Найти в Дзене
Горожанин о кино

14 актрис, которые отказались от ролей в знаменитых советских фильмах

Оглавление

Как-то Леонид Гайдай шёл по коридору Мосфильма и встретил Клару Лучко. А он как раз подбирал актёров в свой новый фильм «Бриллиантовая рука». И искал актрису на роль роковой соблазнительницы Анны Сергеевны.

Клара Лучко – «Бриллиантовая рука», 1969 (Анна Сергеевна)

Казалось бы, после «Операции Ы» и «Кавказской пленницы» любой актёр мечтал попасть к Леониду Гайдаю. Но у Клары Лучко всё было иначе. Клара Степановна долго сомневалась: сценарий вроде бы интересный, но характер героини показался ей слишком легкомысленным. Да и перспектива сниматься без верхней одежды актрису не вдохновила.

Она всё же сделала одну пробную фотографию и отказалась. Место Лучко заняла Светлана Светличная.

Валентина Теличкина – «Иван Васильевич меняет профессию», 1973

А вы знали, что Валентина Теличкина могла появиться в «Иване Васильевиче»? Но не в роли Зины, ведь Наталья Селезнёва тогда была безальтернативна. И даже не в роли девушки из автомата.

Теличкина пробовалась на Марфу Васильевну — царскую супругу.

-2

После чтения сценария Валентина Ивановна вежливо отказалась, решив, что образ ей не подходит. Гайдай не обиделся: он всё равно пригласил актрису в свой следующий фильм «Не может быть». Вот уж где она показала весь свой комедийный талант.

Алла Демидова – «Гараж», 1978 (Кушакова)

Помните грозную женщину-директора рынка из «Гаража»? Эту роль сыграла Анастасия Вознесенская, супруга Андрея Мягкова. Но изначально Эльдар Рязанов хотел видеть в кадре Аллу Демидову.

Почему же она отказалась? Говорят, сценарий показался ей слишком сатирическим.

-3

А потом вмешалась семейная дипломатия: Андрей Мягков настоял, чтобы роль досталась его жене. Без Насти, заявил он, сниматься не будет. Иногда любовь влияет на кастинг сильнее, чем решение режиссёра. Кстати, именно из-за схожей ситуации Мягков однажды потерял роль Нестора Петровича в «Большой перемене».

Евгения Симонова – «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 (Констанция Бонасье)

Могли бы Александр Абдулов и Евгения Симонова стать самой красивой парой на экране? Всё к этому шло. После успеха в «Обыкновенном чуде» режиссёр Юнгвальд-Хилькевич хотел снова объединить их, на этот раз в «Трёх мушкетёрах».

-4

Но судьба вмешалась в виде… плохого слуха. Абдулов неважно пел, а фильм задумывался как мюзикл. Александра Гавриловича заменил Михаил Сергеевич Боярский, а Симонова, желая морально поддержать друга Сашу, покинула проект. В результате зрители получили другой дуэт — чуточку более музыкальный, но не менее легендарный.

Анастасия Вертинская и Людмила Савельева – «Москва слезам не верит», 1979 (Люда Свиридова)

Сложно поверить, но Анастасия Вертинская могла сыграть Люду Свиридову. После ролей Ассоль и Гуттиэре она получила приглашение от Владимира Меньшова, но решительно отказалась. Сценарий показался ей мелодраматичным и слишком приземлённым.

-5

Людмила Савельева, известная по роли Наташей Ростовой, тоже не вдохновилась. Руководство «Мосфильма» рекомендовало именно её, но актрисе история Люды показалась скучной.

-6

Как результат, роль досталась Ирине Муравьёвой,и, кажется, лучше быть не могло. Её Люда получилась живой, смешной и по-настоящему народной.

Клара Лучко и Инна Макарова – «Москва слезам не верит», 1979 (мама Рудика)

Евгения Ханаева создала одну из самых запоминающихся героинь фильма, властную маму Рудика. Но сначала Меньшов предлагал эту роль Кларе Лучко. Та отказалась: сценарий не зацепил, а перспектива играть «маму взрослого сына» показалась преждевременной.

-7

После отказа Лучко режиссёр обратился к Инне Макаровой, но и та осталась холодна к роли. Интересно, как выглядел бы фильм, если бы Клара Лучко или Макарова согласились? Может, образ получился бы мягче, но едва ли столь узнаваемым.

