Найти в Дзене

Где водятся идеи? 6 рабочих лайфхаков для создания сценария

И-и-и-и, снова белокаменный привет всем! И это наша вторая статья за неделю! С вами, как всегда, Саша Ольшевская, и я открываю отдельную рубрику – #белокаменныесоветы, в которой будут раскрываться закулисные секреты с целью вдохновить вас на созидание! И начнем мы с советов по написанию сценария. Как вы знаете, это основа, без которой невозможен не только фильм или мультик, но и даже короткое видео. В этой статье я собрала несколько наших личных лайфхаков по работе над этой основой и примеры-иллюстрации из истории «Белого камня». Сразу оговорюсь, что здесь не будет теории по построению сюжетов и материала из учебников для литераторов, только личный опыт. Поэтому прислушиваться к нам или нет решать вам. Ставьте «пальчик вверх» и начинаем. А если вдруг вы вспомните еще полезные советы – поделитесь в комментариях! Давайте обсудим! 1. Идея. Искать или не искать? Один из самых сложных вопросов на свете – где живут идеи и как они приходят к нам. Бывает просто живешь обычную размеренную жизнь

И-и-и-и, снова белокаменный привет всем! И это наша вторая статья за неделю! С вами, как всегда, Саша Ольшевская, и я открываю отдельную рубрику – #белокаменныесоветы, в которой будут раскрываться закулисные секреты с целью вдохновить вас на созидание!

И начнем мы с советов по написанию сценария. Как вы знаете, это основа, без которой невозможен не только фильм или мультик, но и даже короткое видео. В этой статье я собрала несколько наших личных лайфхаков по работе над этой основой и примеры-иллюстрации из истории «Белого камня». Сразу оговорюсь, что здесь не будет теории по построению сюжетов и материала из учебников для литераторов, только личный опыт. Поэтому прислушиваться к нам или нет решать вам.

Ставьте «пальчик вверх» и начинаем. А если вдруг вы вспомните еще полезные советы – поделитесь в комментариях! Давайте обсудим!

Стихийный натюрморт ("Брат пятерых", июль 2024)
Стихийный натюрморт ("Брат пятерых", июль 2024)

1. Идея. Искать или не искать? Один из самых сложных вопросов на свете – где живут идеи и как они приходят к нам. Бывает просто живешь обычную размеренную жизнь, бросаешь взгляд на случайный предмет, попадаешь в новую ситуацию, встречаешь необычного человека, читаешь необычную книгу, видишь сон и – бац! – приходит новая идея. Чаще, конечно, когда ее не ждешь, на работе завал, дома не прибрано и нужно куда-то бежать... Но развивать идею придется, даже посреди хаоса. Потому что, если вовремя не взяться за нее – она исчезнет. Сама разработка идеи тоже тот еще квест. Иногда приходится долго и мучительно искать, каким образом ее усложнить, распространить и донести до читателя или зрителя. Перебираешь мысль за мыслью, вроде останавливаешься, потом разочаровываешься, расстраиваешься, начинаешь заново. А бывает, идея приходит настолько совершенной и законченной, что и додумывать ничего не нужно...

Немного сказки вам ("Не отлично!", весна 2023)
Немного сказки вам ("Не отлично!", весна 2023)

В общем, тема поиска и вдохновения крайне индивидуальна, единого рецепта нет. Поэтому дам три таких подпункта:

1) Не можете ничего придумать – просто живите. Ваше само вас найдет. Идеи водятся во снах, чужих предметах искусства, в ленте соцсетей, в наших близких, и даже в нашей личной биографии. Например, идея короткометражки «Не все равно» (2023) родилась из личной истории Ольги Александровны и ее педагогического опыта.

Ангелина Сергеевна, Ленька и Лена ("Не все равно", октябрь 2023)
Ангелина Сергеевна, Ленька и Лена ("Не все равно", октябрь 2023)

2) Если кажется, что идея слишком простая, не спешите от нее отказываться. «Простая» – не значит «неважная» и «скучная». Если вы сценарист начинающий, лучше работать с тем, в чем вы точно хорошо разбираетесь. Скажем, тема «в школе со мной никто не дружит» достаточно житейская, историю на ее основе может создать даже начинающий творец- ученик средней школы. Но фильм по ней может смотреться уникально и свежо, так как кино искусство многомерное, и одну и ту же мысль можно подать с разных ракурсов и при помощи различных приемов. Таким образом, даже при простой основе проект получится неповторимым.

Так вышло с нашим фильмом "Невидимка" (2025). Школьная драма, травля и падение кумира из-за недоброжелателей даны глазами тихой девочки Симы, а не главного объекта издевательств Насти Березиной. И из выбора ракурса вытекает основной посыл истории – "стал свидетелем несправедливости – не молчи".

Сима ("Невидимка", зима 2025)
Сима ("Невидимка", зима 2025)

2) Если что-то придумать нужно срочно, а личных сил вам не хватает – найдите единомышленников и устройте мозговой штурм. Соберитесь в уютном и спокойном кругу, начните высказываться и делиться мыслями на одну и ту же тему и все выписывайте. Даже то, что кажется совсем уж бредом. Неудачные идеи потом отвалятся сами. А то, что имеет потенциал – останется. Таким образом, мы писали сценарии «Брата пятерых» (2024) и «Красоты в глазах смотрящего» (2025), который только готовится к выходу на наши площадки.

Это был веселый опыт. Да и одна голова хорошо, а много – лучше.

