— Пишут, что штрафы увеличили до 80 т.р. Правда ли это?
Вы спрашивали, "Лодочник" отвечает...
Уточню сразу:
Почти все эти штрафы касаются не только пользователей лодок подлежащих регистрации, но и так называемых "нерегистратов".
О том, что готовятся изменения по увеличению штрафов за нарушения на маломерных судах канал "Лодочник" сообщал ещё в начале лета 2025.
Но тогда речь шла исключительно о наказании пьяных лодочников. Затем было решено ужесточить наказания по всем статьям. И чем дело кончилось? Увеличили?..
Нет.
Пока не увеличили.
Но обязательно это сделают. Вы спросите — для чего?.. А тут и гадать не надо. Чиновники из МЧС указали реальную причину роста штрафов (о ней чуть ниже). И уже посчитали выгоду (это тоже обсудим).
Сегодня поговорим о проекте изменений в КоАП. Некоторые штрафы действительно предлагается повысить до 80 тысяч рублей.
Вы наверное спросите, "Для чего повышают штрафы? Чтобы что?"...
- Давайте сначала обсудим, какие и на сколько предлагают повысить.
- А уже потом я покажу вам официальное обоснование от инициаторов повышения (как они поясняют причину увеличения "штрафных" сумм). И выскажу своё скромное мнение по этому поводу...
Заварите чаю, разговор не будет коротким.
Сами понимаете, тут в двух словах никак...
На рассмотрении находится законопроект от МЧС. Он предусматривает (в том числе) кратный рост размеров некоторых штрафов за нарушения на воде.
Какие изменения (касающиеся лодочников) содержатся в проекте?
Давайте посмотрим основные:
- Статья 11.9 КоАП РФ (нетрезвое управление судном). Ранее было лишение от 1 до 2 лет — либо штраф 1-2 тыс.руб. Предлагается повысить до 40-50 тыс.руб, а срок лишения установить 1,5-2 года.
При чём, не уточняется: Оставить ли формулировку "либо штраф, либо лишение", как действует сейчас — или применять "и штраф и лишение", как у автомобилистов.
- Статья 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления).
Сейчас эта статья предусматривает:
1. За управление зарегистрированной лодкой без прохождения ТО, либо без бортового номера, либо нарушение нормы пассажировместимости (лишнего человека в лодку посадил) от 5 до 10 тыс.руб. Предлагается повысить до 20-30 тыс.руб.
2. За управление лодкой лицом не имеющим прав (касается зарегистрированных лодок) либо передача управления лицу не имеющему прав управления: Сейчас штраф 10-15 тыс.руб. Предлагается повысить наказание до 20-30 тыс.руб.
А в случае передачи управления лицу не имеющему прав управления 60-80 тыс.руб.
3. За управление лодкой имеющей неисправности (в конце статьи будет ссылка на перечень этих неисправностей). Сейчас штраф 15-20 тыс.руб. Предлагается повысить до 60-80 тыс.руб.
Далее...
- Статья 11.7 КоАП РФ (нарушение правил плавания).
Уточню: Не имеет значения, "регистрат" ваша лодка или "нерегистрат". Правила плавания обязаны соблюдать все (и штрафы для всех одинаковые). Встал на якорь в границах судового хода, не соблюдаешь требования знаков или скоростной режим — готовь деньги. Так что, советую учить правила (либо рыбачить с берега).
За нарушения по этой статье сейчас предусмотрен штраф от 0,5 до 1 тыс.руб. или предупреждение (или лишение прав до 6 мес, если они есть). Предлагается увеличить штраф до 10 тыс.руб. (либо лишение прав до 6 мес, если они есть).
- Статья 11.10 КоАП РФ Нарушение правил безопасности (посадка-высадка людей, ненадетый спасжилет и проч...). Эта статья тоже касается всех (нерегистраты, не расслабляйтесь). Сейчас штрафы небольшие 0,3-0,5 тыс.руб. (для граждан, не должностных лиц). Предлагается повысить до 4-5 тыс.руб.
Вы хотите спросить: Для чего такие десятикратные и более увеличения штрафов?..
Авторы проекта приводят один весомый аргумент и одну сладкую (для чиновников) причину, обосновывая необходимость такого сильного увеличения штрафов. Давайте их разберём:
Первая причина: Нарушения!
Во-первых, как утверждается, выросло количество нарушений. На скрине ниже показана цитата из пояснительной записки, в которой говорится о повышении нарушений на 5% за последние 3 года...
