В течении чуть более 10 лет у Госавтоинспекции отняли ключевые функции, с которыми она всегда ассоциировалась. Если так продолжится дальше, эта служба полиции в России прекратит существование.
В этой статье о полномочиях, которые забрали у ГИБДД за последние годы. Почему этот процесс происходит и как он повлиял на главную цель, для которой и существует эта служба полиции – на количество ДТП и пострадавших в них людях.
1. Техосмотр
Слово Техосмотр тесно связано с Госавтоинспекцией и в советское время, и после. Без талончика техосмотра нельзя было использовать автомобиль, наличие талончика проверяли на дорогах сотрудники ДПС.
С 2012 года ГИБДД перестала контролировать техническое состояние автомобилей, эту функцию передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Проверкой технического состояния машин стали заниматься частные компании, каждая из которых получала аккредитацию от РСА.
МВД не сразу смирилось с потерей Техосмотра. Началась гневная критика с их стороны. Гремели заявления, что контроль со стороны РСА является формальным, потребители получают «некачественную услугу», между операторами создаётся «недобросовестная конкуренция», растёт количество случаев, когда машины получают диагностические карты, не проходя техосмотр.
Мы же помним, что во времена, когда Техосмотром занималась ГИБДД такого не было.
МВД даже внесла на рассмотрение в Госдуму пакет поправок к закону об ОСАГО, согласно которым за операторами техосмотра должен следить не РСА, а Росаккредитация. Из этого ничего не вышло, поправки отклонили.
В 2022 году, чтобы техосмотр не достался никому, его отменили. Пока не для всех. Техосмотр теперь не нужно проходить владельцам частных легковых автомобилей. Процедура техосмотра остается обязательной при постановке на учет автомобилей старше 4 лет, для служебного транспорта, такси, грузовиков и автобусов. Проходить технический осмотр для этого транспорта будет намного легче. В том же году из регламента проведения техосмотра убрали 27 пунктов проверки.
2. Регистрация транспорта
Регистрация автомобиля - это обязательная процедура, и не важно, куплена машина на вторичном рынке или в автосалоне у официального дилера. Срок регистрации - десять суток после оформления договора купли-продажи. Совсем недавно зарегистрировать автомобиль можно было только в подразделениях Госавтоинспекции и больше нигде.
Госавтоинспекция как всякий правоохранительный орган, достаточно закрыта от общества, а иногда и надменна. Часто сотрудники регистрационных отделов при оформлении автомобилей ведут себя так, будто обезвреживают правонарушителя. А в ответ на вопросы готовы можно получить суровый взгляд.
Какую функцию по защите правопорядка выполняет сотрудник полиции при регистрации автомобилей? Чем это отличается, например, от регистрации квартиры или земельного участка? Государственной регистрацией недвижимости занимается гражданский орган – Росреестр, он не имеет правоохранительных полномочий. И это не мешает ему осуществлять значимое официальное действие.
А для выявления криминала в истории автомобиля достаточно привлечь эксперта. Услуги экспертов-криминалистов и сейчас заказывают сотрудники ГИБДД.
Эти доводы учло и Правительство РФ, которое с августа 2020 года разрешило регистрировать автомобили в отделениях "Мои документы". Они же МФЦ. Полностью функцию регистрации машин у ГИБДД еще не забрали. Саму административную процедуру проводит сотрудник полиции на территории МФЦ. При этом, сделан огромный шаг навстречу гражданам. Теперь не они вынуждены проводить время в очередях в отделениях ГИБДД, а могут приехать к удобному для себя офису МФЦ, где их уже ожидают для регистрационных действий сотрудники Госавтоинспекции, которых можно узнать по серьезному выражению лица и полицейской форме.
Записаться в МФЦ на конкретное время не сложно. Тратить время на очереди, которые всегда были в ГИБДД теперь не нужно. На регистрацию автомобиля раньше иногда уходил целый день. Люди занимали очередь иногда в 5-6 утра, а домой удавалось вернуться только к ужину.
Зарегистрировать машину также можно через Госуслуги. Для этого нужна подтвержденная учетная запись. Авторизованные пользователи могут подать заявление и оплатить госпошлину, записаться онлайн в офис МФЦ для визита с машиной. Без этого пока никак. Или по старинке выбрать отделение ГИБДД. При использовании сайта «Госуслуг» не придется заполнять заявление — часть данных автоматически заполнится из профиля.
Позже остановлюсь еще на одном способе зарегистрировать машину в обход ГИБДД, а пока сделаю предположение, что функцию регистрации транспорта из рук МВД заберут полностью в течение 3-4 лет. Сейчас еще не во всех МФЦ можно получить услугу регистрации машины. Нужны площадки для осмотра, поэтому подходят только крупные, флагманские МФЦ, например, которые располагаются в торговых центрах. Инспектор и собственник спокойно спускаются на подземную парковку, осматривают автомобиль, а специалист МФЦ затем выдает документы.
