Дорогие читатели, я решила продолжить тему инфантицида в античности. Сто такое инфантицид, я объясняю в статье «Судьба младенца в древности: традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии».
Самые известные исторические – литературные или устные – «свидетельства» об узаконенном инфантициде – это спартанские Апофеты и карфагентские тофеты. Обе «традиции» стали настолько популярны в мировой культуре, что к их описанию не раз обращались в книгах (например, «Саламбо» Флобера), а в наше время – и в кино и на телевидении. Однако задумывались ли авторы пересказов о реальности?
Данные археологии не подтверждают «законного умысла», ставшего традицией: ни спартанского выбрасывания «негодных» младенцев, ни массовых пунических жертвоприношений первенцев для государственных нужд. Об этом я рассказала в статьях «Ненужные младенцы: как археологи искали страшные Апофеты, а нашли назидательную Кеаду» и «Финикийские тофеты – свидетельства кровожадного культа или высокой младенческой смертности».
Теперь же я предлагаю сосредоточиться лишь на археологии. Мы с вами познакомимся с местами раскопок, где археологи обнаружили большое количество детских костей. Иногда этим скоплениям удалось дать объяснение, иногда – нет. Попробуем и мы порассуждать, прослеживается ли инфантицид на объекте нашего интересна, или имеются иные ответы на этот вопрос.
Сегодня предлагаю вам рассмотреть раскопки в Израиле.
В 1988 году археологи вели раскопки римских терм IV-VI веков н.э. в Ашкелоне. Как вам наверняка известно, римские термы – это обычно комплекс определенных помещений, цель которого провести посетителя от раздевалки сквозь череду разнотемпературных залов и оставить в результате помытого и расслабленного. Кроме собственно помывочных и банных церемоний в банях были организованы и другие услуги – от массажных и косметических процедур до спортивных занятий и плотских утех. Не будем забывать об этом, изучая наш сегодняшний случай.
Итак, археологи вскрыли канализационный желоб, заброшенный, согласно исследованиям, около 500 года по неясной причине. И обнаружили в этом желобе массу человеческих костей.
Изучение этих костей сразу выявило возрастной ценз – все они принадлежали младенцам. После подсчета косточек (обычно это делают по черепам/нижним челюстям и/или плечевым или бедренным костям, понятно, почему) выяснилось, что совокупно в этой импровизированной могиле оказались останки почти сотни младенцев. Поскольку косточки оказались практически неповрежденными, был сделан вывод, что тела младенцев оказались в канализации целыми.
Что еще удалось узнать после дополнительных лабораторных антропологических исследований?
Перекосов по полу, предположительно, не было, были и мальчики, и девочки.
Все были доношенными.
Но все они умерли почти сразу после рождения.
(Тут, конечно, есть вопрос: умерли или были умерщвлены с помощью неопределяемых с течением времени видов убийств? Ответа на него антропологи дать не могут в силу понятных причин).
Такое значительное число жертв без признаков насильственной смерти или заболевания может указывать на неонатицид (умышленное убийство младенцев). Тотчас появилась романтическая история: работавшие в борделе при банях проститутки, обливаясь слезами, избавлялись от ненужных детей, мешавших им работать.
Казалось бы, ответ на вопрос, откуда столько мертвых младенцев в канализации терм, найден.
Однако в этой теории столько допущений, что ее невозможно считать сколь-нибудь убедительной.
Во-первых, никаких доказательств существования борделя при термах нет. Это, конечно, вполне возможно и даже вероятно, но не стопроцентно. Действительно, визуально помещения древнего борделя сложно вычленить среди обычных жилых или подсобных. Ведь для ведения подобной деятельности многого не нужно, а то, что нужно, довольно быстро исчезает с течением времени. Но все же сотня новорожденных – это не две приходящих на 8 часов работы девочки, одной-двух комнаток недостаточно. А в термах не смогли выявить большого количества помещений, чье предназначение не диктовалось помывочным циклом.
(Вот в Помпеях археологам повезло – там в лупанарах традиционно устанавливали каменную постель, неотделимую конструктивно от стен. Но во многих случаях, впрочем, обходились и обычными койками).
Во-вторых, методы контрацепции женщинам (а уж подобных профессий – тем более) известны уже давно. И непонятно, что мешало ашкелонским работницам их игнорировать.
В-третьих, в древности совершенно незачем было убивать детей (если они, конечно, не родились увечными): их можно было использовать в хозяйстве или продать. Особенно, если проститутки были рабынями.
Однако факт наличия непогребенных традиционным способом большого количества младенцев налицо. И появившиеся объяснения никак нельзя считать удовлетворительными. Так что «тайна» младенческого «кладбища» в канализации позднеантичных бань Ашкелона пока не раскрыта.
Такие дела.
Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!