Осень 1920 года. В кремлевской квартире сидят пятеро детей и смотрят на Ленина красными от слез глазами. Их мать, знаменитая Инесса Арманд, только что угасла от холеры по дороге в Кисловодск.
Владимир Ильич тяжело дышит — первый инсульт уже подкрадывается к нему. А рядом стоит Надежда Крупская и думает, что же теперь делать с этими детьми?
«Горячее чувство осталось только к детям и к В.И.», — писала незадолго до смерти Инесса.
А что осталось детям от своей знаменитой матери?
Пятеро наследников революционерки разделили между собой ее наследство весьма неравномерно. Одни получили долгую жизнь, другие героическую смерть.
Но обо всём по порядку.
Добрый отец Александр
История детей Инессы Арманд началась не с Ленина, а с совсем другого человека. Александр Евгеньевич Арманд, которого все считают обманутым мужем, на деле оказался самым важным героем этой истории. Именно он, а не вождь мирового пролетариата, воспитал всех пятерых детей после смерти Инессы.
Да, и не важно, что жена ушла к младшему брату, родила от него сына, носилась по тюрьмам и революциям. А Александр Евгеньевич не только простил все это, но еще и дал чужому ребенку свое отчество. Андрей стал Андреем Александровичем, а не Владимировичем.
«Александр Арманд так любил свою жену, что прощал ей абсолютно все», — писала историк Вера Глушкова.
И это при том, что сама Инесса откровенно признавалась, что муж ей скучен, а привлекает ее молоденький деверь-студент. То-то удивления было в пушкинском обществе!
Когда Инесса умерла, именно Александр Евгеньевич собрал всех детей под свое крыло. Ленин и Крупская, конечно, опекали наследников своей подруги, но жили дети у отца.
«Своеобразное шефство», — так потом называла опеку вождей сама Варвара Арманд.
Старший сын — ученый муж
Александр Арманд-младший родился в 1894 году, когда его матери было всего двадцать лет. Красивый мальчик рос в роскошной усадьбе в Пушкино, где фабрики Армандов гудели день и ночь. Тысяча двести рабочих ткали сукно, а маленький наследник играл в парке между дубами.
После революции все изменилось кардинально. Фабрики национализировали, усадьбу разграбили, а семья оказалась ни с чем. Но Александр-младший не унывал, он устроился работать и учиться. Ленин даже написал письмо советскому послу в Персии Ротштейну, чтобы тот помог сыну Инессы.
В 1921 году Александр стал секретарем торгового представительства в Тегеране. Вот так молодой человек из разоренной семьи московских фабрикантов вдруг оказался дипломатом в Персии! Через несколько лет он окончил технический вуз и стал работать во Всесоюзном теплотехническом институте.
В 1933 году сам Орджоникидзе предложил ученому стать его заместителем в Наркомтяжпроме.
«Предложение было весьма лестным», — вспоминали коллеги Александра.
Он дожил до 1967 года и похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с братом Федором.
Федор — красный ас
А вот судьба второго сына оказалась куда более драматичной. Федор Арманд родился в 1896 году и с детства отличался бесстрашием. В 1914 году, когда началась война, он добровольцем ушел на фронт. Мать в это время металась по Европе с революционными делами, а сын сражался за царя.
Сначала воевал рядовым, потом окончил юнкерское училище и командовал ротой. После контузии поступил в Гатчинскую авиашколу. Тогдашняя авиация была сплошной романтикой и смертельным риском. Самолеты постоянно падали, летчики подкладывали под сиденья сковородки, чтобы защититься от пуль снизу.
После революции Федор стал служить в Красной Армии. В 1919 году его едва не расстреляли в Минске по ложному обвинению в измене. Спасло только заступничество Ленина, когда узнали, чей это сын.
«Фёдор был сыном Инессы Арманд. Конечно, это его и спасло», — вспоминали современники.
Потом он воевал с антоновцами, получил в награду серебряные часы. В 1927 году женился, но счастье оказалось недолгим. Поехал за молоком для ребенка, простудился на московских улицах. Лечился кое-как, простуда переросла в туберкулез. Умер в 1936 году в возрасте сорока лет.
Дочери — тихие труженицы
Совсем по-другому сложились судьбы дочерей Инессы. Инна родилась в 1898 году, и мать называла ее в письмах «удивительно чуткой».
«Родная моя, я тоже часто плачу и понимаю также, что плачешь и ты», — писала Инесса дочери во время войны.
Ленин и Крупская звали девочку «Иннуся» и часто приглашали в кремлевскую квартиру на чаепития. После смерти Владимира Ильича именно Инна стала хранительницей его переписки с матерью. В 1939 году, после смерти Крупской, она передала в архив все письма Ленина к Инессе.
«Никому Ленин не писал так много, как соратнице», — выяснилось тогда.
Инна всю жизнь проработала в Институте марксизма-ленинизма, была редактором Полного собрания сочинений вождя. Дожила до 1971 года, унеся с собой множество тайн.
Варвара, младшая из дочерей, выбрала совсем иной путь. Родилась в 1901 году, училась в ВХУТЕМАСе — советской художественной школе. В 1921 году Ленин и Крупская специально навестили ее в общежитии-коммуне, где несколько часов беседовали со студенческой молодежью.
Варвара стала настоящим мастером декоративно-прикладного искусства, специалистом по гобеленам. Получила звание заслуженного художника РСФСР, стала членом Союза художников СССР. Дожила до 1987 года — дольше всех детей Инессы.
Младший сын — герой войны
Самая трагическая судьба выпала младшему Андрею. Он родился в 1903 году от любовной связи Инессы с братом мужа, Владимиром Армандом. Когда мальчику было пять лет, его настоящий отец умер от туберкулеза в Швейцарии. Инесса тогда металась между тюрьмами и эмиграцией.
Но приемный отец Александр Евгеньевич полюбил чужого сына как родного. Дал ему свое отчество, воспитывал наравне с собственными детьми. А когда Инесса умерла, семнадцатилетний Андрей остался у отчима.
Андрей выучился на инженера, стал офицером Красной Армии. Когда началась Великая Отечественная война, ему было тридцать восемь лет. Воевал гвардии капитаном, освобождал Литву. В 1944 году во время операции умер от сердечного приступа прямо на передовой.
Похоронили его в литовском городе Мариамполе. На надгробии написано: «Арманд Андрей Александрович» — отчество приемного отца, а не родного.
Что осталось от музы
Так разделили между собой наследство дети знаменитой революционерки. Александр стал ученым и дожил до старости. Федор успел побыть героем, но рано умер от чахотки. Инна хранила память о Ленине и прожила долгую жизнь. Варвара рисовала и ткала гобелены, дожив до девяноста лет. Андрей погиб на войне, защищая страну, которую строила его мать.
Никто из них не стал революционером, хватило на семью одной Инессы. Ни один не занимался политикой. Жили тихо, работали честно, растили детей. Александр стал дедушкой физика Неона Арманда, который долго возглавлял филиал Института радиотехники и электроники.
А в старой квартире Варвары на Новодевичьем проезде до самой ее смерти в 1987 году лежала потрепанная папка с детскими письмами.
«Любимая моя, родная дочка», — желтели строчки, написанные рукой матери больше семидесяти лет назад.