Найти в Дзене
V

ТАЙНА ЗАВЕЩАНИЯ АРХИЕПИСКОПА РАФАИЛА КРАСНОПОЛЬСКОГО

К 314-й годовщине рождения Михаила Ломоносова ТАЙНА ЗАВЕЩАНИЯ АРХИЕПИСКОПА РАФАИЛА КРАСНОПОЛЬСКОГО Стр. 1 Рафаил Краснольский родился в Киеве в 1668 году. Окончил Киевскую Духовную академию ( основана как Киевская братская школа в 1615 г.; Киево-Могилянская коллегия с 1631 г.; Киевская духовная академия с 1701 г.). В это время в Академии служил проповедником и префектом - Стефан Яворский, светило богословской науки конца 17 века . Студент Романт ( Рафаил ) Краснопольский был лучшим в Академии и превосходил в знании богословия и свободных учений даже некоторых своих преподавателей . Стефан Яворский - приближенный Киевского митрополита часто бывал в Москве по церковным делам, где и был замечен царем Петром Первым. В Стефане Царь увидел человека с западной образованностью , которой он не находил в московском духовенстве. После смерти Патриарха Всея Руси Андриана в 1700 г., митрополит Стефан был назначен блюстителем Патриаршего Стола Русской Православной церкви. В его ведении поступила Мос

К 314-й годовщине рождения Михаила Ломоносова

ТАЙНА ЗАВЕЩАНИЯ

АРХИЕПИСКОПА РАФАИЛА КРАСНОПОЛЬСКОГО Стр. 1

Рафаил Краснольский родился в Киеве в 1668 году.

Окончил Киевскую Духовную академию ( основана как Киевская братская школа в 1615 г.; Киево-Могилянская коллегия с 1631 г.; Киевская духовная академия с 1701 г.). В это время в Академии служил проповедником и префектом - Стефан Яворский, светило богословской науки конца 17 века . Студент Романт ( Рафаил ) Краснопольский был лучшим в Академии и превосходил в знании богословия и свободных учений даже некоторых своих преподавателей .

Стефан Яворский - приближенный Киевского митрополита часто бывал в Москве по церковным делам, где и был замечен царем Петром Первым. В Стефане Царь увидел человека с западной образованностью , которой он не находил в московском духовенстве.

После смерти Патриарха Всея Руси Андриана в 1700 г., митрополит Стефан был назначен блюстителем Патриаршего Стола Русской Православной церкви. В его ведении поступила Московская ( духовная ) Славяно - Греко - Латинская академии ( основана в 1687 г. как Эллина- греческая академия, с 1701 г. имеет современное название ).

В 1703 г. Стефан назначил ректором Московской Духовной академии своего воспитанника из Киева - епископа Рафаила Краснопольского. Программа ректора по реформирования академии по образцу Киевской была одобрена на самом « верху ». Это стало началом церковной карьеры епископа Рафаила .

В начале 1704 г. Рафаила перевели архимандритом Московского Симонов Успенского монастыря - старейшего, крупнейшего и богатейшего в столице

( основан в 1370 г. ). Рафаил стал заметной, важной и перспективной персоной при руководстве Русской Церкви. Ему прочили даже место митрополита Киевского и Галицкого. Единственным препятствием для его роста было отсутствие опыта управления крупной региональной епархией.

В конце 1707 г., в России намечалась губернская реформа и требовалось усиление духовно - церковной власти в регионах. Церковь тогда выполняла государственные административные и судебные функции в пределах церковной структуры среди 70 % православного населения стран. Одной из самых больших епархий в России была Холмогорская, в границах стратегической Архангельской губернии.

21 февраля 1708 г. Рафаил Краснопольский Указом Петра 1, был назначен архиепископом Холмогорской епархии. Кандидатуру на утверждение царю представил под свою ответственность местоблюститель Стефан Яворский

( второе лицо в Церкви после монарха). Рафаил такое « повышение по

церковной службе » считал временным.

Рафаил, высокообразованный, лично обеспеченный, 40 летний мужчина, полный сил и здоровья прибыл из сытой, веселой и богатой Москвы ( 200 тыс. жит.) в бедный, заснеженный и бездорожный край на« конце света».

В Холмогорах проживало чуть больше тысячи душ обоего пола.

