Найти в Дзене
Evgeniy Gatilov

Загадочный художник Арнольд Бёклин. Мюнхенский период в творчестве.

Знаменитый швейцарский художник Арнольд Бёклин (1827–1901) был ключевой фигурой европейского символизма. На своих многочисленных полотнах Бёклин создал свой особый мир из мифологии и настроений, населённый загадочными существами. Этот таинственный мир древних германских легенд, рыцарских романов, эпоса, полный драматизма и аллегорий и сегодня по-прежнему магнетизирует внимание зрителей и не оставляют равнодушным. Арнольд Бёклин был настоящим скитальцем, в течение своей жизни он постоянно переезжал из одного европейского города в другой: Базель, Дюссельдорф, Париж, Рим, Цюрих, Флоренция, что-то постоянно заставляло художника срываться с уже обжитого места и снова пускаться в путь. Бёклин дважды жил в Мюнхене, каждое его пребывание здесь заканчивалось драматично: в первый раз в 1859 г. он заболел тифом во время эпидемии. Во второй раз художник провёл в Мюнхене три года (1871-1874), этот период жизни окончился для художника пребыванием в психиатрической клинике. В Мюнхене в музеях и частн
Оглавление

Знаменитый швейцарский художник Арнольд Бёклин (1827–1901) был ключевой фигурой европейского символизма. На своих многочисленных полотнах Бёклин создал свой особый мир из мифологии и настроений, населённый загадочными существами. Этот таинственный мир древних германских легенд, рыцарских романов, эпоса, полный драматизма и аллегорий и сегодня по-прежнему магнетизирует внимание зрителей и не оставляют равнодушным.

Арнольд Бёклин, автопортрет, 1873 г.
Арнольд Бёклин, автопортрет, 1873 г.

Арнольд Бёклин был настоящим скитальцем, в течение своей жизни он постоянно переезжал из одного европейского города в другой: Базель, Дюссельдорф, Париж, Рим, Цюрих, Флоренция, что-то постоянно заставляло художника срываться с уже обжитого места и снова пускаться в путь.

Бёклин дважды жил в Мюнхене, каждое его пребывание здесь заканчивалось драматично: в первый раз в 1859 г. он заболел тифом во время эпидемии. Во второй раз художник провёл в Мюнхене три года (1871-1874), этот период жизни окончился для художника пребыванием в психиатрической клинике. В Мюнхене в музеях и частных собраниях находится большое количество его картин.

В свой второй приезд в баварскую столицу Бёклин был уже известным и признанным мастером, здесь он много и плодотворно работал. В 1872 г. в Мюнхене Арнольд Бёклин написал свой знаменитый «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке». На картине 45-летний Арнольд Бёклин изображает себя внимательно слушающим мелодию, которую за его спиной играет Смерть. Смерть в виде Скелета держит скрипку, на которой осталась всего одна натянутая струна, символизирующая его жизнь. Каждый удар смычка Смерти — это напоминание о неизбежности конца и о том, что эта хрупкая, последняя нить может лопнуть в любую секунду, прервав и творчество, и бытие художника.

«Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке»
«Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке»

Арнольд Бёклин и его многочисленное семейство селятся в небольшой двухэтажной городской вилле на Карлштрассе 32, в самом центре Мюнхена. Этот скромный особняк сохранился, хотя и выглядит несколько потерянным среди современного разнообразия Карлштрассе. О пребывании здесь знаменитого художника напоминает памятный барельеф на фасаде здания с изображением Арнольда Бёклина и его жены Анджелы. Сейчас здание принадлежит администрации Мюнхенского университета.

Карлштрассе 32, Мюнхен.
Карлштрассе 32, Мюнхен.
Барельеф и памятная доска на доме где жил Арнольд Бёклин.
Барельеф и памятная доска на доме где жил Арнольд Бёклин.
Карлштрассе на картине 1825 года.
Карлштрассе на картине 1825 года.

В Мюнхене Арнольду Бёклину покровительствовал сам баварский монарх Людвиг I, известный меценат, так много сделавший для развития столицы Баварии и её культурного облика. По указанию Людвига I художнику было выделено здание для ателье на Арцисштрассе 4, в районе примыкавшему к кварталу знаменитых мюнхенских музеев Пинакотек. Стены и потолок ателье Бёклин расписал сам, создав объёмную иллюзию дорических колон и сводчатого потолка. Это здание, к сожалению, не сохранилось, оно было снесено в 1930-е годы при перестройке квартала нацистскими властями.

Ателье Арнольда Бёклина в Мюнхене.
Ателье Арнольда Бёклина в Мюнхене.

В 1853 г. во время своего пребывания в Риме Арнольд Бёклин женился на 17-летней итальянке Анджеле Паскуччи, дочери стражника из Ватикана. Это был счастливый брак длиною в жизнь, Бёклин придерживался строгих семейных традиций и никогда не изменял жене. Анджела была постоянной моделью для картин своего мужа, Бёклин написал большое количество её портретов, Анджела также позировала для и различных исторических и мифологических персонажей на картинах мужа-Марии Магдалены, Клеопатры и других. Позже, когда Анджела переступила определённую черту зрелости, Бёклину стала позировать его старшая дочь Клара.

Портрет жены художника Анджелы.
Портрет жены художника Анджелы.

Анджела Бёклин в образе Марии Магдалены на картине Арнольда Бёклина, 1873 г.

-8

... и в образе Клеопатры на картине "Смерть Клеопатры", 1872 г.

-9

В семье Арнольда и Анджелы Бёклин родилось 14 детей, все эти дети были объектами отцовского обожания, они же были и причиной постоянно повторяющейся трагедии- 8 из 14 детей умерли в младенческом или юном возрасте. Так и случайная гибель в Мюнхене семилетней Лауры обернулась для Бёклина тяжёлым ударом, после которого художник попал в психиатрическую клинику, а затем семья, спасаясь от тяжёлых воспоминаний, вынуждена была прервать благополучное пребывание в Мюнхене и искать новое пристанище.

Фавны, наяды, тритоны, кентавры, русалки, все эти загадочные вещества населяли таинственный мир картин Арнольда Бёклина, пронизанный атмосферой меланхолии и драматизма.

«Пан в камышах» (1857): эта картина, написанная в Мюнхене, принесла Бёклину первый успех и была куплена баварским королем Людвигом I.

"Пан в камышах", 1957 г.
"Пан в камышах", 1957 г.

В мюнхенской музее-галерее Шак находится одна из самых известных картин Арнольда Бёклина “Тритон и Нереида". Свирепый Тритон трубит в раковину, а Нереида поворачивается к могучему морскому змею. «В этой сцене царит дикое ликование; кажется, слышишь свист и рев духа природы, ликование стихий в битве вырвавшихся на свободу сил моря и воздуха» (граф фон Шак).

“Тритон и Нереида".
“Тритон и Нереида".

В мюнхенской Новой Пинакотеке находится и другое знаменитое полотно Арнольда Бёклина “Игра волн”, 1883 год. Буйство красок в изображении морской стихии, где резвятся морские кентавры, заигрывая с испуганными нереидами. Картина была написана Бёклиным с большим чувством юмора, перемешанным с эротикой.

-12

Панно с изображением “Игры волн” Бёклина на станции метро Кёнигсплатц в Мюнхене. В Мюнхене есть также улица имени Арнольда Бёклина.

-13

Становление Арнольда Бёклина как художника и его дальнейшее восхождение к славе неразрывно связано с именем мецената графа Адольфа Фридриха фон Шака (1815-1894). Сказочно богатый граф из древнего аристократического рода из Мекленбурга был эстетом, поэтом и писателем. Сам фон Шак предпочитал французское искусство и исследовал мавританскую культуру, но все свои силы граф положил на развитие немецкой живописи. Живя в Мюнхене, граф фон Шак поддерживал материально целую плеяду молодых художников, ставших впоследствии цветом немецкой культуры. Покровительство фон Шака было для Бёклина бесценным: граф оплачивал обучение художника и его расходы на жизнь, продавал его картины и сам покупал их, устраивал выставки Бёклина и находил для него места как преподавателя живописи, это покровительство длилось долгие годы. Даже названия для картин художника придумывал Адольф фон Шак, сам Бёклин свои картины никогда не подписывал.

Франц фон Ленбах "Портрет гафа Адольфа Фридриха фон Шак", 1875 г.
Франц фон Ленбах "Портрет гафа Адольфа Фридриха фон Шак", 1875 г.

