- АССЕРТИВНОСТЬ
- Ассертивность – это совокупная личностная характеристика человека, позволяющая заявлять ему о своих чувствах и потребностях, достигать поставленных целей, не проявляя признаков деструктивного воздействия на границы и личность другого человека.
- Структура ассертивности включает в себя следующие компоненты:
АССЕРТИВНОСТЬ
Приветствую уважаемых читателей моих околонаучных обзоров!
В современном мире прочно укоренились тренды индивидуальной трансформации. Тренинги личностного роста, работа с гештальтами, техники самопознания и раскрытия человеческого потенциала – всё это отражает двойственность бытия. Супротив друг друга лежат в одной плоскости исполинская глобализация и персональная философия.
Задачей данного поста является проанализировать один из инструментов субъективного мировосприятия. В какой-то степени, возможно, назвать данный механизм приспособления внутренней идеологией, задача которой – повысить эффективность жизнедеятельности, при одновременном снижении негативного воздействия со стороны окружающей среды.
Здесь и далее речь пойдёт об ассертивности.
Ассертивность – это совокупная личностная характеристика человека, позволяющая заявлять ему о своих чувствах и потребностях, достигать поставленных целей, не проявляя признаков деструктивного воздействия на границы и личность другого человека.
Словами людей, не являющимися исследователями в области психологии, это звучало бы так: Ассертивность – это свойство человека, позволяющее достигать целей, не пренебрегая собственными чувствами и потребностями, с одновременным уважением к окружающим.
Не станет для читателя удивлением, что про ассертивность впервые заговорили в богатом на события, как трагичные, так и захватывающие дух, в веке двадцатом. Пионерами в области исследования незримого, но вероятного были: Э. Сэлтер; Дж. Вольпе и А. Лазарус.
Именно они, изучая методы поведенческой терапии, дали название тому, что определяет метод взаимодействия с окружающей средой.
Как и любой психологический атрибут, интегрируемый в композицию личности, ассертивность обладает структурой.
Структура ассертивности включает в себя следующие компоненты:
● Ценностно-смысловой и нравственный компоненты.
Является каркасом внутренней архитектуры индивида. Сформированные представления о ценностях и морали, интерпретируются, как благородный компас человека. Высокая степень нравственности способствует осмыслению индивидуального вектора жизненного движения, в рамках сосуществования в едином социуме. Обучающий механизм играет ведущую роль при построении конструкта «стыд - совесть», который в свою очередь влияет на реалистичную оценку человеком собственных действий.
● Когнитивный компонент.
Позволяет проявлять гибкость мышления при возникновении различных атипичных и кризисных событий. Делает возможным осуществление анализа событий и своей роли в них, обобщать имеющийся опыт для реализации стратегий преодоления трудностей.
● Эмотивный компонент.
Способствует умению индивида идентифицировать чувства и эмоции, используя сопоставление причин и следствий их появления для продуктивной оценки различных событий.
● Мотивационно-волевой компонент.
Содействует индивиду в моменты постановки и достижения целей. В ходе определения и реализации тактики подхода к идее происходит взаимное укрепление связки «уверенность в себе – мотивация».
● Операционно-деятельностный компонент.
Выражается в приобретении навыков, как результате действий. Данный компонент способствует выработке догматической убеждённости о неотвратимости результата любой деятельности, выражающейся в получении определённого опыта или навыка.
● Коммуникативный компонент.
Направлен на возможность человека интегрироваться в общество. Характерной чертой служит отказ от неконструктивной агрессии. Согласно учениям Э. Фромма агрессия может быть доброкачественной, оборонительной и злокачественной.
● Рефлексивный компонент.
Данный компонент включает в себя комплекс понятий, указывающих на осознание человеком себя. Рефлексия – есть возможность актуальной и справедливой оценки своих качеств и своего положения в мире.
Ассертивность имеет смысл рассматривать как некую золотую середину между агрессивным стилем достижения целей и пассивным созерцанием реальности.
