Найти в Дзене

Как много можно узнать из метрики о браке?

1877 год. Второй брак брата моего прапрадеда Михаила Ефимовича Ваничкина. Сразу появилось много информации: Отпущен по билету. В царской России «отпущенный по билету» солдат был временно освобождён от службы. Это связано с введением всеобщей воинской повинности и сокращением сроков службы. Солдаты служили 15 лет: шесть лет в строю (для флота — семь), а оставшиеся годы находились «в запасе». Они могли жить и работать дома, но были обязаны вернуться в армию по первому требованию. Второй брак Михаила. Это открывает новые возможности. Теперь можно узнать о его первом браке и детях от него. А также проследить родословную его потомков. Крестьянин или мещанин? Родной брат Михаила, мой прапрадед Филипп, в 1910 году крестил внука Михаила. Филипп тогда был крестьянином. Сын Михаила уже значился мещанином. Но брак Михаила с мещанкой Верой Егоровной Романовой не давал ему мещанского статуса. Дети, рождённые в браке, получали сословие отца при рождении. Если муж был крестьянином, а жена мещанкой, д
сгенерировано нейросетью Яндекса
сгенерировано нейросетью Яндекса
ГАТО (Тула), ф. 93, о. 1, д. 167 Метрическая книга прихода Покровской ц. г. Тулы Тульского у. Тульской губернии; Б; 1847-1884 гг.
ГАТО (Тула), ф. 93, о. 1, д. 167 Метрическая книга прихода Покровской ц. г. Тулы Тульского у. Тульской губернии; Б; 1847-1884 гг.

1877 год. Второй брак брата моего прапрадеда Михаила Ефимовича Ваничкина.

Сразу появилось много информации:

Отпущен по билету.

В царской России «отпущенный по билету» солдат был временно освобождён от службы. Это связано с введением всеобщей воинской повинности и сокращением сроков службы. Солдаты служили 15 лет: шесть лет в строю (для флота — семь), а оставшиеся годы находились «в запасе». Они могли жить и работать дома, но были обязаны вернуться в армию по первому требованию.

Второй брак Михаила.

Это открывает новые возможности. Теперь можно узнать о его первом браке и детях от него. А также проследить родословную его потомков.

Крестьянин или мещанин?

Родной брат Михаила, мой прапрадед Филипп, в 1910 году крестил внука Михаила. Филипп тогда был крестьянином. Сын Михаила уже значился мещанином. Но брак Михаила с мещанкой Верой Егоровной Романовой не давал ему мещанского статуса. Дети, рождённые в браке, получали сословие отца при рождении.

Если муж был крестьянином, а жена мещанкой, дети становились крестьянами. Исключение составляли дворянки: они сохраняли свой статус, даже если выходили замуж за представителей других сословий.

Почему же сын Михаила стал мещанином? Это интересная загадка.

Рядовой вместо крестьянина.

В метрических книгах вместо «крестьянин» могли писать «рядовой». Так называли крестьянина, которого забрали в рекруты (до 1874 года) или призвали на службу (после реформы). В таких случаях в записях указывали «солдат» или «рядовой» определённого полка, а его супругу называли «женой солдата/рядового».

Если крестьянин возвращался в родную деревню, его могли называть «бессрочно отпускным» или «отставным госпитальным служителем».

У нас же речь идёт о бывшем крестьянине, который стал рядовым и женился на мещанке. Известно, что семья Ваничкиных владела мануфактурными лавками. Михаил создал артель портных из крестьян своей родной деревни и работал на Тулу и Москву. Мещанку вряд ли бы отдали за нищего крестьянина. Значит, капитал уже был накоплен отцом Михаила и Филиппа — моим прапрапрадедом Ефимом Ваничкиным.

-3

Восприемники и свидетели в деревнях — часто родственники. В деревнях свидетелями и восприемниками (крёстными) обычно становились родственники или уважаемые люди. Однако в случае с Михаилом Ваничкиным и его браком с мещанкой из Тулы, ситуация иная. Свидетелями и восприемниками выступали мещане города Тулы (Тульский купеческий сын Николай Лаврентьев Васильев, тульский мещанин Петр Миронов Исаков, тульский мещанин Дмитрий Егоров Романов и тульский мещанин Владимир Сергеев Федуркин) , что свидетельствует о высоком статусе семьи Ваничкиных в этом городе. Вряд ли бы мещанку отдали замуж за безродного крестьянина. Это говорит о том, что семья Ваничкиных имела вес и влияние в Туле, возможно, благодаря капиталу, накопленному отцом Михаила и Филиппа — Ефимом Ваничкиным.

Так же хочу дополнить: в 1882 году Михаил Ефимович записан уже с Еленой Матвеевой, как как родитель Георгия и, в 1884 - Ильи с ней же.
Она же указывается в деле о Елене Матв. Ваничкиной и тяжбе про налоги уже в 1913 году. То есть с Михаилом Ефимовичем у нее большая разница в возрасте. Он уже умер на 1913 год. Но на 1899 он еще был жив и фигурирует в деле об описании швейных мастерских. И в 1902 году есть дело о разделе его усадьбы. Он еще жив. Это сужает рамки поиска и их брака, и его смерти.