Композитор Рихард Вагнер был большим поклонником творчества Арнольда Бёклина, он считал, что декорации художника могли бы прекрасно дополнить его оперы, создав идеальный образец немецкой музыкальной драмы, синтеза музыки, живописи и поэзии. Но Бёклина эта идея оставляла равнодушным, кроме того, он опасался деспотичного характера Вагнера, всегда стремившегося подчинить своей воле всех его окружающих. В 1876 г. Бёклин написал декорации к постановке оперы Вагнера “Зигфрид” в Люцерне, в то время и Вагнер и Бёклин жили в этом городе. Вагнер остался очень доволен декорациями, созданными художником, особенно изображением сказочного дракона. Но в дальнейшем творческое сотрудничество художника и композитора не нашло продолжения.

На фото репродукция картины изображающей Рихарда Вагнера на фоне декораций Арнольда Бёклина к опере “Зигфрид”, Люцерна, 1876 г.

-15

Самая знаменитая картина Арнольда Бёклина ,,Остров мёртвых". Её создание было связано с очередным трагическим событием в жизни художника: во время его жизни с семьёй во Флоренции умирает его маленькая дочь Мария. Арнольд Бёклин создаёт загадочною аллегорию потустороннего мира: к маленькому острову, где среди скал и кипарисов нашли своё упокоение ушедшие в мир иной, перевозчик на лодке привозит душу усопшего. Сам Бёклин называл свое произведение «картиной для мечтаний», в которой каждый из зрителей находил свой собственный смысл. Появление “Острова мёртвых” в 1880 г. вызвало бурю мистического восторга в Европе, длившуюся ещё десятки лет, репродукции картины продавались миллионными тиражами. Владимир Набоков в своём романе “Отчаяние”, созданным им в 1932 г. в Берлине, писал, что репродукция ”Острова мёртвых" висит в каждом немецком доме. Своё мистическое и загадочное влияние на зрителя “Остров мёртвых” не утратил и сегодня. Бёклин написал шесть вариантов картины, каждый раз немного меняя композицию и освещение. Вариант номер четыре сгорел в Роттердаме во время бомбёжки во время второй мировой войны. Последний шестой вариант 1901 года находится в петербургском Эрмитаже, этот вариант был закончен сыном Бёклина Карло уже после смерти отца. Картина больше ста лет находилась в Москве в частной коллекции, с 2010 г. была арендована Эрмитажем для постоянной экспозиции, а в 2022 г. выкуплена музеем у владельцев. На фото вариант номер три, который сейчас находится в Старой Национальной галерее в Берлине.

-16

Третий вариант “Острова мёртвых" в 1933 г. был куплен Адольфом Гитлером, который являлся страстным поклонником таланта Арнольда Бёклина. Гитлер говорил, что картины Бёклина обладают “истинно тевтонским духом". Отсюда и частая критика в адрес Арнольда Бёклина, якобы одного из прародителей идеологии фашизма. Гитлер обладал ещё десятью другими полотнами художника. На фото Рейхсканцелярия в Берлине в 1940 году, Гитлер на фоне ”Острова мёртвых", слева советский министр иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов.

-17

В 1894 году умирает граф Адольф фон Шак, в течение своей жизни меценат собрал значительную коллекцию немецкой живописи 19-го века из шедевров мастеров, которым он покровительствовал: Арнольда Бёклина, Франца фон Штука, Александра Хильдебранда, Франца фон Ленбаха, Морица фон Швинда и многих других художников, состоявшихся и ставших знаменитыми благодаря всесторонней поддержке и художественному чутью графа фон Шака. Свою коллекцию из более чем 180 полотен, которая находилась в роскошном дворце графа на Бриннер-штрассе, фон Шак открыл для широкой публики ещё в 1865 г. Граф фон Шак завещал свою коллекцию картин кайзеру Вильгельму II при условии, что она останется в Мюнхене. По указанию кайзера на Принцрегентен-штрассе в 1909 г. было построено специальное здание, в котором разместилась Галерея Шак, один из самых значимых мюнхенских музеев.

Дворец графа фон Шак на Бриннер-штрассе.
Дворец графа фон Шак на Бриннер-штрассе.
Здание галереи Шак на Принцгегентен-штрассе, 1909 г.
Здание галереи Шак на Принцгегентен-штрассе, 1909 г.
Галерея Шак, современный вид.
Галерея Шак, современный вид.

Сейчас в Галерее Шак находятся 15 картин Арнольда Бёклина, написанные художником в Мюнхене. Вот некоторые из них:

"Плач пастуха" (Амариллис), 1866 г.

