Приветствую всех любителей фантастики. Буквально недавно я прикупил за копейки ключик "RoboCop: Rogue City" и пройдя игру, получил дозу ностальгии, а потому, решил освежить в памяти всю франшизу. Так что сегодня мы с вами вспомним, какое официальное медиа выходило по "Робокоп".
Но прежде чем мы начнем, по традиции канала, для придания статье необходимого настроения, я отыскал для вас соответствующий аудиоряд
Читайте также:
Хронологически первым произведением франшизы является полнометражный фильм «Робокоп» (RoboCop), вышедший в 1987 году.
Картина стала режиссёрским триумфом Пола Верховена, голландского постановщика, известного своей склонностью к мрачной сатире, насилию и социальным аллюзиям. Действие фильма разворачивается в Детройте — городе, погрязшем в преступности и коррупции. Мегакорпорация OCP (Omni Consumer Products) получает контроль над полицией и планирует создать механизированные силы правопорядка, полностью подчинённые корпоративным интересам.
Главный герой, офицер Алекс Мёрфи, погибает при исполнении служебного долга, попав в руки банды преступников во главе с Кларенсом Боддикером. Его тело становится основой для эксперимента OCP по созданию киборга-полицейского — Робокопа, почти полностью лишённого личности, но обладающего остатками человеческих воспоминаний.
Постепенно в ходе фильма Мёрфи начинает осознавать своё прошлое, восстанавливая фрагменты прежней жизни и памяти. Этот конфликт между машиной и человеком, между долгом и личностью, становится центральной темой картины. Наряду с философскими вопросами о человеческой идентичности и свободе воли, фильм насыщен жёстким экшеном, мрачной иронией и сатирой на корпоративный капитализм и медиа-культуру 80-х.
«Робокоп» стал не просто боевиком, а социальным высказыванием, замаскированным под футуристический триллер. При бюджете в 13 миллионов долларов фильм собрал более 50 миллионов, получив культовый статус и породив целую медиафраншизу, включающую сиквелы, сериалы, мультфильмы, комиксы и видеоигры. Что забавно, и боссы студии и актёры фильма считали сценарий лютым бредом и были уверены в провале фильма.
К слову, прикупить ключ "RoboCop: Rogue City" для Steam можно тут.
Следующим в списке франшизы стал мультсериал «Робокоп» (RoboCop: The Animated Series) 1988 года, созданный студией Marvel Productions совместно с Orion Pictures.
После успеха оригинального фильма продюсеры решили расширить аудиторию, адаптировав мрачный и насильственный материал под формат детской анимации. В результате получился двенадцатисерийный мультсериал, где Робокоп изображён не как трагический гибрид человека и машины, а как почти супергерой, защищающий Детройт от преступников и коррумпированных корпораций.
Сюжет сериала в общих чертах повторяет события оригинального фильма: офицер Алекс Мёрфи погибает при исполнении, после чего корпорация OCP превращает его в киборга-полицейского. Однако все мрачные элементы — кровавое насилие, сатирические медиа-вставки и темы дегуманизации — были полностью исключены. Мультсериал делает акцент на приключениях, моральных уроках и чётком разделении добра и зла.
Визуально и концептуально проект сильно отличается от фильма Верховена. Здесь Робокоп более человечен, говорит мягким голосом, никогда не убивает и действует в духе типичного американского героя 80-х. Даже враги стали мультяшно-карикатурными. Впрочем, желая получить больше денег, все последующие проекты по Робокопу были ориентированы на расширенный список возрастов, что прибыли не добавило, зато сказалось на восприятии.
В 1990 году вышел сиквел оригинального фильма - «Робокоп 2» (RoboCop 2).
События фильма продолжают историю Алекса Мёрфи после первого фильма. Детройт находится на грани экономического краха — преступность растёт, муниципалитет банкрот, а корпорация OCP намерена полностью приватизировать город, чтобы построить на его месте новый мегаполис — Дельта Сити.
Тем временем улицы заполонил новый опасный нapкoтик «Ньюк», распространяемый наркобароном Кейном, возомнившим себя мессианской фигурой. Робокоп продолжает патрулировать город, однако остаётся одиноким солдатом, разрываемым между машинной программой и человеческими эмоциями.