Еще один способ оформить документы на машину без посещения ГИБДД. Это регистрация авто у официального дилера при ее покупке. Большинство автосалонов предоставляет такую услугу и даже выдает номерные знаки. Госавтоинспекция только присваивает цифры и буквы госномера, а саму табличку изготавливают частные фирмы по заказу автосалона на основе ГОСТа.
Теперь ГИБДД не обладает эксклюзивным правом выдавать госномера как раньше. Это еще одно полномочие, которое забрали у ведомства. В ближайшие годы ГИБДД будет полностью исключена из процесса выдачи номеров.
3. Комплексы фотовидеофиксации
Фиксировать нарушения Правил дорожного движения в автоматическом режиме Госавтоинспекция начала в 2008 году, когда для этого появились специальные нормы в законодательстве. Сначала преимущественно использовали переносные и передвижные комплексы. При массовой установке стационарных камер контроля, обработкой штрафов и рассылкой постановлений все больше стали заниматься гражданские учреждения.
Сначала в Москве создали отделения при мэрии, затем частично привлекли управы районов. Обработка и рассылка штрафов с камер происходит независимо от ГИБДД. По высказываниям представителей Правительства Москвы, в ГИБДД не справляются с обработкой штрафов в полном объеме, в результате чего много нарушений ПДД остается без наказания из-за истечения срока давности. Затем московская практика передачи полномочий по обработке штрафов гражданским служащим перешла в крупные регионы страны.
В 2021 году вышел указ Президента о передаче полномочий по оформлению штрафов с камер региональным властям по всей стране. Причем речь идет не о совместном оформлении материалов с ГИБДД, а о полностью самостоятельной деятельности муниципалитетов или бюджетных учреждений. Причем доля камер, которые принадлежат гражданским структурам и даже коммерческим организациям на основе партнерства постоянно растет.
При этом появляются новые комплексы, которые фиксируют разные нарушения ПДД, а не только превышение скорости. Так, одна и та же камера может зафиксировать, к примеру, выезд на встречную полосу, проезд по обочине или на красный свет и даже не пристёгнутый ремень и разговор по телефону. Раньше такие нарушения могли оформлять только сотрудники полиции.
По моим предположениям, полностью полномочия по обработке штрафов с камер перейдут к городским, областным и местным структурам в обход ГИБДД в течение 2-3 лет.
4. Контроль за парковкой в Москве
В 2013 году московские власти смогли забрать себе часть полномочий, благодаря изменениям в КоАП РФ и отдельным договорённостям с МВД. Для этого созданы специальные структуры: Московская административная дорожная инспекция - МАДИ и Центр организации дорожного движения - ЦОДД.
Сейчас в столице сотрудники МАДИ оформляют штрафы за нарушения правил остановки и стоянки эвакуируют неправильно припаркованные автомобили. В результате чего сотрудников ДПС полностью выдавили из процесса контроля за парковкой.
ЦОДД, который в целом занимается транспортным вопросом в городе, постоянно анализирует трафик на дорогах, загруженность парковок, помогает водителям оформлять ДТП по европротоколу, чтобы не те не прибегали лишний раз к услугам ГИБДД. Сотрудники ЦОДД даже забрали себе помещения постов на МКАД, от которых несколько лет назад отказалась Госавтоинспекция.
В дополнение к лишению Госавтоинспекции ключевых функций еще и сокращение штата сотрудников идет быстрее, чем в других службах полиции.
В 2010 году во время реформы, которая запомнилась переименованием милиции в полицию, численность почти всех служб, в том числе и ГИБДД сократили на двадцать процентов.
Следующая волна сокращений в МВД прошла в 2016 году. Тогда работу потеряли сто шестьдесят три тысячи полицейских. А в 2018 году сокращение штата коснулось только Госавтоинспекции. Согласно указу Президента на 10 000 сотрудников ГИБДД стало меньше. За два месяца до подписания указа в ГИБДД полностью прекратили набор новых кандидатов.
5. Информационные системы и базы данных
В декабре 2023 года произошел серьезный технический сбой в работе информационных ресурсов ГИБДД Москвы. Регистрация автомобилей приостановилась, в отделениях собрались большие очереди из людей, которые приехали оформить автомобиль.
Позже массовый сбой в информационных базах ГИБДД распространился на все регионы. Регистрация транспорта в стране была парализована.
МВД отказалась назвать конкретные причины технического сбоя. По данным телеграмм-канала Шот, информационные базы по всей России легли после попытки обновления программного обеспечения. Автоэксперты в комментариях для СМИ заявили, что неполадки связаны с некомпетентностью работников Госавтоинспекции.
Также эксперты сообщили, что сбои в работе Федеральной информационной системы (ФИС), которую использует ГИБДД, стали системными и происходят два-три раза в месяц. А в некоторых регионах - каждую неделю.
