(Первый рассказ дилогии, написанный со слов очевидца)
Предисловие
В пределах одного вдоха нет места смыслу, есть только путь. Смысл обретается только после многих лет настойчивого труда.
(Кодекс самурая)
Каждый человек - это отдельная вселенная, которая делится на две принципиально отличающиеся сущности: умозрительную (духовную) и материальную (физическую). Человек должен стремиться уберечь и ту, и другую от холодных ветров невзгод и проблем.
Если страдает душа, то болеет и тело, вплоть до физической боли и слёз. Если болит тело, то через органы чувств и душе плохо. Они взаимосвязаны, пока человек жив. Лучше всего жить в окружении любви, добра и душевного равновесия.
Есть мнение, что дух человека изначально, имея незримую связь с Небом (нетварным духовным миром Божества), не имеет пределов в стремлении получить блаженство (Божью благодать, как считают христиане), он ненасытен. А поступки, от которых больно душевно, и зачастую физически (другими словами - грехи), лишают дух связи с Небом, и теперь он ищет наслаждения везде , где только можно и нельзя. А так как дух неуёмный , он не может получить блаженство от только физического наслаждения.
😇
Бог создал человека свободным. Есть понятие синергии: Бог не может сделать ничего против человека и для человека без самого человека. Человек отворачиваясь от Бога, своими мыслями и поступками , отворачивает от себя Бога, и тогда приходят демоны. "Свято место пусто не бывает"...
Часть первая . И пришла беда.
В тот промозглый февральский день Виктор (следователь по профессии) пришёл в клинику "Шаг навстречу Солнцу" навестить свою дальнюю родственницу Нюшу, которая попала сюда не по своей воле, а в бессознательном состоянии после употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ). Без несущественных подробностей интересен будет только монолог Виктора к пришедшей в себя Нюше (опустим её ответы, как мало значащие и малоправдивые в том её "пограничном" состоянии):
- Как себя чувствуешь, где болит?.. Ты молодец, что рассказала полиции, о том, что тебя истязали трое мужиков, насильно вкололи ПАВ, украли деньги и украшения. Ты правда загнула, сказав что на 10 миллионов украли, от силы на 300 тысяч. Я не сомневаюсь, что ты их не звала, они сами к тебе проникли...
Виктор слукавил, подозревая, что соупотребители попали в Нюшину квартиру с её разрешения. Но обвинять её было бессмысленно и неразумно в данной ситуации. Он говорил спокойно и уверенно:
"Квартиру полиция закрыла и опечатала , как место преступления... Полиция их ищет, найдёт и мы их однозначно посадим... Если ты попытаешься их выгородить и скажешь, что сама употребляла наркотики, то тебя поставят на учёт; поэтому , когда будут ещё раз спрашивать , то так и скажи, как было, что истязали и украшения украли... Мы с них ещё за лечение и за моральный вред взыщем..."
Виктор решил попробовать пробудить сознание Нюши:
"Теперь ты убедилась, что контролировать употребление не можешь. Надо продумать лечение. Сегодня ещё полежишь здесь, подумаешь, как лечиться... Подойдет врач, даст совет , как лучше лечиться, а ты подумай. Я завтра приеду и обсудим вместе. Рассмотри разные варианты: лечение в клинике, кодирование или РЦ (авт.- реабилитационный центр). Самый быстрый и эффективный способ - это гипноз и ампула под кожу. Выйдешь другим человеком, все триггеры уйдут из подсознания... Закончишь учёбу, можно будет уехать и в Европе пожить..."
Нюша смотрела будто сквозь него пустым взглядом, силясь придать вид согласия. Виктор был её родственником, семья возлагала на него большие надежды в помощи с Нюшиными проблемами. А ей не уютно было в клинике и хотелось побыстрее покинуть это заведение. Она с детства не любила больницы. Сейчас она была согласна на "любой базар".
"Слава Богу, что ты жива осталась, после того, что они с тобой сделали", - пронеслись "белым" шумом мимо её сознания слова Виктора...
