Осень. Египетские ворота и памятник поэту.
Пушкин - современное название Царского Села. Почему то считается, что название «Царское» произошло от слова «царь». На самом же деле оно произошло от «Саарская мыза» или «Сарское» село со временем переназванное по созвучию.
Первое, что встречает по пути в Александровский парк- Египетские ворота с выгравированными рисунками-иероглифами и клинописью. Ворота чугунные, окрашены под песчаник, возможно, многие их помнят в зелёном цвете. До революции сюда подходила железнодорожная ветка.
Длительное время выполняли двойную функцию: парадно-декоративную и сторожевую, то есть использовались, как корьегардеры (караулки). В связи со вторым назначением, хочу привести интересный факт, почти из серии «есть многое на свете брат, Горацио..»
В одном из пилонов жил до середины 80-х годов прошлого века сотрудник расположенного неподалёку сельскохозяйственного НИИ некто В. В. Игнатов. В паспорте, как утверждают знающие люди, на странице прописки, значилось «Пушкин, деревня Большое Кузьмино, Египетские ворота». Квартира была на втором-третьем этажах, на первом находились подсобные помещения с высокими потолками.
Памятник Александру Сергеевичу стоит за полуциркуляром ворот у Дворцовой улицы. Старинный, изготовлен в 1912 году скульптором Л. А. Бернштамом.
Судьба памятник и символична, и тра**гична. Был отлит из бронзы в парижской мастерской Берштама к столетнему юбилею Лицея и выставлялся на Елисейских полях. Критики приняли скульптуру благосклонно. Николай Второй, увидев памятник, решил установить его в Царском Селе. На пересечении Октябрьского бульвара и Дворцовой установлен в 1932 году. В 1941 году не успели вывезти и укрыть. Писать не хотелось такие вещи - немцы использовали памятник, как мишень для тренировки в меткости стрель*бы.
Далее по Дворцовой до пересечения с улицей Пушкинская, на ней: справа красивая скульптура богини Плодородия с кувшином в виде фонтана, чуть дальше знаменитая Дача Китаевой, о которой Александр Пушкин писал своему другу Плетнёву в мае 1831 года: «Сними мне фанерку поближе к паркам с отдельным кабинетом.»
Так Дача Китаевой выглядит осенью:
В конце дам ссылку на статью о даче.
Идёшь по улице и представляешь- здесь юный Пушкин гулял с лицеистами, вот в этот храм, наверное, заходил, а возможно, на этой аллее повстречался с императорской четой.
Александр Сергеевич любил осень, прекрасные строки, может, об этой поре октября написал?
Уж осени холодной рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых; Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Лицеисты на каникулы не отлучались домой, проводили весь год безвыездно в Царском селе, каждый уголок и куст были им знакомы.
Зашла в парк через западный вход, рядом с Александровским дворцом.
Большой величественный, рядом с ним такой же величественный дуб, сейчас весь покрыт листвой цвета охры. Интересно, рос ли он здесь во времена лицеистов, но судя по размерам кроны и обхвату мощного ствола, Николая Второго с семьей точно помнит.
Сюда во дворец приехал император после Могилёва и написания Манифеста об отречении. Здесь встретила его любимая супруга, красавицы-дочери и сын. Отсюда он отправился в дальний путь по железной дороге до Тобольска. Огород был неподалёку от дворца, где весной 1917 года посадил Николай Александрович с семьей картофель, зелень, овощи. Убрать урожай не успели.
Иду дальше по парку. Впереди красивое сооружение - Белая башня в готическом стиле. Ярко выделяется на фоне осенней листвы.
Белая башня и Драконов мостик.
Под ногами желтый шуршащий ковёр из листьев. На кустах красные маленькие цветочки, кажется, это барбарис или что-то другое?
Белая башня выполнена в средневековой архитектуре, украшена скульптурами рыцарей и львов, изготовленных на Александровском заводе по эскизам Василия Демут-Малиновского.
Построена в 1821-1827 году по заказу императора Николая Первого для своих детей. Архитектор А. П. Менелас.
На первом этаже размещались столовая и буфет, на втором- гостиная, на третьем, четвёртом - учебный класс и спальня. Сыновья Николая Первого обучались во * енно-прикладному делу, на пятом этаже располагалась мастерская, где придворный художник давал детям уроки рисунка и живописи.
Башня в наши дни обустроена под детские 3-D мероприятия.
За башней видна на фото Федоровская церковь, являлась придворной церковью царской семьи на протяжении нескольких поколений.
Иду по парку, по пути красивый Драконовый мостик:
Когда шла по аллее обратно, кто-то украсил дракона жёлтыми кленовыми листьями, очень мило).
Арсенал и Шапель.
Здание Арсенала видно в конце длинной еловой аллеи. В восемнадцатом веке здесь находился павильон «Монбижу»: со временем обветшал, и при императоре Александре Первом его заменили на Арсенал. Напоминает рыцарскую крепость. Сейчас в нем музей древнего о ружья. Началом послужили экспонаты личного воо**ружения Николая Первого.
Здание находится в центре парка, просматривается с аллей, расходящихся лучеобразно.
В строительстве первого здания, служившего охотничьим домиком, принимал участие Ф.Б.Растрелли, и представлял он образец красивого барочного стиля с луковкой-башней. Стены внутри были украшены декором из живописных шпалер с изображением сцен царской охоты, дичи и фруктов.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Прочитала: действующая выставка «Личное о *ружие Елизаветы Петровны».
Зашла, сделала фото рыцарей в доспехах.
Направилась в сторону «Шапель».
Создалось реальное ощущение, что нахожусь не в пригороде Петербурга, а где-то в средневековой Европе.
Вот здесь прочитать о «Шапель», интересно:
Парк с широкими аллеями среди хвойных деревьев. Лиственницы стоят в окрашенной хвое, удивительно смотрятся - хвоя и вдруг, золотисто-желтая:
Китайские мостики. Большой китайский мост.
Мой путь к Китайским мостикам и Екатерининскому парку. Появилось немного солнышка из облаков, совсем другое дело.
Китайские мостики сами по себе богаты декором и цветом, а в осеннем облачении, вдвойне.
- Вот что тут напишешь? Красота затейливая в математической степени.
Автор Китайских мостиков Ч.Камерон. Четыре фигуры - молодые китайские женщины и мужчины в национальной одежде с поднятыми фонарями, поставлены скульпторам по углам однопролётного розово-гранитного моста. Причудливые ветви красных кораллов переплетаются, создавая эффект перил.
Вдали виден Екатерининский дворец, все, кто подходит к нему с запада, любуются узорными Золотыми воротами, они великолепны в лучах солнца:
Реставрировались лет пять назад. Ворота разобрали по деталям и фрагментам - 3,5 тысячи и 12 тысяч заклепок. Сняли всю позолоту и обновили частично ажурный узор. Золота потратили около полутора килограммов на новое покрытие.
Шик, блеск, красота.
❤️Спасибо, что прочитали и совершили виртуальную прогулку, буду рада лайкам, комментариям, подпискам.❤️
Фото авторские, на них распространяется авторское право.