Мозговой штурм в антикафе (весна, 2024)
Мозговой штурм в антикафе (весна, 2024)

2. Проверяйте факты. Вся фактическая информация о внешнем мире, которую вы включаете в сценарий, должна быть проверена. В центре истории «Не видать» (2023) у нас оказалась потерявшая зрение девочка Римма. Ее образ получился далеким от привычного по кино и литературе образа незрячего человека. Частично это связано с ее хобби – она вязала крючком. И эта черта взята не «с потолка»: вязание действительно доступно ослепшим людям. И для меня в свое время это стало открытием.

Римма и Платоша ("Не видать", сентябрь 2023)
Римма и Платоша ("Не видать", сентябрь 2023)

Для короткометражного детектива "Не судимы будете" (2024) пришлось интересоваться по каким статьям пройдет восьмиклассница, обвиняемая в похищении котов из чужой квартиры (спойлер: по нескольким и весьма тяжелым). А для "Красоты в глазах смотрящего" (2025) прописывать историю дружбы пионера Володи, сына местной партийной шишки, и скромной девочки Аленки из деревни. Это было познавательно. Когда погружаешься в изучение пионерии, такое чувство, что сам в пионеры готовишься.

От себя добавлю, что проверка фактов – очень интересная работа, способная расширить кругозор и заставить задуматься о вещах, которые раньше не казались важными. Поэтому не лишайте себя удовольствия узнать что-то новое и классное:) Тем более, сейчас столько ресурсов доступно – грех не пользоваться!

Хватит ржать! Это допрос! ("Не судимы будете", апрель 2024)
Хватит ржать! Это допрос! ("Не судимы будете", апрель 2024)

3. Ищите форму. Кто-то сразу создает сценарий, кому-то проще сперва написать рассказ или повесть. Чтобы понять, какой формат для вас проще и понятнее – просто пробуйте. Почти все фильмы кинокомпании «Белый камень» сначала были рассказами и повестями. Исключением является разве что «Брат пятерых» (2024).

Съемки сна Вальки ("Брат пятерых", июль 2024)
Съемки сна Вальки ("Брат пятерых", июль 2024)

4. Не забывайте про отдых. «Написал – отложи» – золотое правило человека, создающего любые тексты. Во время долгой работы, глаз замыливается, и ошибки прячутся. Еще неудачные конструкции и корявости отлично вылезают при чтении вслух. Таким же образом хорошо работать с диалогами для упрощения и приближения их к реальности. Также можно дать почитать текст лицу, которому вы доверяете. Я знакомлюсь со всеми сценариями на этапе черновиков и сама делюсь своими работами с Ольгой Александровной. Рекомендую!

Отдых - это святое! ("Брат пятерых", июнь 2024)
Отдых - это святое! ("Брат пятерых", июнь 2024)

5. Визуализация – это важно. Так как кино воспринимается и зрением тоже, нужно поработать и над визуальной эстетикой. Подберите картинки, набросайте эскизы, определитесь с цветами и светом, оденьте персонажей в костюмы. С этим кстати, неплохо справляется нейросеть. Поэтому мы частенько просим ее нарисовать наших героев и даже изобразить целые сцены из фильмов.

Визуализация сцены из фильма "Не дано" (2024). Нейросеть Midjourny
Визуализация сцены из фильма "Не дано" (2024). Нейросеть Midjourny

6. Отбросьте сомнения. Они реально могут съесть еще недописанную работу, прогнать вдохновение и отбить желание что-либо делать. Не слушайте внутреннего самоеда и не останавливайтесь, а также заручитесь поддержкой «своих». Потому что зачастую внутренний критик слишком придирчив и несправедлив, и из-за его замечаний можно загубить реально стоящую инициативу. Критиковать лучше уже готовую работу, собирая цельную картину объективных плюсов и минусов и ставя цели на будущие проекты.

Только попробуй бросить проект! (за кадром "Красота в глазах смотрящего" , июль 2025)
Только попробуй бросить проект! (за кадром "Красота в глазах смотрящего" , июль 2025)

По написанию – все.

На площадке сценарий в обязательном порядке должен быть у каждого участника проекта в электронном или бумажном виде. Рядом с режиссером должен находиться ассистент (мы его называем сценарианосец), который будет следить за продвижением съемок, отмечать сделанное и подсказывать слова.

Проверка сценария и раскадровки (на съемках "В первой тройке", сентябрь 2025)
Проверка сценария и раскадровки (на съемках "В первой тройке", сентябрь 2025)

Также каждый участник проекта должен быть ознакомлен со сценарием хотя бы один раз. Мы не требуем железно выучивать слова, но приходить чистым листом туда, где тебе нужно играть роль – это просто моветон. Хотя бы потому что своего героя нужно еще и осмыслить.

Еще добавлю, что некоторые диалоговые реплики позволяют переставлять слова и импровизировать. К импровизации мы относимся отлично, но об этом явлении стоит написать отдельную яркую статью.

А засим – все! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статейки и фильмы! Не забывайте про лайки и комменты! Они поддержат нас как рассказчиков и создателей кино!

С вами была Саша Ольшевская, и до новых встреч!

Наши соцсети: https://vk.com/club130209269

https://dzen.ru/id/6604ff0bb54bef2dd4f9e252?tab=longs

Тг-канал: https://t.me/belyj_kamen

#ДетскоеКино #АвторскоеКино #СемейноеКино #детиснимаюткино

#досугвмоскве #кинокружок #киноодетях #семейныеценности #дружба

#кинокомпанияБелыйкамень #запискирежиссера