Как-то Леонид Гайдай шёл по коридору Мосфильма и встретил Клару Лучко. А он как раз подбирал актёров в свой новый фильм «Бриллиантовая рука». И искал актрису на роль роковой соблазнительницы Анны Сергеевны.
Клара Лучко – «Бриллиантовая рука», 1969 (Анна Сергеевна)
Казалось бы, после «Операции Ы» и «Кавказской пленницы» любой актёр мечтал попасть к Леониду Гайдаю. Но у Клары Лучко всё было иначе. Клара Степановна долго сомневалась: сценарий вроде бы интересный, но характер героини показался ей слишком легкомысленным. Да и перспектива сниматься без верхней одежды актрису не вдохновила.
Она всё же сделала одну пробную фотографию и отказалась. Место Лучко заняла Светлана Светличная.
Валентина Теличкина – «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
А вы знали, что Валентина Теличкина могла появиться в «Иване Васильевиче»? Но не в роли Зины, ведь Наталья Селезнёва тогда была безальтернативна. И даже не в роли девушки из автомата.
Теличкина пробовалась на Марфу Васильевну — царскую супругу.
После чтения сценария Валентина Ивановна вежливо отказалась, решив, что образ ей не подходит. Гайдай не обиделся: он всё равно пригласил актрису в свой следующий фильм «Не может быть». Вот уж где она показала весь свой комедийный талант.
Алла Демидова – «Гараж», 1978 (Кушакова)
Помните грозную женщину-директора рынка из «Гаража»? Эту роль сыграла Анастасия Вознесенская, супруга Андрея Мягкова. Но изначально Эльдар Рязанов хотел видеть в кадре Аллу Демидову.
Почему же она отказалась? Говорят, сценарий показался ей слишком сатирическим.
А потом вмешалась семейная дипломатия: Андрей Мягков настоял, чтобы роль досталась его жене. Без Насти, заявил он, сниматься не будет. Иногда любовь влияет на кастинг сильнее, чем решение режиссёра. Кстати, именно из-за схожей ситуации Мягков однажды потерял роль Нестора Петровича в «Большой перемене».
Евгения Симонова – «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 (Констанция Бонасье)
Могли бы Александр Абдулов и Евгения Симонова стать самой красивой парой на экране? Всё к этому шло. После успеха в «Обыкновенном чуде» режиссёр Юнгвальд-Хилькевич хотел снова объединить их, на этот раз в «Трёх мушкетёрах».
Но судьба вмешалась в виде… плохого слуха. Абдулов неважно пел, а фильм задумывался как мюзикл. Александра Гавриловича заменил Михаил Сергеевич Боярский, а Симонова, желая морально поддержать друга Сашу, покинула проект. В результате зрители получили другой дуэт — чуточку более музыкальный, но не менее легендарный.
Анастасия Вертинская и Людмила Савельева – «Москва слезам не верит», 1979 (Люда Свиридова)
Сложно поверить, но Анастасия Вертинская могла сыграть Люду Свиридову. После ролей Ассоль и Гуттиэре она получила приглашение от Владимира Меньшова, но решительно отказалась. Сценарий показался ей мелодраматичным и слишком приземлённым.
Людмила Савельева, известная по роли Наташей Ростовой, тоже не вдохновилась. Руководство «Мосфильма» рекомендовало именно её, но актрисе история Люды показалась скучной.
Как результат, роль досталась Ирине Муравьёвой,и, кажется, лучше быть не могло. Её Люда получилась живой, смешной и по-настоящему народной.
Клара Лучко и Инна Макарова – «Москва слезам не верит», 1979 (мама Рудика)
Евгения Ханаева создала одну из самых запоминающихся героинь фильма, властную маму Рудика. Но сначала Меньшов предлагал эту роль Кларе Лучко. Та отказалась: сценарий не зацепил, а перспектива играть «маму взрослого сына» показалась преждевременной.
После отказа Лучко режиссёр обратился к Инне Макаровой, но и та осталась холодна к роли. Интересно, как выглядел бы фильм, если бы Клара Лучко или Макарова согласились? Может, образ получился бы мягче, но едва ли столь узнаваемым.
