Найти в Дзене
Москва FM

Иностранные компании вернутся в Россию? Для них создаётся особая шкала

Оглавление

Страна готовится внедрить систему оценки для иностранных компаний, желающих вернуться на отечественный рынок.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что предлагается?

Принятие решений о возможности возвращения в Россию ушедших ранее иностранных компаний будет основано на перечне гибких критериев, в числе которых отсутствие долгов по налогам и других взносам, сохранение рабочих мест, заявил заместитель министра экономического развития Денис Тюпышев.

«Есть ряд критериев, которые должны быть соблюдены для того, чтобы иностранные компании могли вернуться в Россию. Мы вместе с коллегами из профильных ведомств договорились о том, что нужно осуществлять гибкое регулирование в части возможных условий возвращения иностранного бизнеса», — отметил Денис Тюпышев.

В первую очередь Министерство экономического развития планирует учитывать, каким образом и при каких обстоятельствах компании уходили из России. Если бизнес покинул страну без разрушения цепочек поставок и с сохранением рабочих мест, это будет большим плюсом, но если компания поспешно свернула деятельность, оставив долги или нанесла ущерб экономическим интересам страны, её возвращение окажется под вопросом.

Какие критерии?

Особое внимание будет уделено налоговой чистоте и социальной ответственности компаний. Те, кто хочет снова вести дела в России, должны доказать отсутствие долгов по налогам и взносам, а также подтвердить, что не участвовали в действиях, направленных против интересов Российской Федерации.

«На что необходимо будет обязательно обращать внимание: был ли факт продажи иностранных компаний, передачи активов во временное управление, был ли факт сохранения рабочих мест и трудовых коллективов, даже если предпринимательская деятельность сокращалась. Должны отсутствовать долговые обязательства по уплате налогов и других взносов. Не должно быть финансовой или материальной помощи иностранному государству, либо международной организации, деятельность которой направлена была против безопасности Российской Федерации», — пояснил Денис Тюпышев.

Одним из ключевых условий возвращения станет передача технологий и создание совместных предприятий на территории страны. Считается, что это обеспечит рост технологического потенциала России.

Поддержит ли бизнес?

Особую роль в процессе возвращения иностранных брендов возьмут на себя бизнес-объединения и отраслевые союзы. Их задача — проследить, чтобы возвращение компаний не нарушило интересов уже действующих российских игроков.

«Они должны иметь возможность проследить за тем, чтобы мы не покушались на интересы тех компаний, которые заняли ниши на рынке. Мы не должны их из этих сегментов рынка, что называется, вытолкнуть», — подчеркнул председатель комиссии Госсовета по направлению «Инвестиции», губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

Приоритет будет отдаваться тем иностранным инвесторам, которые готовы вкладываться в технологические проекты, развивать локализацию и оставлять технологии внутри страны. Иными словами, вернуть можно будет только тех, кто готов работать «по-новому» и «по-честному».

Смогут ли вернуться компании?

Российские эксперты в сфере экономики и пиара уверены, что даже если иностранные компании захотят вернуться, сделать это будет непросто. За последние годы российский рынок сильно изменился: многие ниши заняты, локальные бренды окрепли, а покупатели привыкли к отечественным аналогам.

«В любом случае эти попытки были, и уже неоднократно были возвраты. Другой вопрос, что эти бренды, на данный момент многие бренды, уже замещены, и всё-таки прошло больше трёх лет. Наши российские компании тоже развиваются, и благодаря тем специализированным поддержкам государства, возможности того, что рынок освободился, наши люди очень хорошо реагируют на импортозамещение российских компаний. Конечно, сейчас будет уже другой возврат. Рынок уже занят, и здесь придётся очень хорошо постараться иностранным компаниям для того, чтобы зайти назад к нам», — отметила маркетолог, владелец агентства «Деловой пиар» Ольга Зайчикова-Добрецова.

Многие западные бренды продолжают изучать российский рынок и патентуют свои старые названия, рассчитывая на возможное возвращение, понимая, что прежних условий уже не будет.

«Меры поддержки, которые государство потратило на развитие наших российских компаний, чтобы заместить ушедший сегмент, очень велики. Я не думаю, даже с точки зрения инвестиций в рекламу, в маркетинг и развитие, что это выгодно сейчас в нашей стране. Экономика развивается, развиваются наши личные компании. Конечно, нам это выгоднее», — подчеркнула Ольга Зайчикова-Добрецова.

Новый формат сотрудничества

Наиболее перспективной формой возвращения станет создание совместных предприятий. Такой формат позволит иностранным брендам работать в партнёрстве с российскими компаниями и государственными структурами, обеспечивая обмен технологиями и опытом.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
«Совместное предприятие для нас, конечно, с точки зрения развития экономики, это самый удобный формат, когда либо государство, либо наши российские компании будут являться сопроизводителями», — сказала Ольга Зайчикова-Добрецова.

Многие примеры, вроде «Вкусно — и точка», «ROSTIC’S», «MAAG» показали, что даже полное переформатирование бизнеса возможно без потери качества.

«У них же были заменены и рецептуры, они изменили маркетинг. Здесь очень большая работа всё равно была проведена для того, чтобы адаптировать это и под российские реалии, но с сохранением привычных форматов продукта. Люди привыкли, но нашим компаниям пришлось очень постараться, чтобы удержать этот уровень», — добавила Ольга Зайчикова-Добрецова.