Найти в Дзене
На западе Москвы

Аркаим на холсте: художник из ЗАО рисует «живые» картины землей из «мест силы»

Представьте пейзаж, написанный не красками, а самой землей, на которой растут деревья лесов и стоят горы. Именно такие полотна уже более тридцати лет создает уроженец Кунцево, художник Михаил Рошняк. Он использует песок, уголь, глину и землю, которую привозит из исторических и энергетически сильных мест России. В беседе с корреспондентом НЗМ Михаил рассказал, как случайность определила его творческий путь и почему его работы называют «живыми». Творческая история Михаила Рошняка началась в Московском полиграфическом институте, где он изучал искусство иллюстрации. Однако после выпуска его ждал совсем другой путь. Все решил случай на даче. «Мне захотелось создать что-то фактурное, а под рукой не было привычных материалов. Тогда я впервые попробовал использовать землю, — вспоминает художник. — Эти работы я показал на выставке и получил восторженные отзывы. Так я осознал, что могу писать пейзажи самой природой, подчеркивая ее прямую связь с изображением». С тех пор Михаил отказался от искус
Оглавление
   Фото из личного архива Михаила Рошняка
Фото из личного архива Михаила Рошняка

Представьте пейзаж, написанный не красками, а самой землей, на которой растут деревья лесов и стоят горы. Именно такие полотна уже более тридцати лет создает уроженец Кунцево, художник Михаил Рошняк. Он использует песок, уголь, глину и землю, которую привозит из исторических и энергетически сильных мест России.

В беседе с корреспондентом НЗМ Михаил рассказал, как случайность определила его творческий путь и почему его работы называют «живыми».

   Фото из личного архива Михаила Рошняка
Фото из личного архива Михаила Рошняка

Случай, определивший путь

Творческая история Михаила Рошняка началась в Московском полиграфическом институте, где он изучал искусство иллюстрации. Однако после выпуска его ждал совсем другой путь. Все решил случай на даче.

«Мне захотелось создать что-то фактурное, а под рукой не было привычных материалов. Тогда я впервые попробовал использовать землю, — вспоминает художник. — Эти работы я показал на выставке и получил восторженные отзывы. Так я осознал, что могу писать пейзажи самой природой, подчеркивая ее прямую связь с изображением».

С тех пор Михаил отказался от искусственных материалов. Его палитра — это земля, песок, глина и уголь. Конечно, такие «краски» требуют особого подхода.

   Пашня. Фото из личного архива Михаила Рошняка
Пашня. Фото из личного архива Михаила Рошняка

Сложные «краски» и магия фактуры

Перед тем как нанести материал на холст, бумагу или оргалит, художник тщательно его готовит, ведь в земле содержатся миллионы микроорганизмов. Как и в классической живописи, сначала создается эскиз, на который затем ложится подготовленная основа.

«Это сложные „краски“, требующие тщательной подготовки, поэтому немногие художники создают из них законченные произведения, — делится Михаил. — Для сцепления с холстом я использую клей — он позволяет создавать различные рельефы и даже работать в технике, близкой к акварельной».

Впрочем, творчество не терпит строгих рамок. Михаил часто оставляет место для импровизации: на одной из работ он намеренно сохранил живописные подтеки глины, на другой — трещины, появившиеся после высыхания материала. Эти детали делают каждую картину уникальной.

   Фото из личного архива Михаила Рошняка
Фото из личного архива Михаила Рошняка

Картины с энергетикой

Художник не называет себя мистиком, но признает, что в мире есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Часть его работ создана из материалов, привезенных из так называемых «мест силы». Самой знаковой поездкой он считает путешествие в археологический заповедник Аркаим — древнее поселение бронзового века.

«Я побывал на фестивале в Аркаиме и привез оттуда много материала. Там совершенно особая энергетика, и она передается через картины. Это отмечали многие зрители, и те работы разошлись очень быстро», — отмечает Рошняк.
   Уральские тайны. Фото из личного архива Михаила Рошняка
Уральские тайны. Фото из личного архива Михаила Рошняка

По его словам, земля из разных регионов отличается не только по составу, но и по восприятию. Некоторые «места силы» художник открыл для себя сам, например, башкирское озеро Талкас, дно которого выстлано яшмой. Но больше всего его привлекают места с древней историей.

«В своем творчестве я сочетаю археологию и историю. Это ответвление можно назвать science-art», — дополняет Михаил.

Этот интерес к глубоким темам привел его к созданию проекта «Танатос», посвященного размышлениям о жизни и смерти.

«В студенческие времена я увлекся авангардной живописью 20-х годов и через нее заинтересовался темой смерти. Размышляя об этом, жизнь становится интереснее, ведь это величайшая загадка», — рассказал художник.

При этом он уточнил, что речь не идет о чем-то мрачном, например, об использовании земли с кладбищ. Это скорее философское осмысление жизненного пути.

   Фото из личного архива Михаила Рошняка
Фото из личного архива Михаила Рошняка

Михаил Рошняк не останавливается на достигнутом и постоянно экспериментирует. Недавно он начал работать со строительными материалами — некоторые его полотна из цемента уже представлены публике.

Увидеть работы художника из ЗАО можно на выставке, которая откроется 30 октября в ДК «Саввино» в Балашихе.

--
Автор: Валерия Мартыненкова