Жемчужины подрагивали при каждом движении головы, казались совершенно живыми. Глэдис сняла тиару и с раздражением бросила на столик. Если бы не уродство, искажавшее безупречные пропорции ее лица, она радовалась бы покупке, но теперь ей казалось, что безупречное сияние бриллиантов и матовый блеск жемчуга только притягивает взгляды к ее собственным несовершенствам.
Для того чтобы порадовать жену, император Николай I не жалел ни денег, ни усилий. Ничто не могло быть слишком, если речь шла о подарке для Александры Федоровны.
«Император Николай I питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него это была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золочёных решеток своей клетки», — писала фрейлина Анна Тютчева о любви императора к своей жене.
Впрочем, Александра никогда не предпринимала попыток из этой клетки вырваться.
Прусская принцесса Шарлотта, в православии принявшая имя Александра Федоровна, была совершенно прелестна, и дабы подчеркнуть ее хрупкую красоту, в 1841 году Николай I заказал у придворного ювелира Карла Эдуарда Болина прекрасную тиару, получившую название «Русская красавица».
Тиара из платины с жемчугами и бриллиантами формой напоминала русский кокошник. Двадцать пять крупных каплевидных жемчужин были подвешены в основе тиары и подрагивали при движениях головы, которую они украшают.
Сохранился портрет одной из дочерей императорской четы, великой княжны Ольги Николаевны, в этой прекрасной тиаре. Интересно, что в качестве подвесок на портрете не жемчуг, а изумруды. Это возможно, съемные подвески могли менять. Либо художник изменил цвет в угоду композиции, что тоже случалось.
Тиара «Русская красавица» была частью коронных драгоценностей, то есть не передавалась по наследству, а стала частью комплекта украшений, передаваемых от императрицы своей преемнице. Так украшение оставалось в собственности Романовых, а императрица Мария Федоровна так любила тиару, что хранила ее в собственных покоях.
Но после революции тиара «Русская красавица» в числе многих других императорских ценностей была признана «пригодной для экспорта» и продана за границу. В конце 1920-х годов герцог Мальборо приобрел тиару на аукционе «Holmes&Co» для своей второй жены, американки Глэдис Дикон. По правде сказать, скорее всего Глэдис сама приобрела эту тиару, просто сделка шла через представителей герцога. Поскольку именно в ее руках был кошелек.
Для Глэдис владение тиарой, раньше принадлежавшей императорской семье Романовых, было особенным удовольствием, поскольку она во всем хотела превзойти первую жену герцога Мальборо, Консуэло Вандербильт.
В 1902 году Консуэло и герцог побывали в России, были приняты вдовствующей императрицей Марией Федоровной и лично познакомились с Николаем II и Александрой Федоровной. Из этого путешествия Консуэло привезла великолепное яйцо Фаберже, получившее название «Яйцо-часы Мальборо».
Глэдис же заполучила тиару. Она никогда не показывалась в ней на публике. Возможно, причина в том, что британское общество не сразу приняло ее, американку и особу с довольно скандальной репутацией. Более двадцати лет она добивалась свадьбы с Мальборо. Красавица с пронзительными голубыми глазами, Глэдис испортила свою внешность, решившись на пластическую операцию. Воск из переносицы перекочевал в подбородок.
Как бы то ни было, сохранилась фотография. И этот снимок удивителен, поскольку это то, что теперь мы называем «селфи». Глэдис сделала снимок себя в зеркале, прическу ее украшает тиара «Русская красавица».
Брак с Мальборо оказался несчастливым, и конец жизни Глэдис провела затворницей, а потом и вовсе была помещена в лечебницу для душевнобольных. Тиара «Русская красавица» оказалась на аукционе и была приобретена Имельдой Маркос, первой леди Филиппин. Знала ли эта женщина об тех, кто владел тиарой до нее? Скорее всего нет, поскольку правительство СССР не афишировало историю проданных драгоценностей и «Русская тиара» считалась утраченной.
Но Имельде Маркос не суждено было долго владеть исторической драгоценностью. В середине 1980-х годов чета Маркос была изгнана из страны, а их имущество конфисковано. И тиара «Русская красавица» опять оказалась в центре пожара революции. Конфискованную драгоценность поместили в банковский сейф, где она, предположительно, и находится по сей день.
В 1978 году советские ювелиры Николаев и Алексахин создали реплику знаменитой тиары. Они основывались на сохранившихся фотографиях и описаниях. Теперь реплику тиары «Русская красавица» можно увидеть в Алмазном фонде Московского Кремля.
Bellalavanda в телеграм
Bellalavanda теперь и в MAX
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!