Пропустил вчера одну дату: 22 октября 2025 года исполнилось бы 155 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. В ленте то и дело встречаются посты о нём, причём частенько вспоминают именно «Окаянные дни».
Не могу не отметить, что в нынешней казённой пропаганде всё устроено крайне странно. Раньше нас учили патриотизму с помощью мемориальных досок всяким Маннергеймам, а антифашизму — через перезахоронение останков фашистского философа Ивана Ильина.
Теперь же «борьба с русофобией» сопровождается восхвалением Бунина, который в тех самых «Окаянных днях» писал о русском народе вот так:
«Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: «Cave furem». На эти лица ничего не надо ставить, - и без всякого клейма все видно...
И Азия, Азия - солдаты, мальчишки, торг пряниками, халвой, папиросами. Восточный крик, говор - и какие мерзкие даже и по цвету лица, желтые и мышиные волосы! У солдат и рабочих, то и дело грохочущих на грузовиках, морды торжествующие... А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно ассиметричными чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья, - сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая...».
Сомневаюсь, что даже мастера из ведомства доктора Геббельса смогли бы состряпать более подходящий текст о неполноценности русского народа. Вот вам лучший пример русофобии от представителя русской интеллигенции! Можно хоть завтра в школе изучать… Обязательно объясняя школьникам, что вот это всё написано именно про ваших прадедушек и прабабушек!
И еще немного бунинского патриотизма:
«В газетах - о начавшемся наступлении немцев. Все говорят: «Ах, если бы!»... Вчера были у Б. Собралось порядочно народу - и все в один голос: немцы, слава Богу, продвигаются, взяли Смоленск и Бологое... Видел В.В. Горячо поносил союзников: входят в переговоры с большевиками вместо того, чтобы идти оккупировать Россию».
Вообще, за такие речи в современной России Иван Алексеевич и его друзья с ходу заработали бы клеймо «иноагентов», если не хуже. И кто после этого «немецкий шпиен»? Или французский…
Из Одессы: «Слухи и слухи. Петербург взят финнами... Гинденбург идет не то на Одессу, не то на Москву... Все-то мы ждем помощи от кого-нибудь, от чуда, от природы! Вот теперь ходим ежедневно на Николаевский бульвар: не ушел ли, избави Бог, французский броненосец, который зачем-то маячит на рейде и при котором все-таки как будто легче».
Если Бунин и любил Россию, то не реальную, с её живым народом и настоящей историей. Он любил какую-то придуманную им самим страну. А реальную Россию он попросту ненавидел.
Из старых публикаций про еще одного «русского патриота» - Как русский философ от русской армии увиливал | Александр Степанов | Дзен