Найти в Дзене

Дом по ул. Московской,96 в Саратове. Дом купца М.И. Колюбанова.

Трудно себе представить, что когда-то, на этом месте стояли деревянный 2-х этажный дом , флигель и небольшая фотонафтильная лавочка, торгующая продуктом перегонки нефти для осветительных фонарей. В конце 1850-х годах это имение было в собственности у цехового Космачёва Михаила Николаевича (ГАСО Ф 602, Оп.1,Д.36,л.5; Ф.З, Оп.1, Д. 3738, Л. 5 об.), который начинал свою деятельность с промысла медника и токаря. Место ему досталось от отца Николая Ивановича Космачёва, а тот купил его в 1842 году у саратовской мещанки Ульяны Венедиктовны Савельевой. В конце 1850-х гг. в доме Космачёва держал свою слесарную мастерскую оружейник Андрей Иванович Фадеев. В 1864г. дворовое место Космачёва перешло по купчей крепости к купцу Сатову Лариону Петровичу (ГАСО Ф.3,Оп.1,Д.3738,Л.5об.). При Сатове дом стал доходным , в нём располага­лись меблированные комнаты и постоялый двор. В июле 1873г. имение с публичных торгов приобрёл купец, старовер - поповец Петр Иванович Ширяев. П. И. Ширяев родом был
Современный вид дома.
Современный вид дома.
Так выглядел дом в 1930-е гг.
Так выглядел дом в 1930-е гг.

Трудно себе представить, что когда-то, на этом месте стояли деревянный 2-х этажный дом , флигель и небольшая фотонафтильная лавочка, торгующая продуктом перегонки нефти для осветительных фонарей. В конце 1850-х годах это имение было в собственности у цехового Космачёва Михаила Николаевича (ГАСО Ф 602, Оп.1,Д.36,л.5; Ф.З, Оп.1, Д. 3738, Л. 5 об.), который начинал свою деятельность с промысла медника и токаря. Место ему досталось от отца Николая Ивановича Космачёва, а тот купил его в 1842 году у саратовской мещанки Ульяны Венедиктовны Савельевой. В конце 1850-х гг. в доме Космачёва держал свою слесарную мастерскую оружейник Андрей Иванович Фадеев.

План дворового места Н.И.Космачёва в 1842г.
План дворового места Н.И.Космачёва в 1842г.

В 1864г. дворовое место Космачёва перешло по купчей крепости к купцу Сатову Лариону Петровичу (ГАСО Ф.3,Оп.1,Д.3738,Л.5об.). При Сатове дом стал доходным , в нём располага­лись меблированные комнаты и постоялый двор.

-4

В июле 1873г. имение с публичных торгов приобрёл купец, старовер - поповец Петр Иванович Ширяев. П. И. Ширяев родом был из пензенских крестьян, вы­бился в купцы, торгуя оптом и в розницу: «фарфором, хруста­лём, фаянсом, зеркалами, столовыми и висячими лампами, подносами, столовыми ножами, стёклами для ламп, фити­лями и жестяными изделиями, накладным и мельхиоровым се­ребром, бронзовыми подсвечниками и канделябрами, чайни­ками, сахарницами, сливочниками из британского стекла, французскими кофейными мельницами и кофейниками, умы­вальными приборами, чернильными приборами на мраморе и чугуне, фонарями и лампадами, кабинетными вещами, кухон­ными эмалированными и лужёной посудой, оконным бемским, беязе и полубелым стеклом, бутылочной и баночной стеклян­ной посудой, а так же фотонафтилем бочками и на розлив» (газ. «Саратовский справочный листок» за 1870-е гг.).

Объявление в «Саратовском  листке» за 1895г.
Объявление в «Саратовском листке» за 1895г.
1877г.
1877г.

Ку­пец держал лавки в Верхнем базаре и магазин в доме Пирогова близ рыбных лавок. Верхний этаж дома на Московской улице располагал се­мью комнатами, в нижнем этаже их было шесть. Сам Ши­ряев жил в доме И.А. Зуева на углу улиц Вольской и Грошовой (Дзержинского), который выкупил у его наследников, а дом на Московской улице держал как доход­ный, сдавая в аренду желающим. Здесь жил старший ветеринарный врач А.А. Несмелов, а механик М.П. Иванов держал слесарную мастерскую. В 1891г. Ширяев купил большой дом Н. П.Гусева, бывший Ф.И. Курбатова на Никольской (Радищева) ул. (сейчас на этом месте здание «Экономбанка») , а дом на Московской ул. в 1898г. продал крестьянину Петровского уезда Афанасию Павловичу Шаталину за 12 тыс. рублей. В 1900г. дворовое место Шаталина по купчей крепости перешло личному почётному гражданину Якову Яковлевичу Мельбергеру. Мельбергер продержался хозяином дворового места всего четыре года и в 1904 г. продал его с двумя двух­этажными домами и деревянным флигелем за 34 тысячи рублей Михаилу Ильичу Колюбанову (ГАСО Ф.428, Оп.1, Д.1434). Михаил Ильич Колюбанов выходец из мещанского сословия, родители его Илья Иванович и Евдокия Михайловна Колюбановы дер­жали салотопенный завод в Солдатской слободе ниже городских скотобоен (ГАСО Ф.656, Оп.1, Д.554). Сам же Михаил Ильич имел большой склад тряпья и кости, за место которого, платил городу по 40 коп. за сажень. Торговал он в Верхнем базаре старым подержанным железом.

В Юрише в конце ХIX в. был открыт сталелитейный металлургический завод «Акционерным Обществом Волжского сталелитейного завода». Вследствие неравной борьбы с более сильным конкурентом в лице Царицынского завода «Уральско - Волжского металлургического Общества», принадлежавшего иностранным капиталистам , деятельность Саратовского сталелитейного завода всё время снижалась: в начале открытия завода было– 2000 человек работников , в 1899г. – 1500 чел., в 1900г. – 1000 чел. А в 1903г. саратовский завод перешёл в аренду к упомянутому конкурентному обществу, которое принимало постоянные меры к уничтожению саратовского металлургического завода. К 1905г. работников осталось всего не более 100 человек , и завод вскоре был закрыт. Одной из главных причин усугубляющей снижение производительности, приведшей завод к гибели была всё же не конкуренция , а плохое качество местной железной руды, которую открыли близ Саратова , на Трофимовском разъезде и на которую завод возлагал большие неоправданные надежды (ГАСО Ф Р-3535,Оп.1,Д.103,Л.21).

-7

Окончательно обанкротившийся «Волжский сталелитейный завод» в 1909г. выкупил на слом купец второй гильдии М.И. Колюбанов. Выгодная покупка принесла Колюбанову немалый доход. Приобретённый на слом завод: здания, станки и оборудование он распродал в розницу по частям . Не обошлось и без курьёзов: в числе приобретённых на слом зданий завода, был так называемый «дом инженеров», который периодически обкрадывался мальчиками-подростками по мелочам, они снимали медные ручки, металлические дверцы, дымоходы и.т.д. Краденое пацаны продавали торговцам старым железом Клейменову и Копылову, лавки которых находились в соседстве с Колюбановскими в Верхнем базаре. Пройдохи умудрялись ,купленные вещи у мальчиков, перепродать ему же – Колюбанову. Таким образом, сам того не подозревая, Колюбанов покупал свои же собственные вещи сам у себя через посредников за свои же деньги. Но сколько верёвочке не виться…и в 1912г. Клейменов и Колюбанов были арестованы за покупку заведомо краденого ,они были осуждены и приговорены Окружным судом к тюремному заключению, но приговор этот был ими обжалован в Судебной палате и их оправдали...

Продав имущество завода, Колюбанов располагал большими средствами, и в 1912 г. на своём дворовом месте на Московской ул.он решил построить современный каменный трёхэтажный доходный дом , в архи­тектурном стиле «модерн», главный фасад которого был облицован цветной глазурованной плиткой, два симметричных балкона на верхнем этаже были украшены коваными ограждениями. В новом доме были: телефонная связь, водо­провод и канализация, электрическое освещение и центральное водяное отопление. Его дом был осна­щён всеми техническими новшествами того времени, что поз­воляло купцу заполучить респектабельных и состоятельных кварти­рантов.

Американский коммерсант Фердинанд Краузкопф, основатель компании по изготовлению резиновой продукции, в 1859 году приехал в Россию с намерением изучить россий­ский рынок и очень быстро понял, что продажа изделий из ре­зины здесь сулит ему огромные прибыли. Им было образовано То­варищество Российско-Американской Резиновой Мануфак­туры под фирмою «Треугольник». За первые 50 лет существо­вания его Мануфактура изготовила 282 миллиона пар галош и стала одним из крупнейших «резиновых» производителей в мире. Кроме галош, фабрика «Треугольник» выпускала про­дукцию для тяжелой промышленности, а также непромокае­мую одежду, резиновые подушки и матрацы. В разгар Первой мировой войны «Треугольник» стал основным поставщиком резины для автотранспорта и авиации. Сам завод по изготовлению резиновой продукции находи­лся в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала. А магазины по продаже продукции от фабрики были открыты во многих городах России, в 1916 году дошла очередь и до Саратова.

Реклама Товарищества Российско-Американской Резиновой 
Мануфактуры под фирмою «Треугольник» в России.
Реклама Товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры под фирмою «Треугольник» в России.
-9

Имея счастливый случай - вдруг обрести капитал, но оставаясь при этом в душе мелким торговцем старого железа, Колюбанов не смог удержать на должном уровне своё благосостояние и уже зимой 1916 года из-за собственных экономических трудностей , продал своё дворовое место с новым трёхэтажным домом на Московской улице, в соседстве с Худобиным и Копелянским, Товариществу Российско-Американской Резиновой Мануфактуры и з Санкт-Петербурга под фирмою «Треугольник» за 200 тысяч рублей. (ГАСО Ф.428, Оп.1, Д. 1434).

Так, дом Колюбанова перешёл в собственность Товарищества, а вместе с ним и арендаторы квартир верхнего этажа М.К. Гурджи, С.П. Поляк, и магазины нижнего этажа А.Г. Лихтентуля, Товарищества «Чайной торговли В. Высоцкий и К°» и «До­нецко - Юрьевского металлургического общества», принимавшего участие в разорении саратовского металлургического завода в Юрише, за счет распродажи которого и поднялся купец Колюбанов.

В приобретённом доме Колюбанова Товариществом Россий­ско-Американской Резиновой Мануфактуры был открыт собственный магазин по продаже калош и резиновых изделий фирмы «Треугольник».

В советское время верхние этажи дома были заняты квар­тирами, а в нижнем этаже располагались магазины, аптека, космето­логический салон, ресторан. Сейчас здесь находятся: нарколо­гическая клиника «Госпитальер», товары для мобильных телефонов «Green Spark» и бар «Чекер» .

Источники: Материалы ГАСО; Старые газеты Саратова; Фото и некот. др. материалы из интернета.