Всем добра! Наш кинематограф - неиссякаемый источник открытий. Можно всю жизнь бороздить эти волны и находить в них новые и новые жемчужины. Мы выбираем фильмы в прихотливом порядке - сегодня смотрим что-то из шестидесятых, а завтра окунаемся в двухтысячные, - не задумываясь, что между ними сотни актёрских судеб. Каждый актёр строит свою собственную лестницу успеха, и его роли - череда ступеней в погоне за совершенством. Эти ступени могут предательски увести вниз, а потом вдруг вознести наверх, и на этом витиеватом пути актёр неминуемо преображается - не только внешне, но и внутренне. Вы скажете: актёра преображают гримёры и осветители. Но без внутренней работы никакая перемена по-настоящему органичной не станет. Правда, есть ещё один гримёр, с которым невозможно поспорить, - время... Потому мы и изумляемся иной раз, просматривая фильмографию известных артистов. Так получилась моя первая подборка.
Сегодня же хочу показать вам новую десятку. Вот так жила-жила себе, а потом оглянулась и узнала, что...
1. Виктор Косых ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!", "Неуловимые мстители")
...озорной мальчишка Иночкин, поднявший на уши весь детский лагерь во главе с товарищем Дыниным, превратился в дерзкого парня Даньку, сражавшегося против свирепого атамана Бурнаша. И прошло между этими фильмами всего два года! В первом актёру около четырнадцати лет, а во втором перед нами уже шестнадцатилетний юноша. Актёр сильно вытянулся, черты лица потеряли детскую округлость, но, если присмотреться, видно внешнее сходство. И всё-таки - где шебутной Иночкин и где суровый, рано повзрослевший Щусь? Какие различные характеры!
2. Валентин Брылеев ("Весна на Заречной улице", "Марья-искусница", "Морозко")
Жизнь скромного труженика Ивана Мигулько из школы рабочей молодёжи пронеслась перед нами как один миг. Ну, допустим, не вся жизнь, но её важная часть. Как-никак по ходу фильма "Весна на Заречной улице" у него родился ребёнок, после чего семья Мигулько получила квартиру в новом доме. Сразу после "Весны..." Брылеев активно мелькал в "Карнавальной ночи". Но как же я удивилась, запоздало узнав его в несостоявшемся женихе Марфушеньки-душеньки!
А уж в образе пирата а-ля Пётр Первый из "Марьи-искусницы" его и вовсе не узнать! Внешнее сходство, может, и просматривается, но органика совершенно разная.
Кстати, не правда ли, чем-то Валентин Брылеев похож на красноречивого приятеля Гоши из фильма "Москва слезам не верит"?
Но играет приятеля другой актёр - Геннадий Ялович. Фильмография у него тоже обширная и любопытная, немало знаковых советских фильмов отмечено его участием. Впрочем, о нём как-нибудь в другой раз.
3. Валентина Кособуцкая ("Труффальдино из Бергамо", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры")
Как не помнить возлюбленную Флориндо - длинноносую Беатриче в мужском костюме, лихо управляющуюся с разгильдяем Труффальдино! У актрисы очень характерная внешность, и я никак не могла решить, лучше ли ей в камзоле или в нормальной дамской одежде. Впрочем, распущенные волосы делали её как минимум интересной. Спустя семь лет зритель мог увидеть её в культовом советском "Шерлоке Холмсе" с Василием Ливановым. Кособуцкая перенеслась из Венеции в Лондон, сыграв миссис Смит - жену лодочника, у которого каторжник Джонатан Смолл одолжил катер "Диана". Много лет знала эти роли обособленно друг от друга, и вдруг паззл сложился!
4. Сергей Шакуров ("Анна Павлова", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры")
В байопике Эмиля Лотяну, посвящённом известнейшей в мире русской балерине, Шакуров сыграл Михаила Фокина - балетного артиста и хореографа, а также друга и коллегу Анны Павловой. Нервный, цепкий, вечно жаждущий прорыва экспериментатор, он невольно привлекал внимание. Для меня это был самый интересный образ фильма. И вдруг внезапно мне открылось, что Шакурова я видела задолго до "Анны Павловой" в том же "Шерлоке Холмсе", где он сыграл жутковатого антагониста - убийцу и каторжника Джонатана Смолла, присвоившего себе право на сокровища Агры!
5. Николай Гриценко ("Анна Каренина", "Земля Санникова")
Есть нечто, сближающее высокопоставленного петербургского чиновника-буквоеда и прижимистого золотопромышленника. Оба - птицы высокого полёта, большие люди, умеющие делать деньги. Но в моём сознании с трудом укладывается, что и Алексея Александровича Каренина, и Трифона Степановича Перфильева сыграл один актёр. Между фильмами прошло всего шесть лет, и возраст тут не сыграл практически никакой роли. Но только послушайте скупые, веские реплики Перфильева, его интонации, сразу выдающие простое происхождение. Разве это похоже на высокомерно-монотонные, несколько манерные спичи Каренина? Фантастика!