Возможно, причины таких сбоев связаны с устаревшими компьютерами или нехваткой кадров. Но очевидно, есть главная причина – это низкая квалификация штатных специалистов в полиции.
Национальный автомобильный союз выступил с предложением передать контроль над информационными системами ГИБДД в Минцифры. По их мнению, сотрудник полиции должен заниматься правоохранительными задачами, а не обслуживанием сложных электронных систем. Правительство РФ прислушалось к такой инициативе и прорабатывает способы передачи баз данных в министерство цифрового развития. Очевидно, что передача информационных ресурсов занимает время, но то, что их рано или поздно заберут у Госавтоинспекции, сомнений не вызывает.
Те, кто хотел зарегистрировать машину, из-за технического сбоя сделать это вовремя не смогли. Людям пришлось менять свои планы и переносить посещение МРЭО на другие дни, на которые записи может уже и не быть. Возможно, они не вписались в десятидневный срок регистрации машины после покупки.
По заявлениям МВД, сбой в работе баз данных не снимает обязанности с водителей на своевременную регистрацию автомобиля. За превышение десятидневного срока на постановку на учет предусмотрен штраф.
В разделе Премиум канала «Держитесь правее» вышло видео о действиях, которые стоит предпринять, если увольняют с работы. Подписка на Премиум даёт доступ и к другим эксклюзивным видео на юридическую тематику в разных сферах права. В том числе, к роликам с нестандартным авторским освещением громких судебных процессов и уголовных дел. А статьи и видео о правовом аспекте дорожного движения и автомобилях по-прежнему выходят на канале в открытом доступе.
6. Выдача водительских удостоверений
Зависание гаишных баз данных повлияло не только на регистрацию транспорта, но и на выдачу водительских удостоверений. Во время технических сбоев выдача прав останавливается. А другой альтернативы нет. Сейчас после обучения в автошколе экзамены на получение прав принимают исключительно сотрудники Госавтоинспекции.
Уже не первый год общественные объединения, связанные с дорожным движением и некоторые автоэксперты заявляют, что функцию выдачи водительского удостоверения необходимо забрать у ГИБДД. Объясняется это просто. По своей сути водительское удостоверение — это документ об успешном прохождении образовательной программы по управлению автомобилем.
При этом имеется разделение процесса получения прав – обучение проводит автошкола, а документ выдает правоохранительный орган.
Если экзамены будет принимать сама автошкола, качество подготовки водителей не снизится, так как не изменится процесс обучения – его как проводили автошколы, так и будут дальше проводить. А если лишать автошколы лицензии за несоблюдение регламента и программы обучения, то автошколы будут заинтересованы в нормальной подготовке водителей.
Автошколы - это отдельная тема, с ними тоже не все в порядке. О проблемах с ними шла речь в видео.
Что в итоге?
Как повлияло лишение полномочий и уменьшение численности Госавтоинспекции?
В 2010 году, в год начала реформы всей полиции в России в ДТП за год в России погибли 26 567 человек.
В 2023 году жертвами аварий стали 14 504 гражданина.
Как видно, разница существенная. Снижение количества погибших в ДТП за эти 13 лет происходило постепенно каждый год. И это после того, как Госавтоинспекцию раз за разом лишали полномочий и сокращали штат сотрудников. Очевидно, что деятельность ГИБДД на количество аварий влияет косвенно. Ключевые причины того, что движение стало более безопасным совсем другие.
В первую очередь ДТП стало меньше из-за большого количества камер. Люди перестают меньше гонять с превышением скорости только после того, как потратят деньги на штрафы. В крупных городах нарушить ПДД безнаказанно нельзя практически нигде, а не только в местах, где стоит гаишник как раньше.
Вторая причина – использование более безопасных автомобилей, чем полтора десятилетия назад. Подушки безопасности и другие фишки для спасения водителя и пассажиров совсем не лишние при аварии. Хотя в 2024 году самой продаваемой машиной в России на вторичном рынке стала семерка. И не семерка БМВ, а ВАЗ-2107!
Но все же, научные исследования дорожного движения в разных странах четко говорят, что самый важный способ снижения погибших в ДТП это правильное формирование улично-дорожной сети. Когда искусственные неровности находятся на своих местах, вместо опасных перекрёстков круговое движение, нет пешеходного перехода без светофора на широких проспектах и всё грамотно устроено для спокойного бесперебойного движения.
Не известно, упразднят ли Госавтоинспекцию совсем в ближайшие годы. Ясно одно, это ведомство и дальше постепенно будет терять свои полномочия. Контроль за движением уже давно взяли на себя камеры, а опыт крупных европейских стран показал, что задерживать нетрезвых водителей и выполнять другие функции ГИБДД могут обычные простые полицейские.
Автор статьи: Владислав Татаринов