Следующий серьёзный разговор с Нюшей состоялся в марте. Результатом беседы стал анализ Нюшкиных проблем, подготовленный Виктором со свойственной ему профессиональной скрупулёзностью:
- употребляя алкоголь, не знает границ в употреблении. Если не остановят, то пьёт до потери сознания, при этом рвотного рефлекса нет;
- считает, что при употреблении в ней "просыпается" другая личность, поэтому употребляет алкоголь для весёлости и раскрепощённости;
- имеет мнение, что раз в неделю надо "расслабиться" при помощи алкоголя. Следует этому правилу, но иногда употребление длится не один, а 2-3 дня, потом тяжело выходит. Компании алкоголиков влияют крайне негативно - пьёт запойно, может вести себя агрессивно, склонна к демонстрации суицидальных действий (хватает нож, пытается выпрыгнуть из окна);
- при сохранении трезвости более недели мучается бессонницей , снотворное не помогает. Бывают бессонные ночи. Считает единственным способом уснуть - употребление алкоголя;
- принципиально была против наркотиков, но сейчас возможно начала мешать алкоголь с ПАВ;
- утверждала, что если есть цель, то нет употребления. Какое-то время это работало, сейчас - нет.
Тут же Виктор поговорил с лечащим врачом, который, сделав неутешительные выводы о состоянии Нюши, предложил целый комплекс профилактических мер:
"Нужен врач-нарколог, возможно - гипнолог. Необходимо создать психологический и физический барьер тяге к употреблению ПАВ. Для этого имеется несколько способов:
- во-первых, нужно убедить пройти лечение, без убеждения ничего не сработает;
- во-вторых, прибегнуть к гипнозу, так называемому нейро-лингвистическому программированию, но это строго по желанию;
- в третьих, опять же по желанию клиента, вшить под кожу ампулу налтрексона для блокировки опиоидных рецепторов или дисульфирама (после которого наступают тяжелые последствия при приёме алкоголя).
Вопрос направления в реабилитационный центр пока не рассматривается, так как больная имеет стойкую негативную реакцию даже при упоминании об РЦ (была в двух, сорвалась практически сразу). Однако, ещё ничего не потеряно, - как-бы успокаивая Виктора, добавил врач, - её организм готов к ремиссии".
Виктора вдохновили последние слова врача, и он почти не сомневался в том, что Нюша, недавно испытавшая столько боли и унижения, согласится с любым вариантом лечения.
Каково же было его удивление, когда она отказалась от всего, кроме простой беседы с психологом-гипнологом.
Часть вторая. У пропасти.
Следующий разговор состоялся в апреле.
У Нюши анозогнозия - отрицание болезни. Она полусидела на больничной койке, Виктор задавал вопросы и сам же на них отвечал:
- Нюша , ответь на вопрос - ты жить хочешь? Последний раз ты чуть не умерла... Я очень переживал... Давление было 170 на 110 (гипертонический криз), могла наступить остановка дыхания или инсульт. Парализовало бы лицо и конечности...
- Ты видела себя в зеркало, как ты была избита? До утра не дожила бы, если бы не подруга Инна...
- А помнишь своего соупотребителя Павла? Он вызван на допрос. Тот, кто тебя насильно удерживал понесёт наказание. Тебе только надо следователю всё рассказать, как было, и не выгораживать его...
Ловя ускользающее внимание Нюши, Виктор попытался вести с ней профилактическую беседу, но снова получился только его монолог с перечислением потерь, которые несёт Нюша сама и её близкие:
- ущерб от последних гулек более 200 тысяч рублей;
- опять взяла кредит, который потратила на гульки и собутыльников;
- должна была в отдел кадров сходить неделю назад, вопрос по работе на перспективу не решила.
Виктор "давил" на последствия злоупотребления алкоголем, хотя знал, что зависимому нельзя открыто указывать на его недостатки:
- появилось асоциальное поведение - ты стала врать!
- ухудшился твой внешний вид;
- если поставят на учет в наркодиспансере, то не сможешь работать по специальности.