6. Екатерина Васильева ("Вам и не снилось", "Гостья из будущего")
Крепко сбитая Алёна, питавшая безответное чувство к Роме из фильма "Вам и не снилось", не раз становилась объектом насмешек влюблённой парочки - Ромы и Кати. Несмотря на то, что в классе она явно пользовалась уважением, была "своим парнем", я всегда сочувствовала этой девушке - её слежка и настойчивое следование за Романом хоть и выглядели устрашающе, но злых поступков она не делала. Её угрюмость была отчасти механизмом защиты: чувствовалось, что ласки, теплоты остро не хватает в её жизни. Спустя всего четыре года Васильева сыграла учительницу английского в "Гостье из будущего", и раскрылась там совершенно иначе - превратилась в уверенную, бодрую, слегка насмешливую молодую женщину - и, конечно же, я не узнала в ней ту Алёну. Эффектное преображение!
7. Андрей Подошьян ("Принцесса на горошине", "Лермонтов")
В фильме "Лермонтов" Николая Бурляева я обратила внимание на молодого человека с усами и красивыми глазами. Актёр играл небольшую, но исторически значимую роль друга Михаила Юрьевича - Алексея Столыпина по прозвищу "Монго" - и появлялся в кадре достаточное количество раз, чтобы сделать вывод, что актёр также обладает приятным голосом. Естественно, я принялась изучать кастинг фильма и, к своему изумлению, обнаружила, что Столыпин - не кто иной, как прекрасный Принц, так долго искавший свою единственную принцессу! В "Лермонтове" он снялся ровно через десять лет после своего первого успеха. Интересно, узнавал ли его кто-нибудь без подсказки?
8. Татьяна Ткач ("Место встречи изменить нельзя", "Мастер и Маргарита")
Все помнят брюнетку Аню - подругу бандита Фокса, пришедшую на встречу с Шараповым, где всё пошло не по плану. Роль у Ткач совсем небольшая, но какой характер сыгран! Неразрывно связанная с криминальным миром, эта женщина выглядит элегантно и недоступно. Она брезгливо смотрит на ломающего комедию Шарапова и даёт понять, что не потерпит вольностей. Её поведение ярко контрастирует с игрой Шарапова, старательно изображающего развязного хама. Если вдуматься, это очень глубокая сцена - не всегда порок читается с первого взгляда, он может рядиться в самые благопристойные одежды. Каково же было моё удивление, когда я прочла фамилию Ткач среди актёров, снявшихся в "Мастере и Маргарите" Владимира Бортко! Актриса сыграла супругу Аркадия Аполлоновича Семплеярова, вместе с которым поневоле стала участником "сеанса разоблачения". Кстати, а сам Аркадий Аполлонович - хорошо знакомый нам Портос, Валентин Смирнитский (если кто не узнал).
9. Георгий Тараторкин ("Преступление и наказание", "Не родись красивой")
Сериал "Не родись красивой" я не смотрела, но какое-то время он широко обсуждался, буквально не сходя с полос газет, так что ради любопытства на некоторые сцены я взглянула. И сразу обратила внимание на породистого, хоть и немолодого отца главного героя Андрея Жданова. Вообще говоря, он выглядел куда интереснее своего непутёвого киношного сынка. Понятно, что наряду с Ириной Муравьёвой и Раисой Рязановой (привет, "Москва слезам не верит!") он принадлежал к актёрам советской выучки - но лишь спустя время я осознала, что это выдающийся актёр Георгий Тараторкин, сыгравший Раскольникова в фильме Льва Кулиджанова. Внешность его очень незаурядна. На мой экстравагантный вкус, вовсе не Костолевский, Абдулов и Янковский, а Тараторкин был одним из красивейших артистов советского кино.
10. Олег Шкловский ("Здравствуйте, я ваша тётя!", "Не родись красивой")
Впрочем, сериал "Не родись красивой" подкинул мне ещё один сюрприз. Да что там, буквально взорвал мозг! Никогда в жизни я не подумала бы, что молодой аферист Джеки Чесней, вместе со своим дружком Чарли нанявший Бабса Баберлея для разыгрывания роли бразильской тётушки, и кадровик фирмы "Зималетто" Георгий Урядов - один и тот же человек! Что, что общего между ними?! Где читается хоть какое-то сходство?! Понять это можно, разве что последовательно просматривая фильмографию актёра, запечатлевшую изменения внешности - и, возможно, также характера. С трудом укладывается в голове, насколько непохожие реальности изображены там и здесь. Есть всё же что-то завораживающее в возможности проживать столь разные жизни.
Спасибо всем, кто прочёл! Рада, если статья покажется любопытной, - а я тем временем продолжаю отсматривать материал для следующей большой - нет, прямо-таки огромной! - тематической подборки.