Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г.
Дзен-канал репетитора Богуновой В.Г.
Заканчивается первая четверть. До ЕГЭ 2026 еще ого-го сколько времени. Не знаю как вы, но я уже начала "считать своих цыплят по осени". Это значит, что я уже второй раз за текущий учебный год провожу контрольное тестирование КИМом, составленным из реальных заданий ЕГЭ.
Первый раз я "считала цыплят по лету" - проводила контрольное тестирование на старте, для понимания глубины владение учебным материалом, качества навыков и умений решения задач, способностей к анализу и построению логических умозаключений. Это более чем важно для определения направления и объема работы с новым учеником, особенно, если он появился у меня очень поздно - в начале 11-го класса.
В двух словах расскажу об учебных курсах Химии, которые я провожу в учебном году с сентября по май для абитуриентов, готовящихся к ЕГЭ.
1. Химия (курс А) - профильный курс Общей и Неорганической Химии. Включает фундаментальное изучение Общей Химии и Химии Элементов + освоение классических алгоритмов решения заданий и задач уровня ОГЭ, ЕГЭ, Олимпиад (40 занятий).
2. Химия (курс Б) - профильный курс Органической Химии. Включает фундаментальное изучение Органической Химии + освоение особенностей написания уравнений органических реакций и цепочек органических превращений, изучение алгоритмов решения задач с органическими веществами уровня ЕГЭ и Олимпиад (40 занятий).
3. Погружение в ЕГЭ по Химии. Курс включает анализ КИМов ЕГЭ 2026 (СтатГрад + авторские), обучение решению различных типов задач, заданий и тестов, составляющих КИМы ЕГЭ. (36 занятий).
Текущие контроли проводятся на каждом курсе еженедельно (плюс проверка домашнего задания).
Ключевые контроли проводятся 4 раза за учебный год:
1) На старте (при зачислении на курс)
2) В конце осени - завершение 1-го этапа
3) В конце зимы - завершение 2-го этапа
4) На финише - весной (примерно за месяц до ЕГЭ)
Окислительно-восстановительные реакции мы изучаем на Курсе А в конце ноября - начале декабря. На их изучение и освоение я выделяю 3 занятия. Это крайне мало, поскольку нужно не только усвоить базовый учебный материал, но и "набить руку" на ПРАВИЛЬНОМ написании уравнений реакций.
NB! 9-й класс, не напрягайтесь! На ОГЭ вам дают уравнения ОВР с продуктами. Вам нужно только расставить коэффициенты. Это легко. Я вас научу на одном из Погружений в ОГЭ по Химии буквально за 10-15 минут!
Я приняла решение!
На зимних каникулах будет проводиться БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-курс по написанию уравнений ОВР. Как это будет выглядеть - напишу чуть позже. Следите за моими анонсами в ВК и Телеграмм!
Однако, вернемся к основной теме публикации. Сегодня хочу представить один из вариантов 29-го задания ЕГЭ по Химии. Как всегда, даю не только решение, но и подробный анализ.
Поехали!
Прежде чем выполнять задание (согласитесь, при первом прочтении сложно понять "кто есть где"), нужно провести предварительный анализ. Смотрите на рисунок ниже и читайте текст под ним
Предварительный анализ:
1. Выписываем представленные вещества (самая верхняя строчка)
2. Читаем условие: "Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора" и выбираем соединение, которое может изменить цвет. Для этого анализируем каждое представленное вещество.
Под критерий "изменение цвета", очевидно, подпадает хром (название «хром» происходит от греческого слова "хрома" - "цвет"). Под хроматом аммония я показала окраску разных соединений хрома в зависимости от степени его окисления.
Железо тоже может менять цвет в зависимости от степени окисления. Но оксид железа (III) - твердое вещество, не раствор. Не забываем условие: "...реакция протекает с изменением цвета РАСТВОРА"
3. Определяем окислитель, восстановитель и фактор среды.
Хром в степени окисления +6 - сильный окислитель, значит, хромат аммония - первый участник.
Ищем восстановитель. Идеальный вариант - низшая степень окисления элемента в соединении. Таким веществом, очевидно, является сероводородная вода - раствор сероводорода в воде, где сера имеет степень окисления -2. Значит, сероводород - второй участник.
В качестве фактора среды лучше взять серную кислоту.
4. Определяем перспективы процесса ОВР (то есть, возможные продукты).
На рисунке вверху я представила две градационные шкалы изменения степеней окислений в продуктах окислителя (хромат аммония) и восстановителя (сероводородная вода). Заодно показала цвет веществ.
Очевидно, что возможно четыре варианта процесса (ниже я их представлю), в зависимости от концентрации окислителя и температуры.
Еще раз читаем условие: "... окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета РАСТВОРА. В ответе запишите уравнение только ОДНОЙ из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ".
В принципе, каждое из этих уравнений может быть представлено в решении. Я бы выбрала одно из двух, где все продукты - растворимые в воде вещества. Это варианты №3 или №4
Смотрим варианты уравнений ОВР
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
В этой статье я не ставила цель - рассказать о технологии написания уравнений ОВР. Всему свое время. Однако отдельные элементы метода полуреакций представлены более чем наглядно.
NB! ПРОФИ по Русскому языку!
Есть очень крутой репетитор по Русскому языку для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, Сочинению - Елена Владимировна! Хотите сдать Русский на 100? Срочно пишите на WhatsApp +7(925)061-31-70
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова