Найти в Дзене

Работа для нас, а не мы для работы

Иллюстрация
Иллюстрация

Давно это было. В одно время двум сёстрам, работающим на одном предприятии, выделили участки под дачу. Младшая, Анастасия, взяла положенные шесть соток и стала планировать, как их использовать.

Муж её, Виктор, стал присматривать, где купить небольшой домик, чтобы и веранда у него была, и по размерам подошёл, сарай, опять же, было где приткнуть. Хотелось ещё баньку, баньку они с сыном очень любили. Всё распланировали, и как появится лишняя копейка - вкладывались в дачу.

Татьяна, старшая сестра, с размером участка в корне была не согласна. Она обивала пороги кабинетов начальства и требовала, требовала. Семья в то время была у неё большая: родители мужа тоже с ними жили, два взрослых сына, один из которых был женат и ждал пополнения, а второй тоже планировал свадьбу.

В итоге Татьяна добилась своего: выделили ей через год три участка в одном месте за особые заслуги - это по документам, а в жизни - повезло, два сотрудника, родственники, уволились, так и не оформив землю на себя.

Участки у них были соседние, а ещё один за ними пустовал. Крайний участок брать никто не хотел, нужно было выравнивать большой клочок земли и вычищать всё от бурьяна. Но Татьяну этот факт не остановил. Три не один. Муж в субботу в гараж, а она на дачу.

И взялись сёстры за работу.

Первые три года, конечно, было очень тяжело. Дороги нормальной к садовому обществу не было, только начали расчищать, отсыпали щебёнкой от асфальтированной дороги пару километров, как тут же и забыли.

Воду только на пятый год по участкам провели. До этого кто во что горазд был, как могли добывали живительную влагу. В основном, конечно, собирали дождевую воду. Питьевую из города сами приносили в бидонах, банках. Кто-то бурил скважину на участке, ставил насос.

Был мужичок, который на автоцистерне работал. Вот соседи скидывались, и он привозил на выходных воду. На следующих выходных другим.

Татьяна на своих восемнадцати сотках одна вкалывала. Первым делом забор поставила высокий и глухой, чтобы нос свой прохожие, идущие к речке мимо её участка, не совали. Дорого он ей обошёлся, но она и слушать ничего не хотела.

Работала на своём участке не разгибаясь, доказывая, что он ей нужен был. Бывало, приедет в пятницу вечером, а в воскресенье домой. Сразу, куда глаз упал, без разбора, рассаду высадила, картофель то тут, то там раскидала, пусть растёт. Из-за сухого мая и жаркого июня от посадок мало что осталось.

Родители мужа старенькие к тому времени были, они бы и рады помочь, но силы уже не те. Их бы вывезти на эту дачу для отдыха, да на участке, кроме маленького сарайчика, где прятали садовый инвентарь, никаких условий не было.

Заказала Татьяна во второй же год кирпич, чтобы выстроить большой двухэтажный дом для всей большой семьи. Сама проект придумала, знакомому строителю отдала. Тот головой покачал и сказал, что дом для такого участка великоват, нужно на месте смотреть, как фундамент расположить. Дело шло к зиме, в ту осень до фундамента так и не дошло.

Настя с Виктором первое время на свою дачу приезжали часто. Сразу высадили по периметру участка плодовые деревья, ягодные кустарники, а уже потом занялись облагораживанием. На второй год домик поставили. Ладный, маленький, но для семьи из трёх человек вполне подходящий. Большая веранда к домику прилагалась.

Сарай и баньку смогли заказать только на третий год. Чуть пояса утянули, в отпуск не поехали, но банька с красивым петушком на флюгере на участке появилась.

Грядки ровненькие, не много и не мало. Тут и зелень, и овощи разные. Теплица удачно своё место нашла ближе к домику, точно под желаемые метры встала. Виктор сам её спроектировал, выменял материал через знакомых на его услуги электрика, договорился о доставке и с сыном сам собрал теплицу.

И побежали года. Родителей мужа Татьяны не стало, один за одним ушли. Муж, давно откладывающий ремонт автомобиля, стал всё чаще пропадать в гараже и на рыбалке. "Тебе дача нужна была, вот и поезжай" - говорил он.

Старший сын в другой город с женой и ребёнком переехал, работу ему предложили. Младший сын у Татьяны не женился, но вечно в разъездах пропадал. И так получилось, что всем, кроме Татьяны, не до посадок было. Одна она тянула свои восемнадцать соток. Взваливала на себя непомерную тяжесть, оттого постоянно болела спина. Туда везёт рюкзак, сумку на колёсиках и ещё одну в руках, да обратно овощи, ягоду, зелень.

Денег у Татьяны хватило только на фундамент, нанять строителей возможности не было, поэтому приезжала она одна, ютилась в небольшом сарайчике, спала на раскладушке. Свет к участкам подвести сразу не получилось, поскольку десять участков присоединили к обществу последними и нужно было отдельно составить общую заявку на дополнительное подключение. Всех хозяев собрать не вышло, а кроме Тани никому так электричество на тот момент не было нужно.

