Представьте: густая, черная, маслянистая субстанция. Для кого-то — это ресурс, деньги, промышленность. А для нее — это краска, голос, дань любви и память. Тюменская художница Альфея Мухаметова пишет картины... нефтью. И за этим простым фактом скрывается история, которая не оставит равнодушной ни одну женщину.
Неожиданное прозрение: дочь буровика находит свой материал
Решение пришло не из учебников по искусству, а из воспоминаний детства. «Я появилась на свет в южной части Тюменской области, но моё детство и юность прошли в северных краях, потому что мой отец, Фахриттин Курмашев, работал буровиком в известной бригаде под руководством Семена Урусова», — рассказывает Альфея.
Семья этой женщины прошла через все нефтяные месторождения. Нефть стала неотъемлемой частью ее жизни и судьбой ее родителей. В 2014 году у нее возникла идея: «А почему бы не создать произведение искусства из нефти? Это будет данью уважения к труду старших».
Так появилась не просто техника, а глубоко личный и эмоциональный ритуал. Это не проявление экстравагантности, а связь с корнями.
Виртуозность без права на ошибку: танец с непокорным материалом
Казалось бы, что может быть проще? Окунай кисть в краску и рисуй. Но именно в этом моменте проявляется истинное волшебство и высочайшее искусство.
Нефть — материал непредсказуемый. Она не исчезает бесследно, не стирается и не смывается. Каждое движение кисти (или, чаще, пальцев!) — это окончательное решение, которое остаётся навсегда. Здесь нет места эскизам, тренировкам или предварительной подготовке. Только чистая импровизация в диалоге между художником, белым холстом и характером человека, чей портрет она создаёт.
Альфея словно приглашает нас в свою мастерскую: «Чтобы не ошибиться, я сначала изучаю человека, а затем начинаю с чистого листа. Мы договариваемся, и я чувствую, как писать. Вот и всё».
За последние десять лет она написала целую серию портретов знаменитых земляков — первооткрывателей, писателей, героев. Но это не просто изображения. Это портреты характеров, отлитые в «черном золоте». В ее работах нефть оживает и начинает говорить о силе, судьбе и человеческом духе.
Женский взгляд: когда искусство рождается из всего
Но было бы ошибкой думать, что Альфея Мухаметова — «художник одной техники». Ее творчество — это гимн женскому восприятию мира, где прекрасно все, к чему прикасается внимание и любовь.
Она владеет двенадцатью впечатляющими техниками, многие из которых создала самостоятельно. Особенно поражает способность превращать обычные предметы в арт-объекты, несущие глубокий смысл.
Например, она взяла живой лист комнатного растения, случайно оказавшийся на полу, и превратила его в произведение искусства, заключив в багет. Носовые платки, покрытые поталью, стали священными предметами, на которых были записаны молитвы. Даже мусор, такой как палочки, былинки и марля, в ее руках оживает, обретая новый смысл и значение.
Ее интересует природа и Родина, но больше всего — отношения внутри семьи: между мужем и женой, матерью и ребенком. Она глубоко изучает женщину, рассматривая ее как сложный и многогранный мир. Ее творчество отличается эмоциональной насыщенностью, глубиной и женской мудростью.
Искусство как смелость быть собой
Альфея Мухаметова удостоилась премии искусств имени Малевича в этом году за свои новаторские исследования, эксперименты и творческий поиск. Это награда подчеркивает её уникальные достижения в области искусства. Её творчество выходит за рамки простого рисования нефтью.
Мы считаем, что это рассказ о поиске своего уникального голоса в мире, где доминируют привычные формы. О том, как воспоминания о семье могут стать источником сильного и искреннего искусства. О смелости женщины — марать руки, экспериментировать, ощущать и не бояться быть собой.
На ее вернисажах, как пишут, никто не зевает. И это понятно. Потому что глядя на ее работы, сделанные нефтью, травинками или на обычной кафельной плитке, понимаешь: искусство — это не про материалы. Оно про душу. А у Альфеи Мухаметовой она невероятно богатая и щедрая.
А что бы вы попробовали нарисовать нефтью, если бы у вас был всего один шанс и не было права на ошибку?