Сыктывкарский филиал компании «Альфа-Нева» открылся в 2008 году. С 2022 года его возглавляет Валерия Цветцих. Команда из пяти человек полностью охватила не только территорию всей Республики Коми, но и соседний Ямало-Ненецкий автономный округ.
Пришла на собеседование вместо подруги
Валерия Цветцих начала работать сразу после школы – заочно получала высшее экономическое образование в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина и параллельно трудилась сначала в фотосалоне, затем – в сети салонов сотовой связи.
Когда получила диплом, поняла, что не знает, чем хочет заниматься дальше. Помогла счастливая случайность накануне Нового 2011-го года. Подруга Валерии готовилась к собеседованию на вакансию офис-менеджера в представительство дистрибьюторской компании. Но накануне встречи её пригласили в другое место. Подруга посоветовала Валерии: «Предложи свою кандидатуру!»
Так состоялось знакомство Валерии с Ильей Кучумовым, руководителем новгородского представительства «Альфа-Невы». Собеседование прошло успешно, и с 1 февраля 2012 года девушка приступила к работе.
В это время перед командой сыктывкарского филиала стояла задача выйти из режима хоум-офиса и наладить полноценную работу регионального представительства.
– Новое подразделение «Альфа-Невы» рождалось прямо на моих глазах,– вспоминает Валерия. – Мы обустроили офис, поставили первый компьютер с программой «1С» и кассовые аппараты для ведения документооборота и кассовой дисциплины. Один за другим в офис заехали три торговых представителя, которые раньше работали с клиентами из дома. Выяснили, что оффлайн работать гораздо продуктивней.
Изучила работу от «А» до «Я»
Между Великим Новгородом и Сыктывкаром – больше тысячи километров, поэтому Илье приходилось управлять филиалом дистанционно, но с частыми командировками в столицу Коми. Валерия стала его главным помощником, координируя работу офиса и помогая коллегам. И одновременно учась у них. Сначала подключилась к обработке заявок, потом по мере необходимости стала заменять торговых представителей, а спустя год совместила работу офис-менеджера с собственными продажами.
– Поскольку я была привязана к офису и не могла ездить по городу в поисках новых торговых точек, то первое время искала клиентов среди знакомых. Например, вспомнила, что родители одного и друзей держат магазинчик мелочей и предложила им батарейки, – рассказывает Валерия.– Потом по счастливому для меня стечению обстоятельств подхватила покупателей из Ухты.
Новая профессия так увлекла девушку, что как только появлялась возможность, она ехала с торговыми представителями по маршрутам. Наблюдала, как более опытные коллеги общаются с покупателями, как презентуют товар, какие фишки используют.
В начале 2013-го Валерия полностью сосредоточилась на работе торгового представителя. А спустя 10 лет, осенью 2022 года, состоялся знаковый разговор с куратором филиала Юлией Вайшнарович. Валерия, «от А до Я» изучившая работу подразделения, получила предложение его возглавить. И согласилась.
К покупателям – по рельсам и переправам
Северная логистика
Работа сыктывкарского представительства во многом зависит от географических особенностей республики. В самом протяженном направлении – с юго-запада на северо-восток – регион простирается на 1275 километров. При этом из-за вечной мерзлоты, болот и перепадов температур, здесь мало хороших дорог с твёрдым покрытием, а грунтовки в межсезонье или дождливое лето становятся непроезжими. До самых труднодоступных населённых пунктов Коми можно добраться только по зимнику, реке или на вертолёте.
Несмотря на это, филиал сотрудничает с покупателями во всех уголках республики. В сёла и деревни, которые находятся в пределах досягаемости, торговые представители ездят регулярно, с отдалёнными - наладили дистанционную работу.
– Мы всегда на связи с покупателями: созваниваемся, отправляем коммерческие предложения. И, несмотря на огромные расстояния, у нас сложились тёплые отношения, – объясняет Валерия.
К суровому характеру региона пришлось приноровиться и в логистике.
