Найти в Дзене

Асфальт «сам себя» укладывает: как «Дорога-2025» показала зрелость российских беспилотников

Минеральные Воды стали площадкой, где беспилотные технологии из презентаций окончательно переехали в практику — от дорожной стройки до городского трамвая. С 21 по 23 октября в МВЦ «МинводыЭКСПО» прошла XII международная специализированная выставка «Дорога-2025» — ключевая площадка отрасли, приуроченная ко Дню работников дорожного хозяйства. На форуме — свыше 20 тематических мероприятий и более 100 отраслевых участников: от федеральных ведомств и научных центров до инновационных компаний и вузов. Темы — строительство, ремонт и содержание дорог, дорожное образование, технологический суверенитет и цифровизация. Главный фокус этого года — беспилотные технологии: реальные кейсы внедрения, нормативные и инженерные барьеры, и самое интересное — показательные демонстрации прямо на площадке. По инициативе ГК «Нацпроектстрой» (НПС) прошла большая сессия «Опыт применения беспилотных технологий: лучшие практики и возможности для России». Дискуссию модерировал директор по коммуникациям НПС Пётр Гел
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

Минеральные Воды стали площадкой, где беспилотные технологии из презентаций окончательно переехали в практику — от дорожной стройки до городского трамвая.

Что за мероприятие и почему вокруг него столько шума

С 21 по 23 октября в МВЦ «МинводыЭКСПО» прошла XII международная специализированная выставка «Дорога-2025» — ключевая площадка отрасли, приуроченная ко Дню работников дорожного хозяйства. На форуме — свыше 20 тематических мероприятий и более 100 отраслевых участников: от федеральных ведомств и научных центров до инновационных компаний и вузов. Темы — строительство, ремонт и содержание дорог, дорожное образование, технологический суверенитет и цифровизация.

Главный фокус этого года — беспилотные технологии: реальные кейсы внедрения, нормативные и инженерные барьеры, и самое интересное — показательные демонстрации прямо на площадке.

Тематическая сессия НПС: «лучшие практики и возможности для России»

По инициативе ГК «Нацпроектстрой» (НПС) прошла большая сессия «Опыт применения беспилотных технологий: лучшие практики и возможности для России». Дискуссию модерировал директор по коммуникациям НПС Пётр Гельтищев. В разговор включились представители Росавтодора, АО «ГЛОНАСС», ФАУ «РОСДОРНИИ», Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», РУТ (МИИТ) и технологические партнёры.

Ключевой доклад сделал заместитель гендиректора НПС по ИТ Андрей Сысуев. Он подчеркнул: самая ощутимая экономия от «беспилота» приходит не от сокращения персонала, а от повышения точности процессов — меньше проходов, меньше ошибок и расхода ГСМ, быстрее цикл работ. Задача НПС сегодня — не разовые пилоты, а масштабирование технологий на типовые стройки по всей стране.

Главное: беспилотная укладка асфальта показана «вживую»

На «Дороге-2025» впервые в России публично продемонстрировали полностью автономную укладку асфальтобетонного покрытия российской беспилотной техникой. Это важный шаг: отрасль увидела, что закрытый ранее «концепт» реально работает в полевых условиях.

Кейс НПС × АО «ГЛОНАСС»: беспилотный дорожный каток на М-12 «Восток»

Летом была успешно обкатана система высокоточного автовождения для первого в стране беспилотного дорожного катка. Полигон — участок Дюртюли—Ачит магистрали М-12 «Восток» в Пермском крае, построенный компаниями НПС. В режим автоведения переведено рулевое управление, отрабатывались базовые сценарии движения и точного позиционирования. Именно этот практический опыт лег в основу части обсуждений на «Дороге-2025».

Почему это важно для строительной отрасли:

  • предсказуемое качество уплотнения покрытия за счёт точной траектории и повторяемости;
  • снижение «лишних» проходов и простоя техники;
  • цифровой след работ и аналитика — база для объективного технадзора и приёмки.