-8

Галина Польских – «Москва слезам не верит», 1979 (Тося Буянова)

-9

Когда Владимир Меньшов позвонил Галине Польских и предложил роль Тоси, актриса… обиделась. Режиссёр вспоминал: «Она сказала, как вы могли предложить мне такое». Так роль ушла другой актрисе, а фильм всё равно стал культовым.

Раиса Рязанова, мечтавшая сыграть Катерину, в итоге с радостью согласилась на Тосю. И, кажется, не прогадала: именно её персонаж стал символом доброты и простоты. Кстати, Рязанова была моложе Польских на пять лет, так что молодую Тосю сыграла убедительно.

Маргарита Терехова и Ирина Купченко – «Москва слезам не верит», 1979 (Катерина Тихомирова)

Главная героиня фильма могла выглядеть совсем иначе.

Первой претенденткой была Маргарита Терехова, но она предпочла «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров». Роковая Миледи показалась интереснее трудолюбивой Кати.

-10

Следом приглашение получила Ирина Купченко. Актриса призналась, что не верит в историю девушки, добившейся успеха в столице.

-11

И снова Меньшову пришлось искать заново. В результате роль досталась Вере Алентовой, и это оказалось попадание в десятку.

А вы как думаете, кто сыграл бы Катю лучше — Алентова или Терехова?

Напишите в комментариях, если представляете эту альтернативную «Москву».

Елена Проклова – «Экипаж», 1979 (стюардесса Тамара)

-12

Елена Проклова могла летать вместе с Георгием Жжёновым и Леонидом Филатовым, но выбрала другое. Причиной стал вовсе не сценарий, а финансовый вопрос. Актриса купила квартиру и нуждалась в деньгах. Директор «Мосфильма» Николай Сизов предложил ей более выгодный проект, сериал «Голубка». Елена согласилась, чтобы не лишиться жилья.

Позже она вспоминала, что сожалела об этом решении, ведь роль в «Экипаже» стала бы одной из лучших в её карьере.

Анастасия Вертинская – «Мэри Поппинс, до свидания», 1983 (Мэри Поппинс)

-13

Режиссёр Леонид Квинихидзе утвердил на роль няни-волшебницы няни Анастасию Вертинскую. Съёмки уже начались, когда актриса вдруг заявила, что ей не нравится героиня. «Странная женщина», — сказала Вертинская. Её не вдохновили ни музыка Максима Дунаевского, ни песни героини.

В итоге проект покинула сама Вертинская, а роль перешла к Наталье Андрейченко.

Татьяна Доронина – «Любовь и голуби», 1984 (Раиса Захаровна)

Изначально Раису Захаровну должна была играть Татьяна Доронина.

-14

Меньшов видел только её, но Доронина в последний момент выбрала другую картину, «Валентин и Валентина». На освободившееся место пригласили Гурченко, и она сделала роль одной из самых ярких в советском кино.

Наталья Андрейченко – «Зимняя вишня», 1985 (Ольга Николаевна)

-15

Эта история похожа на сценарий самой «Зимней вишни». Наталья Андрейченко была утверждена на главную роль, костюмы готовы, партнёр Сергей Шакуров ждёт съёмок. Но жизнь внесла свои коррективы.

В тот момент актриса завертела роман с Максимилианом Шеллом, который вскоре сделал ей предложение и увёз за границу. Андрейченко обещала вернуться, но так и не приехала. Группе пришлось срочно искать замену. Ею стала Елена Сафонова, и, пожалуй, никто уже не представляет другую Ольгу Николаевну.

Каждый отказ — это не просто «нет» режиссёру. Это точка развилки, где судьба фильма и актрисы расходятся в разные стороны. Кто-то после отказа терял шанс на культовую роль, кто-то наоборот находил себя в другом проекте.

А вы как думаете, если бы все эти актрисы согласились, какими были бы наши любимые фильмы?

Пишите в комментариях, чьи отказы вы считаете роковыми, а где, наоборот, судьба всё расставила правильно.

Буду рад, если вы поставите лайк и подпишетесь на мой канал, чтобы не пропустить выхода новых увлекательных статей про отечественное кино и артистов.

А ещё читайте, какими были первые и последние роли актёров из нашего любимого фильма «Женитьба Бальзаминова».