Галина Польских – «Москва слезам не верит», 1979 (Тося Буянова)
Когда Владимир Меньшов позвонил Галине Польских и предложил роль Тоси, актриса… обиделась. Режиссёр вспоминал: «Она сказала, как вы могли предложить мне такое». Так роль ушла другой актрисе, а фильм всё равно стал культовым.
Раиса Рязанова, мечтавшая сыграть Катерину, в итоге с радостью согласилась на Тосю. И, кажется, не прогадала: именно её персонаж стал символом доброты и простоты. Кстати, Рязанова была моложе Польских на пять лет, так что молодую Тосю сыграла убедительно.
Маргарита Терехова и Ирина Купченко – «Москва слезам не верит», 1979 (Катерина Тихомирова)
Главная героиня фильма могла выглядеть совсем иначе.
Первой претенденткой была Маргарита Терехова, но она предпочла «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров». Роковая Миледи показалась интереснее трудолюбивой Кати.
Следом приглашение получила Ирина Купченко. Актриса призналась, что не верит в историю девушки, добившейся успеха в столице.
И снова Меньшову пришлось искать заново. В результате роль досталась Вере Алентовой, и это оказалось попадание в десятку.
А вы как думаете, кто сыграл бы Катю лучше — Алентова или Терехова?
Напишите в комментариях, если представляете эту альтернативную «Москву».
Елена Проклова – «Экипаж», 1979 (стюардесса Тамара)
Елена Проклова могла летать вместе с Георгием Жжёновым и Леонидом Филатовым, но выбрала другое. Причиной стал вовсе не сценарий, а финансовый вопрос. Актриса купила квартиру и нуждалась в деньгах. Директор «Мосфильма» Николай Сизов предложил ей более выгодный проект, сериал «Голубка». Елена согласилась, чтобы не лишиться жилья.
Позже она вспоминала, что сожалела об этом решении, ведь роль в «Экипаже» стала бы одной из лучших в её карьере.
Анастасия Вертинская – «Мэри Поппинс, до свидания», 1983 (Мэри Поппинс)
Режиссёр Леонид Квинихидзе утвердил на роль няни-волшебницы няни Анастасию Вертинскую. Съёмки уже начались, когда актриса вдруг заявила, что ей не нравится героиня. «Странная женщина», — сказала Вертинская. Её не вдохновили ни музыка Максима Дунаевского, ни песни героини.
В итоге проект покинула сама Вертинская, а роль перешла к Наталье Андрейченко.
Татьяна Доронина – «Любовь и голуби», 1984 (Раиса Захаровна)
Изначально Раису Захаровну должна была играть Татьяна Доронина.
Меньшов видел только её, но Доронина в последний момент выбрала другую картину, «Валентин и Валентина». На освободившееся место пригласили Гурченко, и она сделала роль одной из самых ярких в советском кино.
Наталья Андрейченко – «Зимняя вишня», 1985 (Ольга Николаевна)
Эта история похожа на сценарий самой «Зимней вишни». Наталья Андрейченко была утверждена на главную роль, костюмы готовы, партнёр Сергей Шакуров ждёт съёмок. Но жизнь внесла свои коррективы.
В тот момент актриса завертела роман с Максимилианом Шеллом, который вскоре сделал ей предложение и увёз за границу. Андрейченко обещала вернуться, но так и не приехала. Группе пришлось срочно искать замену. Ею стала Елена Сафонова, и, пожалуй, никто уже не представляет другую Ольгу Николаевну.
Каждый отказ — это не просто «нет» режиссёру. Это точка развилки, где судьба фильма и актрисы расходятся в разные стороны. Кто-то после отказа терял шанс на культовую роль, кто-то наоборот находил себя в другом проекте.
А вы как думаете, если бы все эти актрисы согласились, какими были бы наши любимые фильмы?
Пишите в комментариях, чьи отказы вы считаете роковыми, а где, наоборот, судьба всё расставила правильно.
Буду рад, если вы поставите лайк и подпишетесь на мой канал, чтобы не пропустить выхода новых увлекательных статей про отечественное кино и артистов.
А ещё читайте, какими были первые и последние роли актёров из нашего любимого фильма «Женитьба Бальзаминова».