Вы, наверное, хотите спросить: "Почему штрафы предлагают повысить в 10 раз, если нарушения выросли только на 5 процентов?" У меня нет ответа на этот вопрос. Точнее, цензурного ответа нет.
Зато у меня есть предположение о том, что с 2021 по 2024 год количество лодок на воде заметно увеличилось. Каждый из вас это видит своими глазами. Предполагаю, что лодок за три года стало гораздо больше чем на 5%.
А значит, пятипроцентное увеличение нарушений может означать их реальное уменьшение (относительного общего числа лодок у граждан) — а не увеличение... И значит, для роста штрафов нет причин.
Но это всего лишь моё предположение. Захотелось его проверить...
Я написал официальный запрос на сайте МЧС. Попросил сообщить количество зарегистрированных маломерных судов за 2021 год и за 2024 год. Хотел сравнить хотя бы количество зарегистрированных (нерегистратов прибавилось явно больше, но их не посчитать).
Ответа пока нет.
Когда будет, сообщу читателям канала "Лодочник" (здесь или на нашем Telegram-канале, советую на него подписаться - ссылка в конце текста). Обсудим.
Ещё о том, для чего увеличивают штрафы.
Так же, из пояснительной записки (цитирую):
Сложившаяся ситуация свидетельствует о нежелании контролируемых лиц соблюдать обязательные требования, так как размер назначаемого штрафа в настоящее время не мотивирует к их выполнению.
То есть, "контролируемые лица" (мы с вами) не боятся штрафов и продолжают нарушать. Значит, надо сжимать хватку (ужесточать наказание) до тех пор, пока нарушения не прекратятся.
Штрафы поднимут. Не сомневаюсь.
Публикации в СМИ нагоняют истерию, кричат о том, что происшествия на воде участились... Чиновники реагируют — ужесточают правила, увеличивают наказания.
Лодок становится больше. Это объясняется, в том числе, и ростом внутреннего туризма. Логично, что количество происшествий тоже растёт.
Нарушители были, есть и будут. В любой стране, в любое время...
Но можно ли навести порядок на воде только десятикратным ростом штрафов?.. Как вы думаете?..
Вторая причина, почему проект увеличения штрафов ОБЯЗАТЕЛЬНО примут.
Даже не сомневайтесь.
Разработчики проекта увеличения штрафов уже посчитали предполагаемое увеличение дохода в бюджет.
Один миллиард шестьсот тридцать тысяч рублей должен дополнительно получить бюджет. При этом, дополнительных расходов не предполагается.
Железная логика!
Чем больше нарушений, тем больше штрафов. Значит, больше денег поступит в бюджет. Такая вот логика у больших чиновников... Получается, что чем больше нарушений, тем выгоднее?
То есть, безопасность на воде никому не нужна (видимо поэтому десятикратно растут штрафы, а не сроки лишения прав управления).
Выходит так, что наша безопасность, это наша забота — а чиновников заботят только деньги. Или я не прав?.. Пишите в комментариях, обсудим.
Вывод:
Не буду рыдать о том, что штрафы растут быстрее доходов. Многие из вас скажут: "Не нарушай и не надо будет платить" (и будут правы).
Но знаете... Очень хочется, чтобы большие чиновники (от которых зависит, как мы с вами живём) думали о качестве нашей жизни. О безопасности граждан.
А не о только о деньгах.
Может быть (если чиновники разных уровней перестанут думать только о деньгах) мы будем реже читать новости об украденных миллиардах?
Канал "Лодочник" регулярно обсуждает непроработанные приказы, законы и правила, которые издаёт МЧС.
Например, недавний "шедевр" с пересдачей экзаменов для замены просроченного удостоверения судоводителя (ссылка).
Надеюсь, что новый порядок аттестации (который находится в стадии разработки) исправит эту странную причуду законотворцев.
Вопрос (на который мы вряд ли получим ответ):
А предполагаются ли какие-то штрафы для чиновников, которые допускают брак в своей работе? Не преступление (явное воровство или получение взятки). А создание правил, регламентом и ведомственных приказов, которые противоречат друг другу и здравому смыслу вообще (здесь снова возвращаемся к пересдаче экзамена, по ссылке выше).
Уверен, что ответа на этот вопрос не будет. Водитель, сварщик или строитель всегда отвечают за брак в своей работе. А чиновник?..
Telegram-канал "Лодочник" можно легко найти в "телеге" по названию. Или по этой ссылке. "Лодочник" в МАХ по этой ссылке.
Как и обещал, даю ссылку на Список неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация лодки (маломерного судна).