Здравствуйте дорогие друзья. Меня зовут Тапаков Руслан Газизович, я Художник-ювелир, победитель конкурса «Золотые руки России» 2025 года в номинации по работам из платины. В этой статье я хочу рассказать вам об этом чудесном драгоценном металле и моем опыте работе с ним. Данный металл в нашей стране несправедливо недооценен, поэтому мы поговорим о платине подробно: от прошлого до величественного настоящего. Эта статья в том числе поможет вам понять, чем платина отличается от того же белого золота и почему она никогда не станет масс-маркетом.
Я работаю ювелиром уже не одно десятилетие. Какие только вызовы мне не приходилось преодолевать за это время! Но платина – это всегда вызов вдвойне. Металл непростой: у нее очень высокая температура плавления, она требует особого оборудования – от высокотемпературных горелок до специальной полировальной пасты. Ювелирный труд в принципе требует усидчивости, но платина требовательна в кубе. Тут ты должен быть максимально собран, терпелив. В какой-то степени работа с платиной даже заставила меня поменять свою философию. Но обо всём по порядку.
Важные свойства и характеристики платины
Прежде чем начать свою хвалебную песнь платине, расскажу о ее уникальных свойствах и поделюсь некоторыми интересными фактами. Вы сразу поймете, почему платину величают «королевой металлов».
- Температура плавления платины – 1774 °C, что значительно выше, чем у золота и серебра. Для сравнения, у золота этот показатель равен 1064-1300 °C в зависимости от пробы, у железа – 1539 °C, а у стали – 1500 °C.
- Платина встречается в природе в виде зерен, самородков и очень редко – кубических кристаллов. Один из самых крупных самородков был найден в 1887 году на Урале, его вес составлял 9,6 кг.
- Платина химически устойчива, не растворяется в большинстве кислот и щелочей, не подвержена коррозии, не темнеет. Металл исключительно износостойкий.
- Плотность платины составляет 21,45 г/см³ – это один из самых высоких показателей среди металлов. По плотности платина уступает лишь осмию и иридию. Это значит, что при одинаковом объёме изделия из платины будут тяжелее, чем сделанные из других металлов.
- Платина – очень твердый металл, который не требует добавления дополнительных компонентов (примесей). В производстве ювелирных изделий платина используется преимущественно в чистом виде – ювелиры могут создавать украшения, содержащие до 95% чистого металла.
Важно отметить, что благодаря своим уникальным свойствам платина востребована и незаменима не только в ювелирном деле, но и в разных отраслях промышленности. Из нее делают термопары, контакты электрических приборов, катализаторы, лабораторную посуду. Долгое время платина была единственным материалом, способным выдерживать длительный контакт с горячими солями щелочных металлов. Слышал одну историю, как после распада СССР в курилке одного из заводов в качестве пепельницы использовали ёмкость из платины. Конечно же, до тех пор, пока кто-то не догадался, что это за тяжёлый металл: пепельница весила более 50 кг! Такие огромные тигли использовались для производства монокристаллов и выглядели совсем непрезентабельно: техническая платина на заводе подвергается невероятным испытаниям.
Зато в обычных условиях изделия из платины веками могут сохранять свой первозданный вид, будто их сделали только вчера.
История платины: от пренебрежения к восхищению
Впервые этот металл был найден в XVI веке на территории современной Колумбии. Конкистадоры дали металлу название platina, что в переводе с испанского означает «серебришко» (уменьшительное от plata – серебро). Они считали ее «плохим серебром» из-за тугоплавкости – красивый металл в те времена расплавить было попросту невозможно. Отсюда и пренебрежительное название. Долгое время платина практически не использовалась и ценилась гораздо ниже серебра.
В чистом виде металл впервые был выделен У. Волластоном лишь в 1803–1804 гг., а официально платину признали драгоценным металлом в середине XVIII века.
В России платину, или как ее тогда называли «белое золото», обнаружили в 1819 году в Сибири. Спустя пять лет открыли богатейшие платиновые месторождения, что положило начало масштабной добыче этого металла в России. Невысокая стоимость добычи обещала сделать платину перспективным металлом для промышленного применения, однако возникли серьёзные препятствия: высокая температура плавления и сложный процесс очистки. Прорыв произошёл в 1826 году, когда горный инженер П.Г. Соболевский разработал инновационный метод очистки платины, который позволил превратить сырую платину в ковкий металл. Всего лишь в течение года этим методом было переработано около 800 кг платины.