Всё о чём идёт речь выше, звучит великолепно. Абстрактные слова, о том, что не имеет очертаний и ощутимых границ физического тела. Настал черёд придать словам смысл, а статье конкретики.
Ассертивность, как и любая другая личностная черта характеризуется рядом особенностей.
Для более глубокого понимания темы рассмотрим эти особенности.
Первая и самая важная характеристика – адаптивность.
Адаптивность характерна тем, что позволяет человеку подстраиваться под явления и события, переключаясь между различными стратегиями. Для людей, обладающими характеристикой ассертивности, свойственно меньше впадать в хтонический ужас при возникновении даже несущественных отклонений от первоначального плана на день. Ассертивное поведение позволяет воспринимать трудность, как вызов, моментально трансформируя текущую концепцию в актуальный принцип «проблема-поиск решения-действие».
Люди, с развитым навыком ассертивности имеют склонность к анализу и прогнозированию. Ни в коем случае не падайте в пучину иллюзий насчёт этой характеристики. Некоторые люди под влиянием собственных страхов пытаются предопределить реальность. Для этого их головы , словно компьютеры, просчитывают сотни разнообразных вариантов развития событий. Однако все варианты пронизаны фатальностью и безнадёжной тоской. К прогнозу и анализу такой стиль познания действительности не относится никоим образом. Это, скорее всего про бесконечную, интегрированную в структуру личности, тревожность. Прогноз и анализ, с рассматриваемых позиций ассертивности, это способность вырабатывать общую тактику, учитывая многокомпонентность решаемой задачи и вероятность воздействия внешних сил.
Анализ является также эффективным инструментарием при выявлении различных внутренних конфликтов, деформаций и негативных установок.
Комплекс морально-этических ориентиров неразрывно связан с устремлением индивида к полноценности. То, что называют в обществе нравственностью, не возникает из вакуума, к этому человек приходит через обучение, в малой социальной среде,– то есть в семье, а затем и в социуме. Бывает, что окружение обладало оттенками деструкции, ввиду чего установки, модулирующие поведение человека имеют также деформированный характер. Здесь необходимо учитывать тот факт, что ассертивность также не возникает из пустоты. Вне зависимости от наличия внутренних ментальных проблем, ресурс на построение целостного образа «Я» заложен в каждом человеке. Структура нравственных убеждений позволяет в первую очередь взрастить любовь к себе. Когда мы начинаем говорить про любовь к себе, многие ошибочно принимают сон до обеда за акт трепетного отношения к своим потребностям. Не обольщайтесь, подобное походит разве что на лень и безответственность. Любовь к себе в первую очередь характеризуется не потаканием перманентным прихотям, а действиями, направленными на конкретный позитивный результат.
Умение корректно ставить и достигать целей во многом определяет успешность сего мероприятия. Ассертивное поведение, благодаря умениям анализировать и прогнозировать, даёт возможность выстраивать последовательность взаимосвязанных целей, находящихся в рамках жизненной политики индивида. На практике это выглядит так: я мечтаю о реализации в сфере написания книг. К этой цели меня приведёт наработка опыта. Как я могу в настоящее время приблизиться к своей цели? Пробовать писать, найти профессионала в этом деле и обратиться за рекомендацией. Пойти на курсы писательского мастерства, устроиться в региональную газету. Мои действия в настоящем приближают меня к целям промежуточным, которые в свою очередь делают чёткими очертания моего глобального ориентира. А вот поспать до обеда приблизит меня скорее к искажённому биоритму.
Навыки автономности и самостоятельности обеспечивают накопление внутреннего ресурса для преодоления кризисов и достижения поставленных задач. Человек, отличающийся ассертивной моделью поведения, выстраивает компоненты своей личности вне зависимости от внешних факторов. Данная характеристика исключает добровольное принятие установок извне, как руководящую команду к различным действиям. Самостоятельность же представляется активацией бинарного процесса, включающего одновременно уважение и готовность отстаивать сферу своих интересов.