Сюжет продолжает тему внутреннего конфликта. В начале фильма Мёрфи наблюдает за своей вдовой и осознаёт, что навсегда утратил прежнюю жизнь. Позже OCP начинает разрабатывать новый проект «Робокоп-2», который должен заменить Мёрфи — но все эксперименты заканчиваются самоубийствами испытуемых, не выдерживающих потери человечности. В итоге корпорация решает использовать мозг Кейнa после его гибели, превращая наркобарона в чудовищного киборга-монстра, ставшего антагонистом фильма.
С визуальной точки зрения фильм сохранил дух оригинала — костюмы, эффекты и макетные сцены выполнены с тем же вниманием к деталям, а экшен стал ещё масштабнее. Однако по настроению картина более комиксная и менее сатирическая. Если первая часть Верховена была социальной притчей, то «Робокоп 2» ближе к зрелищному киберпанк-боевику, где философия уступает место жестоким сценам и техно-гротеску.
Режиссёром выступил Ирвин Кершнер, известный по «Империя наносит ответный удар». Сценарий изначально писал Фрэнк Миллер, создатель «Города грехов» и «Возвращения тёмного рыцаря». Однако его версия оказалась слишком мрачной и аморальной даже для начала 90-х, и студия существенно переписала сценарий, сгладив авторские крайности. К слову, по неиспользованному сценарию Миллера с 2003 по 2006 год выходил комикс «Frank Miller’s RoboCop». Думаю когда-нибудь напишу по нему отдельную статью. Пишите в комментах, если бы вам было интересно почитать.
Продолжает список заключительный фильм трилогии - кинокартина «Робокоп 3» (RoboCop 3), вышедший в 1993 году.
Сюжет продолжает тему корпоративного захвата Детройта. Корпорация OCP, теперь принадлежащая японским инвесторам, приступает к реализации проекта Дельта Сити, выселяя жителей целыми кварталами с помощью частных армий и тяжёлой техники. На фоне этого разворачивается сопротивление граждан — подпольная группа повстанцев, борющаяся против корпоративного произвола.
Робокоп, ставший свидетелем насилия со стороны своих «работодателей», встаёт на сторону угнетённых. Фильм делает акцент на его человечности и моральном выборе, превращая историю в почти комиксную притчу о восстании против системы.
На этот раз режиссёром выступил Фред Деккер, известный по хоррорам «Ночь страха» и «Монстры за работой». К работе над сценарием вновь привлекли Фрэнка Миллера, однако, как и в случае с предыдущей частью, студия Orion Pictures существенно смягчила материал, убрав из него всё, что могло шокировать семейную аудиторию. В итоге фильм получил рейтинг PG-13, что стало катастрофическим решением для франшизы, изначально строившейся на жёстком сатирическом насилии. В фильме появились новые элементы, подчёркивающие уход франшизы в сторону подростковой аудитории: реактивный ранец, с помощью которого Робокоп летает, и малолетняя хакерша Никко, символизирующая будущее и надежду. Насилие стало почти безобидным, а сатирическая составляющая — поверхностной. Кроме того Питер Уэллер отказался возвращаться к образу Мёрфи из-за занятости в съёмках фильма «Обнажённый завтрак» Дэвида Кроненберга. Его место занял Роберт Джон Бёрк, и хотя костюм и движения персонажа в целом сохранены, экранного обаяния Уэллера уже не хватало.
«Робокоп 3» стал коммерческим и критическим провалом. Фильм выглядел бледной тенью оригинала: низкий бюджет, упрощённый сценарий и попытки угодить детям окончательно уничтожили атмосферу антиутопии. После выхода третьей части франшиза надолго ушла из большого кино, перекочевав на TV.
Дополнит список канадско-американский телесериал "Робокоп" (RoboCop: The Series) 1994 года.
После провала третьего фильма франшиза попыталась возродиться на телевидении в формате сериала. Сериал представлял собой мягкий перезапуск, игнорировавший события второй и третьей частей, но сохранявший базовую завязку оригинального фильма. В пилотной серии вновь пересказывается история офицера Алекса Мёрфи, убитого преступниками и превращённого в киборга-полицейского. Однако уже с первых минут становится ясно, что тональность проекта значительно отличается от киноверсии Верховена — сериал намеренно избегает насилия, крови и чёрного юмора.