Городской транспорт: от пилотов к инфраструктуре

Параллельно в городском рельсовом транспорте идёт системное внедрение цифровой автоматики. На маршруте первого полностью беспилотного трамвая используются «умные стрелки» разработки компаний НПС: по защищенному каналу они передают своё состояние на борт, а при необходимости переводятся сигналом трамвая; система учитывает погоду и автоматически включает обогрев в снегопад. По данным компании, уже больше половины трамвайных стрелок Москвы оснащены этой автоматикой.

Эффект: меньше человеческого фактора в управлении стрелками, выше безопасность и ритмичность движения, подготовленная цифровая среда для доводки беспилотного режима.

Что обсуждали на сессии — кратко и по делу

  1. Проектирование и стандарты. Цифровые модели дорог и стройплощадок становятся «навигатором» для машин: без них невозможно устойчивое автовождение и контроль качества.
  2. Точность позиционирования. RTK-сети, датчики, слияние данных лидаров/камер/IMU — базовые кирпичики, без которых «беспилот» на стройке не поедет стабильно.
  3. Безопасность и ответственность. Режимы эксплуатации, периметр ответственности и журналирование действий системы — фундамент для масштабирования.
  4. Кадры. Нужны инженеры по данным и операторы цифровой техники. Вузы и корпоративные учебные центры подстраивают программы под эти запросы.

Что получат регионы и подрядчики

  • Качество и скорость. Автоведение снижает «рябь» по технологиям, а значит меньше переделок.
  • Экономика. Оптимизация маршрутов, топлива и режимов работы техники.
  • Прозрачность. Цифровой след позволяет по-новому устроить технадзор и приёмку.
  • Импортонезависимость. Российские решения в навигации, связи и автоматике — ключ к массовому внедрению.

Иллюстрации

  • Фото 1. Пленарная панель тематической сессии «Опыт применения беспилотных технологий…» на «Дороге-2025».
  • Фото 2. Спикер сессии во время доклада (крупный план).
  • Фото 3. Фрагмент дискуссии в президиуме на фоне титульного экрана сессии.
  • Фото 4. Вопрос из зала — показатель живого интереса аудитории к теме.
📷 1.1: Пленарная панель тематической сессии «Опыт применения беспилотных технологий…» на «Дороге-2025».
📷 1.1: Пленарная панель тематической сессии «Опыт применения беспилотных технологий…» на «Дороге-2025».
📷 1.2: Спикер сессии во время доклада (крупный план).
📷 1.2: Спикер сессии во время доклада (крупный план).
📷 1.3: Фрагмент дискуссии в президиуме на фоне титульного экрана сессии.
📷 1.3: Фрагмент дискуссии в президиуме на фоне титульного экрана сессии.
📷 1.4: Вопрос из зала — показатель живого интереса аудитории к теме.
📷 1.4: Вопрос из зала — показатель живого интереса аудитории к теме.

Вывод

Российская отрасль дорожно-транспортной инфраструктуры прошла этап «пилотов ради пилотов». На «Дороге-2025» было видно: беспилот — это уже инструмент повышения качества и эффективности, а не просто модная повестка. Следующий шаг — масштабирование: типовые регламенты, подготовленные кадры и тиражируемые цифровые решения — то, о чём говорили участники сессии и к чему уже идут проекты НПС.

Что обсудим в комментариях?

  1. Где, на ваш взгляд, «беспилоту» быстрее всего выйти в тираж: на стройке, в эксплуатации дорог или в городском транспорте?
  2. Каких регуляторных или технологических шагов ждёте в 2026 году?

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Полезные факты и источники

  • «Дорога-2025»: даты, площадка, деловая программа и масштабы участия. (xn--80afc4bal.xn--p1ai)
  • Показательная беспилотная укладка асфальта на выставке. (Коммерсантъ)
  • Испытания беспилотного катка на участке Дюртюли—Ачит трассы М-12 «Восток». (РИА Новости)
  • «Умные стрелки» и цифровая автоматика для беспилотного трамвая. (npsgk.ru)
  • Не просто стройка. Репортаж. (Не Просто Стройка)

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема развития дорожной сети, рекомендуем подборку: Дороги/Мосты