Способность осуществлять мыслительно-критический процесс является фундаментом, позволяющим накапливать базовый и бесценный опыт при взаимодействии с субстратом (материей). Возможность интерпретаций и описания, как внутренних, так и внешних явлений, определения собственной роли в этих событиях, гарантирует реалистичное восприятие собственной личности, предопределяет пути развития индивида.
Стремление к осознанности позволяет отвечать на важные, почти философские вопросы, о направлении пути в жизни, необходимости совершений тех или иных действий. Другими словами осознанность определяет направление движения сквозь время и пространство, попутно подкрепляя этот процесс и придавая ему легитимности через систему убеждений и взглядов. Осознание мотивов своих поступков нераздельно существует с необходимостью брать ответственность за произведённые действия. Подобный поведенческий процесс способствует восприятию опыта, в том числе и негативного.
Открытость по отношению к другим людям позволяет выстраивать долговременные и равнозначные партнёрские взаимоотношения. Целью таких взаимоотношений становятся конструктивные и прочные социальные связи, необходимые человеку в процессе контакта с окружающей средой. Конструктивность в межличностных взаимодействиях обретает форму отказа от политики подавления личности другого человека.
Каким же мы можем увидеть человека, реализующего способность к ассертивности?
Согласно итогам авторитетного исследования авторитетного американского психолога М. Дойча, уважение и любовь к себе являются безусловной оценкой уровня ассертивности.
М. Дойч сформулировал так называемый тройственный принцип, который служит критерием оценки действий, соответствующих ассертивному поведению.
Принцип гласит, что индивид, склонный проявлять ассертивность, действует:
● решительно;
● честно;
● дружелюбно.
А. Лазарус сформировал следующий перечень характеристик, присущих ассертивному поведению, это четыре умения:
● умение отказывать;
● умение конструктивно выражать свою позицию;
● умение осознавать и принимать ответственность за свои действия;
● умение открыто выражать свои чувства;
Дорогие читатели, нам удалось с вами составить фоторобот человека с признаками ассертивности. Вы могли заметить из описания, что такого человека характеризует большой уровень вовлечённости в процесс бытия. Трудности такой человек предпочитает преодолевать, а не заниматься прокрастинацией. В структуре контакта с другими людьми выбирает тактику не нанесения ущерба себе и окружающим, обладает высоким уровнем ответственности за свою жизнь.
Теперь попробуем разобраться, а откуда возникает ассертивность?
Учитывая опыт подготовки предыдущих статей, различные явления в психологии имеют хоть и предполагаемые, но всё же причины. А как с ассертивностью? Различные источники, я нашёл весьма скудными, однако мне удалось систематизировать информацию, что бы поделиться ею с вами.
Факторы формирования ассертивности разделим на два уровня. Один уровень прямо следует из предыдущего. Не претендую на какую-либо научную систематизацию, тут использован метод чувственного наития. Всё, что будет описано ниже, имеет отношение к раннему этапу жизни человека. Ведь именно там формируются стойкие жизненные убеждения и базовые типаж поведения в обществе. От того, насколько они продуктивны или деформированы, будет зависеть качество, да и продолжительность жизни индивида.
Факторы первого уровня это:
● ситуативные факторы, – т.е. факторы, формирующиеся в результате различных событий, есть вероятность проявления признаков ассертивности, однако имеется и риск отказа от неё;
● культурно-этнические, географические и исторические предпосылки имеют решающий вклад в формирование личностных установок;
● семейный, фактор безусловного влияния. Именно семейная система предопределяет исход процесса научения ребёнка навыкам конструктивного или деструктивного познания мира;
Факторы второго и первого уровня взаимосвязаны.
При благополучном течении процесса ранней социализации, формируются факторы, способствующие выработке ассертивного поведения. Приведу факторы, сопутствующие возникновению ассертивности:
● психологический фактор, заключается в формировании стабильной самооценки;
● эмоциональный фактор, обусловлен наличием эмоционального интеллекта (способности понимать и исследовать свои чувства и эмоции);
● мотивационный фактор, характеризуется высоким уровнем внутренней мотивации.
Формирование ассертивности происходит под влиянием ряда обстоятельств. Прежде всего, как и во многих личностных процессах, решающая роль отводится воспитанию в семье.