Исполнителем главной роли стал Ричард Иден, сумевший внешне и пластически передать образ Робокопа, но без той эмоциональной глубины, что была у Питера Уэллера. Его Робокоп — скорее герой-философ, который размышляет о человечности, справедливости и этике, чем борется с преступниками в буквальном смысле.
Действие разворачивается в футуристическом Детройте, где OCP вновь выступает полновластной мегакорпорацией, контролирующей правопорядок и технологии. Однако в сериале эта тема подаётся более сглаженно — OCP здесь не абсолютное зло, а скорее символ корпоративной бездушности. Сценаристы пытались добавить морализаторский оттенок: каждая серия имела самостоятельный сюжет с моральным посылом — о правах человека, последствиях технического прогресса или ценности жизни. Несмотря на то что в пилотной серии присутствовали элементы оригинальной мрачности, дальше сериал окончательно ушёл в формат научно-фантастической драмы для семейного просмотра.
Всего было выпущено 22 эпизода, после чего проект закрыли из-за низких рейтингов и высокой стоимости производства.
Следующим по списку идёт анимационный сериал «Робокоп: Команда Альфа» (RoboCop: Alpha Commando), вышедший в 1998 году.
Мультсериал стал второй попыткой адаптировать историю о Робокопе в детском формате. На этот раз создатели решили полностью обновить сеттинг и представить Робокопа как героя будущего в духе комиксных суперсолдат 90-х.
Действие разворачивается через несколько лет после событий фильмов, когда Алекс Мёрфи возвращается в строй после долгой деактивации. Он вступает в элитное подразделение под названием Отряд Альфа, призванный бороться с глобальными угрозами — от террористов и киберпреступников до безумных учёных и мутировавших созданий. Таким образом, сюжет полностью уходит от антиутопического Детройта и сатиры на корпорации, превращаясь в приключенческую фантастику.
В сериале Робокоп предстает как почти неуязвимый герой с огромным арсеналом футуристического оружия и множеством встроенных гаджетов: от ракетных установок и мини-дронов до парашютных систем и выдвижных лезвий. В некоторых эпизодах он демонстрирует способности, явно противоречащие идее киборга-полицейского из оригинального фильма — вплоть до акробатических трюков и комедийных ситуаций. К слову, в оригинальном фильме Верховен хотел сделать из Робокопа заправского ниндзя с динамикой и акробатикой, но быстро стало ясно, что в созданном декораторами костюме это нереалистичная задумка. Так мы получили культовые машинные движения Робокопа а не ипостась Райдена из Метал Гир.
Мультсериал вышел явно в расчёте на младшую аудиторию и насчитывал 40 эпизодов. Визуально сериал выполнен в духе тогдашних американских мультэкшенов с динамичной анимацией, но упрощённой постановкой и комиксным гротеском.
В 2001 году франшиза вернулась в виде мини-сериала «RoboCop: Prime Directives» (Робокоп: Основные директивы) известный в русской локализации как «Робокоп возвращается».
Проект представлял собой четырёхсерийный телевизионный мини-сериал, снятый в Канаде студией Fireworks Entertainment. Каждая серия имела продолжительность около полутора часов и выходила под отдельным подзаголовком:
- Правосудие тьмы (Dark Justice)
- Переплавка (Meltdown)
- Воскрешение (Resurrection)
- Разрушить и сжечь (Crash and Burn)
В отличие от предыдущих попыток сделать из Робокопа супергероя для подростков, «Главные директивы» вернули франшизе мрачную атмосферу и философский подтекст, характерный для фильма Пола Верховена.
События происходят через десять лет после первого фильма, в будущем, где Детройт окончательно деградировал и превратился в полуразрушенный мегаполис, управляемый корпорацией OCP, утопающей в коррупции и внутренних конфликтах. Робокоп (в исполнении Пейдж Флетчера) продолжает служить, но морально и физически устал: его воспринимают как устаревший прототип, пережиток прошлой эпохи, которого вот-вот заменят новыми, более современными моделями.