В Российской Империи добывали платины в 40 раз больше, чем во всех остальных странах. Металл активно шел на экспорт, а вот внутри страны так и не находил достойного применения. Чтобы переломить ситуацию, с 1828 по 1845 год по предложению министра финансов Егора Канкрина в Российской империи начали выпускать платиновые монеты номиналом 3, 6 и 12 рублей. Эти монеты сейчас – огромная редкость и высоко ценятся на рынке антиквариата.
Расцвет признания и любви к платине среди ювелиров начался в середине XIX века, когда были изобретены высокотемпературные газовые горелки. Крепкий, надежный металл, его благородный блеск вдохновляли мастеров создавать бесценные, всемирно известные шедевры.
Стоит отметить, что в декабре 2025 года планируется аукцион Кристис, лотом которого станет яйцо Фаберже «Зимнее». Выполненное из горного хрусталя и инкрустированное платиновым узором с бриллиантами, оно было создано в 1913 году по заказу императора Николая II в качестве подарка на Пасху его матери, императрице Марии Федоровне. Несмотря на то, что яйцо было создано более ста лет назад, качество и уровень исполнения поражают. На данный момент яйцом владеют принцы Катара.
В советский период отдельные мастера создавали прекрасные украшения из платины, некоторые из них даже отбирались в наш Алмазный фонд. Украшения музейного уровня наглядно показывают, как трудна работа с платиной, но именно это и делает изделия из нее произведениями искусства.
Современная жизнь платины
Платина в нашей стране знала и пренебрежение, и уважение. Сейчас мы вновь наблюдаем некоторое падение интереса к ней среди ювелиров, а в обществе о платине и вовсе знают совсем мало. Когда я презентовал свои работы в Гохране, главный эксперт Волдаева Вероника Юрьевна высказалась с горечью, что платиновое направление в России сейчас практически не развито, в отличие от зарубежных ювелирных домов. Те же Boucheron, Tiffany не прекращают радовать ценителей новинками из платины в каждой новой коллекции. Поэтому я посчитал своим долгом и обязанностью повлиять на ситуацию в нашей стране, популяризировать это перспективное, хотя и сложное, направление.
Имея определенный опыт, из платины можно создавать эстетически высокохудожественные украшения, а если постараться, то даже и бюджетные варианты. Это инвестиционно выгодно: если учесть, что общие запасы платины в разы меньше золотых, то стоимость украшений из нее будет только расти. Украшения из платины точно не станут масс-маркетом.
Чем платина отличается от золота?
Не только в прошлом, но даже и сейчас платину часто путают то с белым золотом, а то и вовсе с серебром. Впрочем, ее довольно легко отличить от этих металлов. Некоторые отличия видны сразу, а некоторые проявляются со временем.
- Так как вес изделий из платины практически в два раза больше, чем у золотых, то металл легко отличить простым взвешиванием. Даже просто подержав украшение в руке, не сложно будет отличить золото от платины.
- Белое золото само по себе имеет желтизну, поэтому его покрывают родием с помощью гальванических ванн. Однако родий, хотя и является металлом платиновой группы, по тону все же отличается от платины – он несколько светлее. Опытный глаз сразу увидит разницу.
- Благодаря своей плотности платина идеально подходит для закрепки камней, так как даже постоянная грубая эксплуатация не нарушит закрепку. По статистике случаи выпадения камня в результате эксплуатации практически отсутствуют.
- Золотые украшения после многолетнего использования часто «замыливаются», покрываются царапинами, любое покрытие на них со временем истирается. В случае с кольцами это происходит достаточно быстро – в течение года. Тогда проявляется основной тон металла. Это очень заметно и выглядит, мягко говоря, не очень. А вот платина сохраняет свой первозданный вид. Я сам наблюдал это неоднократно при реставрации: украшения из платины отличались прекрасным состоянием, чего не скажешь о золотых. Поэтому платиновые украшения можно спокойно носить каждый день.
Если вы стоите перед выбором, из какого металла выбрать украшение, то знание этих отличий поможет вам определиться.
Особенности работы с платиной
В начале статьи я упомянул, что платина поменяла мою философию. Это действительно так, ведь работа с ней заставляет пересматривать привычные подходы в работе, что неизменно накладывает отпечаток и на саму жизнь.
Из-за сложности обработки скорость изготовления украшений из платины не может быть высокой. Монтировка/сборка украшения тоже требует детальной проработки, даже на стадии разработки эскиза. Возникновение неожиданных трудностей, например, когда при отливке утрачивается детализация или вовсе украшение не отливается, привело к пониманию, что платина имеет свои уникальные физические свойства, которые обязательно надо учитывать на всех этапах изготовления.
