Найти в Дзене

Детский мат: почему ребенок ругается и что делать родителям

Наверное, в каждой семье наступал неловкий момент, когда ребенок приносил домой первое плохое слово. В такой ситуации одно слово «нельзя» не принесет никакого эффекта. А если вдруг подросток начал материться, то запреты только усугубят его поведение. Что же делать? Разберемся вместе с Ольгой Тетериной, врачом, практическим психологом, PSY2.0-консультантом, сертифицированным специалистом по методу PSY2.0. Главный пример для ребенка — это семья. Если дома крепкое слово — часть быта, он усвоит это как норму. Но даже если родители не матерятся каждый день, сложно найти взрослого, который не ругался, когда подрезали на дороге или неожиданно ударился мизинцем. А «маленькие ушки» тут как тут, все слышат, подмечают и запоминают. Да и давайте честно: оградить ребенка от мата невозможно. Даже в идеальных условиях дома дети узнают новые слова на детских площадках, в секциях, от старших ребят. Чтобы этого избежать, пришлось бы изолировать ребенка от общества, но это не выход. Поэтому задача взросл
Оглавление

Наверное, в каждой семье наступал неловкий момент, когда ребенок приносил домой первое плохое слово. В такой ситуации одно слово «нельзя» не принесет никакого эффекта. А если вдруг подросток начал материться, то запреты только усугубят его поведение. Что же делать? Разберемся вместе с Ольгой Тетериной, врачом, практическим психологом, PSY2.0-консультантом, сертифицированным специалистом по методу PSY2.0.

-2

Где ребенок учится мату?

Главный пример для ребенка — это семья. Если дома крепкое слово — часть быта, он усвоит это как норму. Но даже если родители не матерятся каждый день, сложно найти взрослого, который не ругался, когда подрезали на дороге или неожиданно ударился мизинцем. А «маленькие ушки» тут как тут, все слышат, подмечают и запоминают.

Да и давайте честно: оградить ребенка от мата невозможно. Даже в идеальных условиях дома дети узнают новые слова на детских площадках, в секциях, от старших ребят. Чтобы этого избежать, пришлось бы изолировать ребенка от общества, но это не выход. Поэтому задача взрослых — не построить непроницаемый барьер, а научить детей жить с тем, что эта часть языка существует.

-3

Почему дети матерятся?

Дети дошкольного возраста приносят такие слова как некие «артефакты». Они услышали новое слово, которое имеет какую-то эмоциональную окраску, и будут пробовать его применить, даже не понимая смысла.

Младшие школьники скорее всего уже знают значение мата и действуют из желания казаться старше, авторитетнее в компании сверстников или перед старшими ребятами. Это их способ показать «Я взрослый».

Подростки также стараются всеми возможными способами заявить, что они уже не дети, а мат где-то на подсознательном уровне относится к взрослому миру. Также крепкие выражения часто становятся частью сленга, способом вписаться в коллектив и почувствовать свою принадлежность к какому-то сообществу.

-4

Как реагировать, когда вы это услышали?

Первая реакция родителей — ключевая. Многие от неожиданности начинают смеяться, снимать на видео, просить повторить или, наоборот, пугаться последствий, кричать и наказывать. В этом и кроется главная ошибка. Сильное эмоциональное включение или запреты на эти слова будут только повышать интерес и желание повторять их снова и снова.

Что делать:

  • Объяснить «экологию общения»
    Обсудите с ребенком, что эти слова могут обидеть других, где их не принято использовать, например, при учителях, маленьких детях или бабушке. Лучше установить правила дома или семьи, в которые входит условие не использовать такие выражения, потому что вам неприятно их слышать. Ребенок должен понимать ответственность и последствия, связанные с использованием этих слов.
  • Предложить альтернативу
    Скажите: «Мат заменяет другие слова русского языка. Давай подберем к твоему выражению 10 синонимов?». Можно даже ввести «штраф» и после каждого матерного слова давать это небольшое лингвистическое задание. Это заставит задуматься и будет развивать речь.
  • Отказаться от двойных стандартов
    Фраза «взрослым можно, а тебе нет» — провоцирует конфликт и желание тоже использовать мат, особенно если речь о подростке. Поэтому под правило «не материться» в семье попадают все ее члены. Если же получилось так, что взрослый сорвался, важно проговорить: «Я не сдержался, это была ошибка».
  • Понять мотив
    Важно услышать ребенка, почему он матерится, и дать альтернативный способ закрытия потребности. Он хочет добиться авторитета или популярности? Замотивируйте и помогите ему проявить себя в спорте, творчестве или на конкурсе талантов. Хочет найти друзей или стать своим в компании? Создайте среду, где это возможно, например, выберите секцию, куда ходят интересные ему ребята.
-5

Что делать, если жалуются из школы или сада?

Нравственное воспитание — задача семьи. Поэтому спокойно выслушайте педагога и дайте обратную связь: «Спасибо, что сказали. Мы обязательно поговорим с ребенком на эту тему». Важно сохранить баланс, чтобы остаться на стороне малыша, но не оправдывать его поведение.

Когда есть четкие и справедливые правила, нарушать договоренности хочется меньше. Поэтому хорошо, если в семье заранее договорились, что есть определенные неминуемые последствия, когда ребенок делает что-то недопустимое. И он должен понимать, что это не месть, а урок ответственности, который готовит его к взрослой жизни.

Если заранее такого уговора не было, то при первой же ситуации стоит проговорить условия и меры, которые будут приняты при их невыполнении. Помните, что последствия должны быть соизмеримы поступку, который совершил ребенок. Например: «Если ты используешь мат в общественном месте, последствием будет написание дополнительного диктанта».

Мат — это не конец света, а повод выстроить с ребенком честный диалог о границах, уважении и богатстве родного языка. Ваша задача — не запретить, а показать, что это часть жизни, и научить им пользоваться — то есть, в большинстве случаев, не пользоваться.

-6