Пастух посещает нимфу Амариллис в её гроте. Он начинает свой любовный плач и размышляет о причинах её отказа. «Но кто, кроме Бёклина, мог бы нарисовать венок из цветов над гротом, плоды, возложенные перед ним, и другие приношения? Это не цветы и плоды этой земли: они расцвели и созрели в стране чудес воображения» (граф фон Шак).

-21

"Убийца, преследуемый фуриями", 1870 г.

Фурии — древние богини мщения, мстящие за убийство близких... "Конечно, задача искусства не в том, чтобы вызывать ужас, подобно истории о привидениях; но ужас здесь облагорожен великолепным замыслом и производит на нас сильное впечатление трагической сцены» (граф фон Шак).

-22

«Всадник смерти», 1871 г.

Мастерски написанный осенний пейзаж отражает события Франко-прусской войны 1870/71 годов, когда Бёклин видел опустошённые города и регионы вдоль Рейна. В центре картины тёмная фигура скачет к руинам. Смерть преследует этот край и уничтожает всё живое.

"Вилла на море", 1965 г.

Мы не знаем, кто эта женщина и в чём причина её горя. Бёклин предположил, что она могла быть последним потомком старинного рода. Меланхолическое настроение сделало картину воплощением неутоленной тоски по югу и прошлому. «Это образ, без которого мы больше не можем представить себя, с которым во всех направлениях связаны нити. Где бы ни заходила речь о настроениях нашего века, нельзя не упомянуть „Виллу у моря“» (Генрих Вёльфлин, 1897).

-23

Пейзажи Арнольда Бёклина — это не просто изображения природы, а «пейзажи души», отражающие внутренние переживания, чувства и идеи. Они отличаются насыщенными, драматичными цветами и монументальностью

«Священная роща» – символический пейзаж, изображающий уединенное, таинственное место, пронизанное античным духом. Видны фигуры в одеяниях, совершающие некий ритуал поклонения или даже жертвоприношения, создавая атмосферу беспокойства, мистики и связи с древними культами. Картина выполнена в характерном для Бёклина романтическом и символистском стиле.

-24

"Вилла на море", 1965 г.

Мы не знаем, кто эта женщина и в чём причина её горя. Бёклин предположил, что она могла быть последним потомком старинного рода. Меланхолическое настроение сделало картину воплощением неутоленной тоски по югу и прошлому. «Это образ, без которого мы больше не можем представить себя, с которым во всех направлениях связаны нити. Где бы ни заходила речь о настроениях нашего века, нельзя не упомянуть „Виллу у моря“» (Генрих Вёльфлин, 1897).

-25

"Отшельник", 1863 г.

Как никто другой из художников своего времени, Бёклин сумел передать великолепие осенней природы. Отшельник расположился на крутом каменистом склоне, покрытом колючим кустарником. В небе кружат вороны, вероятно, ожидающие неминуемой кончины отшельника.

-26

Закат жизни Арнольд Бёклин встретил в зените своей мировой славы. Богатый и знаменитый, художник в окружении семьи, любимой жены Анджелы и сыновей с их семьями, поселился на просторной вилле недалеко от милой его сердцу Флоренции, где патриарх живописи провёл последние девять лет своей жизни. Перенесённые заболеванию уже не позволяли Бёклину интенсивно заниматься творчеством, которое оказало огромное влияние на всю европейскую культуру тех лет, искавшую в символизме сопротивление пугающему натурализму. Арнольд Бёклин умер 16 января 1901 года в возрасте 73 лет и был похоронен на евангелическом кладбище недалеко от Флоренции. Сын Бёклина Карло установил на могиле отца в виде памятика колонну дорического ордера с надписью на латыни «Non omnis moriar»- НЕ ВСЁ УМИРАЕТ.

-27

Публикация в Фейсбук: https://www.facebook.com/evgeniy.gatilov/posts/pfbid032QMgniJcvAm4CN3MCraGA4d7zN236TqVL21DbJ9WYLDLuF5c4C5ZeVhwFFgVdHGQl

Читайте также:

Мюнхен в деталях. Трактир "Собачий мяч".

Мюнхен в деталях. Забытый древний бог Один.

Мюнхен в деталях: вилла Каульбах.

Мюнхен в деталях: вилла Каульбах.
Evgeniy Gatilov9 сентября 2024