг запоминает 112 команд. Он играет в шахматы и чутко реагирует на рентгеновское излучение. Он даже умеет танцевать».
Возможно, именно танцами он всех и очаровал.
Жюри единодушно объявило победителем конкурса Бориса Василенко, который получил главный приз от «Техники молодежи» - мотоцикл.
Двое его помощников - курсанты среднего мореходного училища В. Врублевский и А. Волошаненко - были удостоены дипломов журнала. Тоже, в принципе, неплохо…
Кто возьмет билетов пачку?
Примечательно, что в своей статье 1993-го года Филатов отмечает, что задолго до объявления конкурса, то есть, до 1966 года, Василенко вместе с подопечными построил десяток роботов - «гоминоидов» и даже приступил к оснащению ими (в роли кондукторов) городского транспорта.
Однако в заметке «Калининградской правды» от 3 декабря 1970 года появление робота-кондуктора в трамвае представлено как сенсация. Трудно поверить, что пресса несколько лет игнорировала столь интересную для читателей практику. Конечно, в советском время газеты за сенсациями не гнались, но не до такой же степени…
«Позавчера (то есть 1 декабря) пассажиры калининградского трамвая, следовавшего по маршруту -трамвайный парк - кинотеатр «Родина», - впервые познакомились с новым детищем кружка кибернетики - роботом-кондуктором", - говорится в публикации.
Отмечается также, что конструкторы научили робота здороваться с пассажирами, приглашать их покупать билеты, объявлять остановки, рассказывать о некоторых городских достопримечательностях и даже включать при необходимости аварийное освещение.
В другой статье, опубликованной в январе 1972 года, снова рассказывается о роботе-кондукторе и уточняется, что изготовлен он школьниками областной станции юных техников по руководством Бориса Василенко.
Про ГПТУ №9 - ни слова.
В статье также говорится, что на ВДНХ робот-кондуктор был удостоен большой бронзовой медали.
Не исключено, что после триумфа в конкурсе «ТМ» Василенко пригласили и на ВДНХ.
И с экраном на груди…
Немножко сбивает с толку публикация в «Калининградке», увидевшая свет в июне 1969 года. Называется она «РЭР» гостит на ВДНХ».
Из неё мы узнаем, что РЭР расшифровывать как радиоэлектронный робот и что он прилетел в Москву из Калининграда, где был из готовлен ребятами с областной станции юных техников.
«Робот охотно отвечает на вопросы посетителей павильона, поет, вращает головой, - говорится в заметке. - На груди «РЭРа» разместился небольшой экран. На экране можно увидеть кинофильм, рассказывающий о том, как он создавался».
Далее приводится внушительный список школьников, участвовавших в создании механизма. Руководил ими … нет, не Борис Василенко. Александр Александрович Малиновский.
Статья проиллюстрирована фотографией. Она хоть и довольно плохого качества, но дает общие представления о внешнем виде РЭРа. На «Нептуна» и его собратьев он совсем не похож. У робота Малиновского квадратная голова, такую сложно изготовить из водолазного шлема. Потом у «василенковских» роботов не было никакого экрана на груди. У «Нептуна» на этом месте телефонный диск, а у его собрата «Электрона», который довольно часто попадал в объектив фотокамер, вообще - просто железная манишка. Похоже, РЭР - принципиально иная конструкция.
При этом, повторюсь, в статье указывается, что создан этот робот на областной станции юных техников.
Относительно Нептуна и Ко, как уже отмечалось, на сей счет имеется разная информация. В «Технике молодежи» говорится, что он сконструирован в ГПТУ№9, «Калининградка» утверждает, что всё на той же областной станции юных техников.
Кто прав?
Есть версия, что - все, потому что областная станция юных техников относилась в ГПТУ №9.
Возможно, но как-то сомнительно.
Областная станция юных техников располагалась в советское времени на Богдана Хмельницкого, а ГПТУ №9, как сообщает телефонный справочник за 1964 год, на Тенистой аллее.
Но как бы то ни было, более-менее очевидно, что в Калининграде роботов-андроидов делали две группы детей под руководством двух разных специалистов - Василенко и Малиновского.
Причем, оба проекта оказались успешными. Оба получили признание в столице.
Не исключено, что и на ВДНХ роботы из разных калининградских «мастерских» выставлялись одновременно.
На эту мысль наводит фото из альбома «Калининград», на котором роботы разных конструкций переходят дорогу по «зебре». Есть среди них и «округлые» и «квадратные». Правда, последние без экрана на груди. Значит, получается, «РЭРа» среди нет?
Последний из «гоминоидов»
О судьбе «РЭРа», к сожалению, ничего не известно. А «василенковские» роботы некоторое время развлекали калининградцев в трамваях. Как долго это длилось - не очень ясно. Представляется, что не очень. Роботы создания умные, но наивные. Вместо трех копеек за проезд им можно было дать какую-нибудь железяку, а они еще, поди, и «спасибо» за это говорили. А у трамвайно-троллейбусного парка - план. С таким работниками его не выполнишь…
Куда делись представители этой «железной когорты» - Бог весть…Совершенно достоверное сведения есть только об одном - о том самом легендарном "Нептуне". Он сумел дожить до наших дней, сейчас увидеть его можно в фойе Калининградского областного историко-художественного музея.
Такое впечатление, что он скучает без «Электрона», «Андрюшки» и других своих «железных братьев». С другой стороны, сейчас в трамваях и автобусах, говорят, нехватка кондукторов. Может, пора снова на работу?Название остановок, думается, «Нептун» не забыл. Единственное, валидатор к нему нужно как-то прикрепить ...
Кирилл Синьковский, канал "Калининградские истории». Фото ГАКО, из журнала «Техника молодежи» и из газеты «Калининградская правда».