«За 23 года преподавания в университете я видел всё. Видел как студенты получают дипломы не учась. Видел как отличники работают за копейки а троечники открывают бизнесы. Понял что система образования оторвана от реальной жизни. Сейчас расскажу правду о том как работает университет. И объясню почему оценки не определяют будущее.»
Недавно мне написал подписчик Сергей из Екатеринбурга. 50 лет, из них 23 он преподаёт в университете. Доцент кафедры экономики. Имя и некоторые детали изменены по его просьбе.
Его рассказ открыл многим глаза на систему образования.
Делюсь его словами.
Слово Сергею:
Мне 50 лет. Преподаю в университете 23 года. Веду лекции, принимаю экзамены, проверяю дипломы.
Сейчас расскажу что происходит на самом деле.
Как выдают дипломы
Большинство студентов получают дипломы формально. Не учась.
Студент приходит на пары. Сидит в телефоне. Не слушает. Отсиживает время. Посещаемость есть — достаточно.
Экзамены? Списывают. Шпаргалки, телефоны. Мы видим. Но закрываем глаза. Давление сверху. Нужна успеваемость.
Курсовые и дипломы? Покупают. В интернете полно сайтов. Заказал, заплатил, получил. Сдал.
Проверяем на антиплагиат. Но студенты обходят. Меняют слова, структуру. Система показывает 70-80% уникальности. Формально нормально.
Помню студент защищал диплом. Задаю вопросы элементарные. Он не отвечает. Не понимает. Очевидно что не он писал.
Что делать? Поставить двойку? Деканат недоволен. Давление на меня. Ставлю тройку. Уходит с дипломом.
Вот так выдаются дипломы. Студент отсидел пять лет. Списал, купил. Получил диплом. Образования нет. Есть бумажка.
Почему троечники становятся миллионерами
За 23 года заметил закономерность. Отличники редко успешны. Троечники часто открывают бизнесы, зарабатывают миллионы.
Почему?
Отличники зубрят. Цель — пятёрка. Не думают зачем нужно.
Троечники практичные. Спрашивают — зачем это? Где применю? Не видят смысла — не учат. Сдают на тройку.
Отличники учат теорию. Троечники учатся жизни. Ходят на подработки. Строят связи. Ищут возможности.
Отличники боятся ошибок. Ошибка — двойка. Плохо. Избегают рисков.
Троечники не боятся. Привыкли к тройкам. Ошибка нормально. Попробовал, не получилось, попробую иначе.
После университета отличники идут в офисы. На зарплату. Стабильность. Средняя зарплата.
Троечники идут в бизнес. Рискуют. Ошибаются. Учатся. Кто-то разоряется. Кто-то выстреливает. Зарабатывает миллионы.
Помню студент Алексей. Троечник. На парах в телефоне сидел. Оказалось работал. Вёл интернет-магазин. Продавал товары. Пока другие слушали лекции, он применял на практике.
Окончил с тройками. Через пять лет встретил. Он — открыл компанию. Оборот несколько миллионов. Пятнадцать человек нанял.
Отличники из его группы? Работают в офисах. Зарплата 50-70 тысяч.
Парадокс. Отличники знают теорию. Троечники умеют применять. В жизни побеждают те кто умеет применять.
Что не так с образованием
Проблема в системе. Университет учит теории. Оторванной от практики.
Читаем лекции из старых учебников. Студенты записывают. Сдают. Пересказывают. Забывают через неделю.
Где практика? Где реальные задачи? Нет.
Студенты выходят с дипломом. Но не умеют работать. Работодатели переучивают. Зачем тогда пять лет?
Отличники привыкли что есть правильный ответ. В учебнике. Выучить. Ответить. Пятёрка.
В жизни нет правильных ответов. Есть ситуации. Надо решать. Быстро. Отличники теряются.
Троечники импровизируют. Не выучил — придумал. Не знаешь — придумай логичный ответ. Это помогает в жизни. Умение выкручиваться.
НО есть исключения
Не все отличники неудачники. Не все троечники миллионеры.
Есть студенты которые учатся по-настоящему. Ради знаний. Им интересно. Они задают вопросы. Думают. Такие становятся успешными.
Есть троечники просто ленивые. Не учатся. Не работают. Они тоже не успешны.
Всё индивидуально. Но закономерность есть. В среднем троечники-практики успешнее отличников-теоретиков.
Была студентка Мария. Отличница. Красный диплом. Пошла работать экономистом. Работает семь лет. Зарплата 90 тысяч.
Был студент Игорь. Троечник. Еле диплом защитил. Открыл автосервис. Сейчас три филиала. Зарабатывает хорошо.
Встретил его. Спросил — как сделал? Ты же не учил. Он смеётся. Именно поэтому. Не боялся пробовать. Не знал что правильно. Делал как считал нужным. Ошибался. Учился. Двигался дальше.
Что важно в жизни
Преподаю 23 года. Понял одно. Диплом не определяет успех. Оценки не определяют успех.
Определяет характер. Умение рисковать. Умение учиться на ошибках. Практичность. Связи. Трудолюбие.
Университет даёт базу. Знания. Диплом. Но это старт. Жизнь начинается после. Там побеждают не те у кого красный диплом. А те кто умеет действовать.
Говорю студентам. Учитесь не ради оценок. Учитесь ради знаний. Думайте как применить. Ищите практику. Стройте связи. Не бойтесь ошибаться.
Вот такая история от Сергея. 23 года преподавания, честный взгляд на систему образования и успех в жизни.
Есть похожие наблюдения? Делитесь в комментариях. Материал полезен? Подписывайтесь на канал. Поставьте лайк если согласны. Ваша поддержка важна!