Платина задаёт свой, более сдержанный ритм. При работе с золотом сроки одни, а с платиной работа примерно того же уровня может продлиться в 2-3 раза дольше. Что-то авторское и вовсе требует какой-то алхимической чуйки. Как себя поведет металл? Где могут возникнуть проблемы? Это понимание пришло только после многих неудачных экспериментов. Так пришлось менять и свой внутренний ритм.
Впрочем, несмотря на капризность, прихотливость и сложность, я бы действительно назвал платину королевой металлов за её невероятные свойства, благородный величественный блеск, весомость. Даже и за требовательность к своему потенциальному обладателю. Уверен, она подойдёт не каждому. Но в случае правильного, уважительного отношения к ней, платиновые украшения могут стать реликвиями, достойными передаче из в поколения в поколение.
Если же говорить про отличия в работе с платиной, то можно отметить следующие.
- При использовании техники литья по восковым моделям на 1 грамм воска нам потребуется примерно 10 грамм серебра, золота будет нужно примерно 13 грамм. А вот платины понадобится в 2 раза больше.
- С платиной обязательно встанет вопрос спайки (монтировки) деталей. Тут хорошо выручает лазерная пайка: при ней можно использовать вместо припоя платину той же пробы, протянутую в проволоку малого сечения. Я использовал проволоку 0,3 мм.
- Самое сложное – это расплавить даже малое количество платины. Если вы смогли это сделать, то процессы проката через вальцы и волочения через фильеру особо не будут отличаться от золота, только потребуется определенная физическая подготовка.
Мифы о платине
С платиной у нас связано немало мифов, которые хотелось бы развеять. Вот самые распространенные из них.
Миф №1. Платина дороже золота
Как это ни удивительно, но если сравнивать чистые металлы в слитках, то платина окажется в два раза дешевле золота. Однако в случае ювелирных изделий ситуация меняется: украшения из платины действительно стоят дороже аналогичных золотых. И дело тут не только в сложности изготовления, но и в количестве чистого металла в украшениях одного и того же объема.
Чтобы понять, сколько чистого металла использовано в украшении, нужно взглянуть на пробу – именно она сообщает нам этот показатель. Платина в украшениях обычно имеет пробу 850-950, тогда как золото – максимум 750. Это значит, что в готовом украшении будет 95% платины и лишь 5% примесей (лигатуры), а в золотых изделиях 585 пробы – только 58,5% чистого золота и 41,5% примесей.
Как видно из иллюстрации, если взять два одинаковых кольца, выполненных из платины и золота, то первое будет почти полностью состоять из платины, а во втором чистого золота будет чуть больше, чем половина.
К тому же, время эксплуатации у платины значительно длиннее. Так что разница в цене уже не кажется такой уж разительной.
Миф №2. Платину невозможно ремонтировать
Все возможно, если за дело берется опытный мастер. С платиной действительно могут возникнуть сложности, например, при изменении размера. Не в каждой мастерской возьмутся за это. Видел достаточно дорогое платиновое кольцо, где увеличение сделали кустарно, с помощью серебра. Пришлось восстанавливать. Но ничего невозможного точно нет.
Миф №3. Платина похожа на серебро
Скорее всего этот миф тянет свои корни еще со времён конкистадоров, которые платину считали плохим, негодным серебром. В наше время, возможно, неискушённый человек и может перепутать платину с другим металлом, но я уверен, что у истинно интеллигентного взора никогда такой путаницы не случится! У платины совершенно неповторимый благородный блеск, особый цвет и уникальная, просто магическая притягательность.
Много раз наблюдал первое знакомство клиентов с платиной. Всегда это удивление от веса, сменяющееся уважением, мгновенная любовь и фраза: «Теперь я понимаю, за что ее любят». Или так: «У меня появилось любимое украшение, благодаря вам».
Платина – это любовь
Мой опыт работы с платиной прошел путь от первичного противостояния до полного взаимного уважения. Для меня платина сродни благородному зверю, стихии. Возможно, это мустанг, который мог бы меня растоптать, но со временем поддался и стал частью моего мира. Мы принимаем друг друга как равные.
Я уважаю характер во всем. И готов петь свой хвалебный гимн платине бесконечно долго. Всем, кто раздумывает о приобретении нового ювелирного украшения и тоже ценит вещи с характером, я советую обратить свое внимание на платину. Просто приходите и попробуйте примерить. Уверен, вы уже не захотите для себя никаких компромиссных вариантов.
С уважением,
Ваш Руслан Тапаков,
Художник по драгоценным металлам
http://tapakoff-art.ru
Буду рад новым подписчикам в моем Телеграм-канале: https://t.me/tapakoff_ruslan
Посмотреть мои работы: https://t.me/tapakoffjewelry