Далее последовали советы Нюше, что делать, чтобы справиться с зависимостью. К этой беседе Виктор подготовился, проведя консультации со специалистами и перелопатив кучу литературы. На самом деле о путях и способах борьбы уже было сказано прошлый раз, но Нюша отказалась от услуг врачей. Теперь Виктор решил действовать иным способом: "Кодирование и вшивание ампулы с налтрексоном нам не подходит, согласен с тобой - это не гуманный способ воздействия на свой любимый организм. Но как не сорваться в очередное употребление? Есть такая техника! Самое простое - «отложить решение выпить на 10 минут» и «встать и уйти из компании, где выпивают». Более сложная техника — субституция: это когда при желании выпить делаешь что-то более полезное и приятное — в зависимости от своих предпочтений"...
Здесь Виктор припомнил свой способ, ведь он в молодости тоже любить выпить водки грамм 100 вечерком (а иногда и днём). Потом это стало мешать, особенно когда надо было руководить коллективом или заниматься физическими упражнениями. Тогда он нашёл способ, который отбивал желание выпить. Он съедал целую луковицу с чёрным хлебом и салом. Лук обжигал рот и гортань, почти как водка, а вкусные хлеб с салом насыщали желудок. Чувство голода проходило и желание выпить моментально улетучивалось.
Этот опыт Нюшу заинтересовал и она даже улыбнулась, а Виктор, воодушевлённый её улыбкой, продолжил:
"Ещё несколько известных техник, которые действуют через физиологию:
Температура. Когда тянет выпить, подставь руки или голову под струю холодной воды. В итоге сосуды сузятся, а в кровь выбросится ацетилхолин, медиатор парасимпатической нервной системы, ответственной за расслабление.
Интенсивные упражнения: просто сделай несколько приседаний или отжиманий, чтобы получить дозу эндорфинов. Это поможет бороться с тягой.
Триггером тяги зачастую выступает тревога. Бывает, что даже кислорода не хватает, поэтому надо применять двойное дыхание. Спокойный глубокий вдох, а потом, не выдыхая ещё короткий вдох, затем полный выдох. Так из организма уходит углекислый газ и головной мозг насыщается кислородом, активизируя блуждающий нерв, ответственный за расслабление при панических атаках"...
Нюша слушала "лекцию" Виктора и казалось, что она близка к пониманию и согласию, будто осознав глубину своего падения. Воодушевлённый Виктор продолжал:
"Самый счастливый человек тот, у которого голова заполнена хорошими мыслями. Следи, чтобы твои мысли были добрыми, а не злыми. Следи, чтобы твои мысли были достойными, а не дурными. Следи, чтобы они были полны веры, а не сомнений, потому что прежде всего от твоего настроя и от твоих мыслей зависит будет ли у тебя счастье и здоровье".
Аргументы у Виктора закончились. А Нюша опять где-то витала в облаках. Глядя на отрешённый вид собеседницы, он почувствовал, что не пробил стену непринятия Нюшей его доводов. В голове пролетела печальная мысль: "Как об стенку горохом!"
У него больше не было желания призывать её к трезвости, тем более произносить высокопарные фразы о необходимости изменения её образа жизни. Из молодой девушки с возвышенными мечтами и большим жизненным потенциалом она постепенно превращалась в приземлённую, а точнее - придавленную жизненными обстоятельствами и образом жизни опухшую особу. Виктор, будто хватаясь за последнюю соломинку, на прощание почти обречённо произнёс: "В конце-концов ты же можешь на группы анонимных алкоголиков ходить!"
Нюша скривилась, будто дольку лимона прикусила. Виктор вздохнул.
"Есть ещё один путь, - он посмотрел на неё испытующе, как-бы оценивая, стоит ли дальше продолжать, и всё же сказал, - когда не хватает физических сил, то человек держится силой духа. Дух твой ослаб и его надо укреплять. Иди в храм, православие и очищение через молитву поможет тебе. Но к этому шагу надо морально созреть. И никаких матерных слов - это притягивает негатив, тоску и бесов!"
...Больше Виктор не знал, что сказать и чем помочь Нюше. Он ушёл с горьким осадком на душе, посчитав этот бой проигранным. Он даже и представить себе не мог, что будет дальше.
(Продолжение в рассказе "Юркино счастье" на канале "Суть проблем или коротко о главном")