Находясь в деструктивной семейной системе, нужное поведение едва ли будет сформировано.
Однако ситуацию сложно назвать безвыходной.
Отягощённый дисфункциональностью семейный анамнез, возможно, преодолеть и воспитать в себе навыки ассертивного поведения. В этом случае требуется сформировать базис из ряда утилитарных характеристик личности, на которые возможно опираться в ходе трансформационных процессов.
Теперь поговорим о том, как эта тема связана с темой аддикции.
Безусловно, в контексте зависимости ассертивность выступает в роли антагониста. Набор когнитивных искажений является непреодолимым препятствием на пути раскрытия человеком своего потенциала.
В фокусе противостояния аддикции и ассертивности, зависимый обладает рядом параметров, обуславливающих полную невозможность осознавать реальность, выстраивать гармоничные взаимоотношения и ликвидировать внутренние противоречия.
Однако навыки ассертивности оказывают посильную поддержку зависимым в процессе жизненного и личностного видоизменения. Происходит это путём смещения фокуса с необходимости реализации потребностей, в том числе деструктивным порядком, на механизм формирования системы внутреннего и внешнего баланса.
Как можно способствовать появлению ассертивности?
Эта многоуровневая и планомерная работа потребует существенного высвобождения ресурсов, в том числе и времени.
В работе по созданию устойчивой внутренней конфигурации можно выделить следующие направления.
1. Наработка умения позитивно мыслить. Данная способность позволит не сокрушаться даже при возникновении событий, трактуемых, как, безусловно, негативные. В целом, данная поведенческая особенность позволит воспринимать любые события, через призму опыта. Существует множество подходов в работе с позитивным мышлением. Когнитивно-поведенческая терапия, развитие эмоционального интеллекта, улучшение навыков кризисного менеджмента, ежедневные благодарности, физическая нагрузка. Это только ряд инструментов, при желании можно найти более детальную информацию на эту тему.
2. Навык эффективного общения. Эффективность подразумевает под собой соблюдение баланса в обеспечении взаимного закрытия потребностей, открытого выражения чувств, отстаивании зоны персональных интересов при нахождении в границах индивидуальной ответственности. При работе с построением коммуникаций в первую очередь акцент делается на взаимном уважении и партнёрстве.
3. Эмоциональная регуляция представлена в виде развитого эмоционального интеллекта. Данная способность позволяет выявлять чувственную реакцию на различные события, для определения тактики последующих действий. Подходящим и несложным инструментом для работы с эмотивным компонентом служит анализ чувств и различные КТП практики.
4. Привычка рационально реагировать на стрессовые события позволит наработать эффективный поведенческий паттерн для преодоления трудностей. При работе со стрессом важно учитывать многокомпонентность этого явления, в работе с которым также необходим комплексный подход. В первую очередь реформацию поверхностных, промежуточных и глубинных психо-социальных убеждений.
Вероятно то, что рассмотрено выше, вызовет ужас, словно призыв преодолеть пятилетку за три года, и вполне логично задаться вопросом, «а зачем мне всё это нужно»? Куда проще предаваться отдыху и праздности, чем истязать себя различными методами преображения. И если кто-то подумал так, то это его право.
Ассертивность является частью концепции осознанного существования. Где человек способен чётко разделить, на что он способен оказывать влияние, а что будет походить на борьбу с ветряными мельницами.
В конце концов, единичный экземпляр человека прямоходящего в состоянии воздействовать всего на три вещи: мысли, чувства и поведение.
Естественной реакцией личности на всякий процесс перехода от одного состояния к другому, будет болезненное нежелание. Взвесив на чаше весов вариант статичного прозябания отведённого отрезка времени и яркую стремительность событий, окутанную шалью мечтаний о грандиозном, можно сделать очевидный выбор – какой именно, каждый в состоянии решить для себя сам. Стремитесь к осознанности.
Всем добра!
📌 📌📌
Читайте нас на vk.com>>>
📌 📌📌
Подписывайтесь на Telegram канал>>>