Основной темой сериала становится противостояние человеческой личности Мёрфи с его программными ограничениями — так называемыми тремя основными директивами, включая четвёртую, секретную: «Не действовать против интересов OCP». В центре сюжета также оказывается его бывший напарник Джон Кейбл, который после череды событий сам становится киборгом, известным как РобоКейбл, выступающим антиподом Мёрфи - более жестокой, холодной и послушной машиной.
Сценаристы Майкл Миннис и Joseph O’Brien попытались придать истории эпический масштаб и философскую глубину. В отличие от детских адаптаций 90-х, «Главные директивы» возвращают мотивы дегуманизации, корпоративного контроля и моральной эрозии общества. Робокоп здесь не супергерой, а усталый ветеран, осознающий, что идеалы, ради которых он был создан, давно обесценились.
Ну и завершит список полнометражный перезапуск 2014 года "Робокоп" (RoboCop) режиссёра Жозе Падилья.
Сюжет заимствует базовую завязку оригинала 1987 года: офицер полиции Алекс Мёрфи получает тяжелейшие ранения в службе, после чего корпорация OmniCorp превращает его в киборга-полицейского. Однако ремейк вносит заметные изменения — действие происходит в 2028 году, подчёркивается тема роботизации, дронов и замены человека машиной, а не просто замена телесного носителя.
Визуально и стилистически картина отличается от оригинала: хотя костюм Робокопа и мотив трансформации сохранены, ремейк построен скорее как современный экшен-триллер с акцентом на спецэффекты и технологическое измерение, нежели на сатиру и острую аллегорию фильм 1987 года. К тому же ключевая тема идентичности Мёрфи диаметрально противоположна. Если в картине 87 года Мёрфи став машиной постепенно очеловечивается, то в ремейке наоборот он сразу после кибернетизации является человеком в оболочке машины, который постепенно теряет свою человечность.
Ремейк получил смешанные отзывы. Этот тот редкий случай, когда я согласен с некоторыми критиками и могу привести их отзывы как цитату:
«Хотя ремейк «Робокопа» Жозе Падильи гораздо лучше, чем мог бы быть, он не смог предложить значительного улучшения по сравнению с оригиналом»
Одно очевидно, ни создатели продолжений, сериала, мультсериалов так и не поняли, что сделало Робокопа культовым. Все они старались сделать экшн про киборга, в то время как успех оригинала обуславливался совсем не этим.
В завершение упомяну, что в сети циркулирует инфа о двух новых проектах франшизы. Одним из таковых является фильм «Робокоп возвращается», сценарий к которому написал оригинальный сценарист «Робокопа» Эд Ньюмайер. По его заявлению сценарий продолжает сюжет оригинального фильма, игнорируя сюжеты 2 и 3 частей. В 2018 году сообщалось, что «Робокоп возвращается » будет снят режиссёром Нилом Бломкампом по сценарию Джастина Роудса на основе оригинального, неиспользованного сценария, написанного Ньюмайером и Майклом Майнером для «Робокопа 2». В 2019 году Бломкамп объявил, что больше не будет режиссировать фильм и в том же году на пост режиссёра назначили Эйб Форсайт. Однако по сей день планы по производству фильма находятся в подвешенном состоянии.
Вторым проектом является сериал, который по словам Эда Ньюмейера будет являться приквелом сериала «Робокоп», который будет посвящен молодому Дику Джонсу и росту компании Omni Consumer Products. По всей видимости у сериала дела лучше, чем у планируемого фильма, так как по заявлениям Amazon MGM сериал «Робокоп» сейчас находится в разработке.
К слову, если бы вам было интересно почитать моё мнение о видеоигре "RoboCop: Rogue City", а так же отдельную статью по всем видеоиграм франшизы, напишите об этом в комментариях.
Что ж. А на этом у меня всё. Ставьте лайк если Вам понравилась статья, а также не забудьте подписаться на мой канал "Миры Фантастики". Ах да, благодаря новой функции дзена, вы можете поддержать канал копейкой. До встречи в новых статьях.