Почти вся власть в« церковной столице края», была в руках архиепископа. Он был « Бог, Царь и Воевода ( воинский начальник)» .

С первых дней пребывания епископа в Холмогорах , ему помогал в быту уважаемый в округе церковный староста Лука Леонтьевич Ломоносов, доверенное лицо всех прежних руководителей епархии.

В новой, не привычной обстановке, молодой епископ заскучал.

Монашествующему священнику полагалось соблюдать воздержание ( отказ от сексуальной жизни ). Нарушение обета было равносильно предательству по отношению к Богу. Рафаил , под влиянием « Сатаны » совершил « смертный грех». Предметом его внимания стала служанка одного из приходов епархии.

В данной ситуации епископ, с согласия Луки Ломоносова, решил откупиться за согласие взять незаконнорожденного ребенка на воспитание семьи церковного старосты. Но, этого было не достаточно и он решил совершить самопожертвование для обеспечения благополучия своего сына.

Суд Церкви признал поступок Рафаила духовным подвигом и разрешил Достойно захоронить его с сохранением чина архиепископа.

В конце октября 1711 г., в самое неблагоприятное время для путешествий (ветер, дождь со снегом, заморозки и бездорожье), епископ Рафаил предпринял поездку из Холмогор в Архангельск. В сопровождающую свиту входил духовный наставник архиепископа. Причина поездки была не известна.

Вот как описывают события ноября 1711 г. « Любопытный месяцеслов» за 1795 г. В. Г. Рубана и « Летопись Двинская» П. А. Фокина за 1889 г. :

« В октябре 1711 г. у города Архангельского заскорбел ( занемог) архиепископ Рафаил. В той скорби он повелел маслоосвещение творить, для выполнения церковного ритуала - елеопомазания, совершаемого при приближении смерти. 4 ноября епископ преставился ( отошел в мир иной ), в вечный покой.

Рядом с епископом был духовный отец Иннокентий...

13 декабря , на 40 день, по грамоте местоблюстителя Стефана Яворского было произведено погребение Рафаила в Холмогорском соборе.

Рафаил был архиереем три с половиной года, ему от роду было 43 года».

Напомню , архиепископ Рафаил был один из восьми архиереев РПЦ ( глав епархий в губерниях России). Его безвременная смерть стала неожиданностью для руководства РПЦ и окружающих. Не было причин и трагических обстоятельств, несчастного случая или болезни епископа.

Стефан ознакомился с Завещанием архиепископа Рафаила

По правилам того времени было необходимо комиссионно определить причину внезапной смерти духовного чина стратегической епархии.

Следствие доложило Стефау Яворскому, что « криминала» не обнаружило и было разрешило похоронить тело архиепископа в стенах Холмогорского кафедрального собора с соблюдением необходимых почестей.

Погребение тела произошло на 40-й день после смерти ( христиан обычно хоронят на третий день).

На могильном надгробии Рафаила была написана эпитафия:

« ... сам душу положил Добрый пастырь за овцы на смертное ложе...»

Эта фраза взята из Библии - Евангелие от Иоанна ( Ин 15 : 13 )

« Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя » Стих Ин 15 : 13 говорит о высшей форме любви... которая проявляется в готовности отдать свою жизнь ради жизни и благополучия других.

Самопожертвование - это отказ от личных интересов, благополучия или самой жизни ради блага или интересов другого человека, то есть высшая степень альтруизма.

Ради чего и во имя кого архиепископ Рафаил пожертвовал своей жизнью? Разобраться с этим помогло бы изучение Завещания архиепископа ( духовного и материального), которое он был обязан оставить после себя. Но, этот документ скрыт за « Семью печатями ».

ЗАВЕЩАНИЕ РАФАИЛА КРАСНОПОЛЬСКОГО

Завещание - это распоряжение гражданина своим личным имуществом на случай смерти и духовные наставления, пожелания, последняя воля его.

В начале 18 века завещание называлось духовной (прощальной) грамотой, составленной в письменном виде при жизни человека под влиянием и под гарантии духовенства.

Рафаил Краснопольский прибыл в 1708 г. в Холмогоры состоятельным человеком. Служба в Холмогорской епархии также давала не малый личный доход. Епископ, как монашествующий священник, не имеет права иметь детей - наследников, поэтому свое богатство мог завещать по своему усмотрению.