– Поскольку мы находимся за 1900 километров от регионального склада в Санкт-Петербурге, то товар привозим в Сыктывкар еженедельно. По городу и близлежащим районам доставку клиентам делаем автотранспортом. В города Инта, Воркута и Усинск – по железной дороге, – рассказывает руководитель представительства. - Клиентам из Ямало-Ненецкого автономного округа заказы отправляем сначала по железной дороге, а затем – по ледовой переправе или паромом через реку Обь. Чтобы доставка была своевременной, заранее, с большим запасом формируем заказы, и ещё внимательней следим за погодой, так как от неё зависит работа обеих переправ.
«Растём вместе с клиентами»
На страницах журнала мы часто рассказываем о том, как покупатели развивают свой бизнес, сотрудничая с ГК «Энергомикс».
– В Республике Коми – множество таких историй! – говорит Валерия, – Например, крошечная торговая точка в Ухте с лампочками и люстрами, выросла до пяти профессиональных магазинов светотехники. И как же приятно было получать очередной телефонный звонок: «Валерия, мы открываем новый магазин!»
Сыктывкарские клиенты выбирают «Альфа-Неву» ГК «Энергомикс» за индивидуальный подход:
– Клиенты рассказывают, что некоторые поставщики отправляют им на почту прайс: и, сиди, выбирай! Минимум живого общения. Это не про нас – мы всегда на связи и помогаем во всём.
Второй секрет –в универсальности ассортимента.
Валерия вспоминает, как в начале её работы смогла предложить владельцу магазина товаров для дачи только рабочие перчатки и жидкость для розжига.
– А сейчас мы можем закрыть потребности магазинов практически на 100 процентов. Вот и получается, что не только клиенты растут вместе с нами, но и мы – с ними.
«Мы все – наставники друг другу»
Сложно представить, что на бескрайних просторах Коми и ЯНАО работает столь небольшая команда – руководитель, три торговых представителя и офис-менеджер. Но ребята прекрасно справляются.
Один из самых опытных торговых представителей Андрей Лятиев пришёл в филиал в мае 2016 года. С нуля развил и ведёт два крупных районных направления – южное и восточное.
– Увидеть Андрея в офисе можно один раз в неделю, все остальное время он проводит в «полях»,– рассказывает Валерия.– И конечно, такая активность даёт результаты. Андрей часто оказывается в числе лучших торговых компании «Альфа-Невы», а по итогам 2022 года вошёл в тройку лучших торговых представителей ГК «Энергомикс» по Северо-западному региону.
Торговый представитель Екатерина Кутькина начала свой путь в «Альфа-Неве» в 2014 году в качестве офис-менеджера, сменив на этом посту Валерию. Административными вопросами с 2022 года занимается офис-менеджер Наталья Рослякова.
– Со спокойной душой езжу в командировки, потому что знаю, что офис продолжит работать как часы. Наталья встретит клиентов, закроет документы, проведёт расчёт. А если нужно поднять какой-нибудь документ, скажем, пятилетней давности, Наталья найдёт его с закрытыми глазами – настолько хорошо знает, что где лежит! - говорит Валерия.
Не совсем обычная история прихода в команду торгового представителя Александра Игнатова началась с сотрудничества в качестве водителя. Несколько лет Александр развозил товары клиентам по Сыктывкару и районам республики.
– Но, будучи человеком с опытом продаж, Александр настолько глубоко погрузился в процесс, что из каждой поездки привозил «вести с полей» – каких товаров не хватает, что заказывают покупатели в других компаниях, где открылся новый магазин. В итоге с мая 2024 года он успешно работает торговым представителем,– рассказывает Валерия.
С новым внештатным водителем Денисом Чисталевым филиалу тоже повезло. Параллельно занимаясь доставкой кондитерских изделий, он не упускает возможность рассказать хозяевам продовольственным магазинов о том, что мог бы привозить не только печенье, но ещё и хозтовары. А дальше за дело берутся торговые представители. Уже несколько покупателей начали сотрудничать с филиалом именно благодаря Денису.
– Коллектив у нас дружный, никто не остается в одиночестве со своими трудностями и проблемами. Мы все здесь – наставники, все друг другу в чём-то помогаем,– резюмирует Валерия.– Ведь чтобы быть успешным в нашем деле, надо хотеть и уметь всё время учиться. Не просто «набивать» заявки, а выбирать из всей широты ассортимента и предлагать то, что нужно именно этому клиенту. И быть покупателям опорой, а не обузой – ведь в буднях предпринимателя и так хватает сложностей.