А после, когда фундамент скрылся в травяном забытьи, Татьяна уже и не вспоминала о строительстве. Ей хватало закутка в сарае. Купленный кирпич по частям разобрали другие садоводы, отдавала она дёшево, лишь бы продать, да освободить место. А ещё забыть о том, что хотела собрать здесь всю семью.

Крайний участок выровнять сама Таня так и не смогла, тут нужен был трактор или бригада. Времени ни на что не хватало. Татьяна то бросалась к одной грядке, то к другой, потом поливала, пропалывала. Но порядка не было.

Проходя мимо участка сестры, Татьяна иногда заглядывала в гости. Настя усаживала сестру в кресло на веранде, выносила чай или холодный морс и ставила на стол рядом с угощением.

В жару на веранде не было душно. Ветерок всё время обдувал отдыхающих. Татьяна брала чашку и завидовала. Перед ней открывался вид на образцово-показательный участок, окаймлённый по периметру кустарниками, плодово-ягодными деревьями. Баня, сарай, туалет, душ да теплица. А по центру - грядки разных форм и размеров. Аккуратные, как с картинки из журнала.

- Опять у тебя огурцы попёрли быстрее моих. Ты их прикармливаешь? Чем? А цветы? Чего ты их целую клумбу насеяла? Лучше бы грядку кабачков втиснула.

Настя улыбалась.

- А зачем мне столько кабачков? Мне и двух лунок за глаза хватает. А цветы я люблю.

- Конечно, что их не любить, засеяла и пусть себе растут, их как томаты поливать не нужно так часто, как картошку окучивать. Я как не посмотрю, вы всё на веранде отдыхаете.

- Просто мы, Танюша, дачу брали, чтобы отдыхать.

- А есть что, если отдыхать? Работать нужно.

- Да кто спорит. Нужно работать. Просто жить нужно так, чтобы не мы для работы, а работа для нас. Столько в нашем мире интересного, не только дачей нужно жить.

- Ха, не только дачей, так и ноги протянешь? Всё покупать никаких денег не хватит. Кто заготавливать будет эти соленья, варенья крутить? Есть всем любят.

- Так, если все любят, пусть все и работают.

- Э-э-э, Настя, всё-то у тебя правильно. Вот подрастёт сынок и улетит из гнезда, кто будет помогать?

- Мы с Витей на себя работы больше, чем нужно, не берём сейчас и потом не будем. Что толку спину гнуть, если потом ни здоровья, ни радости? Лето вжух и не помнишь, как прошло. Нужно и для себя жить.

- То, что время бежит, это ты права. Засиделась я, пойду.

Старшая сестра отхлебнула ещё глоток чая из кружки и встала со стула, закидывая в рот конфету.

Утром прошёл дождь, и на сегодня Таня запланировала окучивать картошку, давно хотела, не успевала. А высадила много, опять на все выходные работы.

По дороге Татьяна думала, что опять поддалась обману весной: "А если мелкая уродится? Лучше пусть останется, чем не хватит. Храниться будет плохо", - и высадила на два ведра больше картофеля. Потом нужно будет заказывать машину и вывозить всё с дачи. Это накладно. А весной выгребать этот самый картофель из мешков и пытаться продать, потому что много останется. Пустой работа эта ей показалась. Никому не нужной. Не оцененной.

Иллюстрация
Иллюстрация

Татьяна пришла к себе на участок, осмотрелась. Даже сесть было некуда, не предусмотрено, потому что, кроме как для работы, этот участок Таня ни для чего не приспособила. Она вынесла из сарайчика раскладной табурет и села, прислонившись к стене. Солнце щекотало, выскакивая из-за туч, заигрывало.

Вставать и работать не хотелось. В первый раз Татьяна не сделала то, что запланировала, и ничего другого тоже не сделала. Просто сидела на табуретке, задумчиво рассматривая облака: какие они, оказывается, быстрые, объёмные и цветные!

Вечером засобиралась Таня домой, но передумала. В первый раз за столько лет пошла к речке. Никогда здесь не была. А она у берега неглубокая, светлая, дно песчаное, ила мало. Так захотелось, как в детстве, только ноги замочить. Татьяна и не думала, скинула шлёпки и в воду. Тёплая вода, журчит, щекочется.

Как раньше Таня не замечала всего этого. Почему?

На следующей неделе Татьяна остановилась у доски объявлений садового объединения, прицепила свою бумагу, обведённую жирно, уверенным почерком: "Продам участок 12 соток".

Не жалко было ей неровного участка, даже картофеля, высаженного на втором куске земли с фундаментом. Оставила Татьяна себе шесть соток с калиткой и условием, что забор новые хозяева поставят. Отдала первым, кто смотреть пришёл. Цену не гнула, но и не продешевила. На вырученные деньги купила себе домик с верандой.

Следующей весной Татьяна приехала на дачу и поняла, что сделала всё правильно. Что по силам ей эта земля, в радость работа и на жизнь останется время, чтобы заметить весну, лето и осень. Впервые почувствовала, что работа для нас, а не мы для работы.

Вкусные рассказы