В Завещании наверняка были предложения о своем преемнике по руководству епархией и о душеприказчике по исполнению его последней воли.

В случае наличия незаконнорожденных детей любой христианин обязан позаботится о их будущем. Грех родителей не распространяется на детей, рожденных по воле Бога и по его промыслу . В свою очередь ребенок, согласно пятой заповеди Закона Божия, обязан: «Чтить отца своего и мать свою».

Высказываю свою версию по рождению Михаила Ломоносова:

В конце 1711 г. в большом семействе церковного старосты Холмогорской епархии Куростровского прихода родился мальчик, названный во время крещения Михаилом. Главу семейства Луку Ломоносова объявили крестным родителем ребенка. В православии крестный отец считается важнее биологического, т. к. духовные связи имеют более глубокое значение, чем формальные кровные, выбранные в силу родства.

Биологическим родителем ребенка нарекли ( назвали) племянника Луки­ сироту Василия Ломоносова и его обрученную, но не венчанную жену, тоже сироту - Елену Сивкову ( невеста без приданого).

Крестный отец Михаила - Лука Ломоносов считался доверенным лицом всех предьщущих и действующего архиепископа Холмогорской епархии от Афанасия Любимова до Рафаила Краснопольского.

Василий ( племянник Луки), до 30 лет батрачил на дядю и подрабатывал по найму в артелях по ловле рыбы и добыче зверя. О женитьбе не замышлял по причине крайней бедности.

4 ноября 1711 г. в поездке в Архангельск неожиданно скончался архиепископ Рафаил.

После рождения ребенка у Василия и Елены, финансовое состояние семейства Луки резко улучшилось . Богатство Лука объяснил получением наследства от покойного епископа Рафаила (за верную службу).

Рачительный Лука, знающий цену деньгам, проявил невиданную щедрость.

Для молодой семьи Василия, Елены и Михаила начали строить отдельный дом, было приобретено морское судно для морского промысла. Василий стал самостоятельным богатым рыбопромышленником.

Михаил, в отличии от других детей семейства Луки, но по его содействию, стал учиться грамотности в местной церкви, а затем стал заниматься в школе для подготовки священников при Холмогорской епархии. Ему были созданы условия для поступления в московскую Славяно - Греко - Латинскую академию ( высшее учебное заведение, единственное в России).

КТО ПОМОГАЛ МИХАИЛУ ЛОМОНОСОВУ в НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

( версия Суслова )

О роли Луки Ломоносова в начальном церковном образовании Михаила Ломоносова уже было сказано.

Также понятна забота местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского в выполнении Завещания своего любимого ученика Рафаила, в части решения судьбы его незаконнорожденного сына Михаила.

Стефан, непосредственный руководитель церкви, имел влияние на архиереев Холмогорской епархии и ректоров Московской академии.

По моей версии епископ Рафаил назвал в своем Завещании своего преемника на пост архиерея Холмогорской епархии. Это был его земляк и однокашник - проповедник Московской Славяно- Греко - Латинской академии

- епископ Варнава Волотковский. Он был архиепископом в Холмогорах с 1712

по 1730 гг.

В это время Варнава смог подготовить Михаила Ломоносова для поступления в Московскую академию и используя свои земляческие связи с ректором академии Германом Копцевичем принять Михаила на учебу, в нарушение правил того времени.

Особо следует отметить роль в становлении Михаила Ломоносова как ученого естествоиспытателя - всесильного сподвижника Петра 1, главы Священного Синода РПЦ - Феофана Прокоповича.

Феофан Прокопович тоже был киевским земляком Рафаила Краснопольского Феофан открыл Ломоносова для России.

Можно поспорить со стихотворением Н. А. Некрасова « Школьник »

« ... Как архангельский мужик По своей и божьей воле

Стал разумен и велик...» Получается , что не только...

Автор версии о рождении Ломоносова : Суслов Валерий

СПб. Тел. 8 ( 921) 934- 66- 18 01. 10. 2025

Р. S.

Полный текст эпитафии на могиле епископа Рафаила напечатан в вестнике ПСТГУ - Православного - Свято - Тихоновского гуманитарного университета. Выпуск 74. 2017. Стр. 41 - 62

Автор исследования : Авдеев Александр Григорьевич.