Проект маневренного (среднего) танка, разработанного Техническим бюро ГУВП в 1924-26 годах
В нашей стране что-то, похожее на нормальное танкостроение, началось только после революции. Можно сказать, заставила острая необходимость. Первый опыт в виде танка сопровождения "Рено-русский", отечественной копии французского легкого танка Renault FT, наглядно показал, что даже в условиях Гражданской войны наша страна вполне может строить танки, причем путем кооперации нескольких заводов в разных регионах. Другой вопрос, что теперь требовалось нечто иное, а именно танк, который соответствовал бы современным тактико-техническим требованиям.
Попытки создания танка на конкурсной основе, предпринятые в начале 20-х годов, закончились неудачей. Наглядным примером тому стал "Теплоход А.Н.", который создавался на Ижорском заводе, но так и не дошел до стадии готового танка. Стало понятно, что необходима централизация разработки танков. Это привело к созданию танкового бюро, в которое переформировали Технический отдел ГУВП (Главное Управление Военной Промышленности). Возглавляемая старшим инженером С.П. Шукалов организация занялась несколькими танками, в том числе проект первого отечественного среднего, как тогда говорилось, маневренного танка.
Такое название появилось неспроста. Tank Mark A (Whippet) был заметно быстрее, чем Tank Mark V и Renault FT. Более того, в годы Первой мировой войны именно Tank Mark A провели первую операцию по прорыву вражеской линии обороны и действию в глубине вражеских коммуникаций. Спланировал эту операцию полковник Джон Фуллер, позже оказавший огромное влияние на систему танкового вооружения. В Красной Армии трофейные Tank Mark A именовались "Тейлор", по марке двигателя. Самое интересное, что средних (маневренных) танков в Красной Армии было меньше всего. Просто потому, что интервенты получили их совсем немного.
Первоочередной задачей Танкового бюро, где непосредственно разработкой танков руководил инженер В.И. Заславский, стало создание танка сопровождения. На третьем месте оказались "танки-лилипуты", как тогда именовались танкетки. "Большие" (тяжелые) танки не трогали вообще, поскольку понимали - на текущей стадии промышленность их строить не сможет. А вот маневренным танком занимались достаточно активно. Вероятнее всего, к 8 октября 1924 года, когда в ГУВП состоялось совещание по вопросу организации танкостроения, машиной уже занимались.
Согласно требованиям, боевая масса танка ограничивалась 16,4 тоннами, что диктовалось грузоподъемностью типовой двухосной железнодорожной платформы. Она имела грузоподъемность 1000 пудов, то есть 16,38 тонн. Соответственно, танк должен был вписываться в железнодорожные габариты. При этом задавалась очень приличная для того времени скорость - 30 км/ч, а также запас хода 300 км. Для того времени такие показатели выглядели примерно так же, как в 30-е годы ездили колесно-гусеничные танки БТ. Кроме того, толщина брони корпуса достигала 20 мм, а башни - 26 мм. Это обеспечивало надежную защиту от пуль винтовочного калибра, а по факту не факт, что такую броню взяла бы 37-мм танковая пушка Гочкиса или SA 18.
Как указывалось, маневренный танк был нужен для атак позиций противника, сильно укрепленных с точки зрения фортификационных сооружений и артиллерии. Такой танк должен был проходить там, где у танков сопровождения и танков-лилипутов возникали бы проблемы. Фактически в задачи маневренного танка входило то, что у того же Фуллера должен был выполнять танк прорыва. Данные танки развивали успех общей танковой атаки, проходя через проволочные заграждения, ходы сообщения и окопы полного профиля. За ним уже должны были идти танки более легких типов, развивая успех. Такие задачи в полной мере повлияли на то, каким получился данный проект.
Помимо Такового бюро ГУВП, к работам по маневренному танку имели отношения и другие структуры. В частности, работал по нему К.К. Сиркен, у которого в то время основным направлением деятельности являлась разработка башенных установок для бронепоездов. Именно он разработал для маневренного танка башню, в которую установили 3-дюймовую (76-мм) противоштурмовую пушку. Это сделало маневренный танк ГУВП обладателем едва ли не мощнейшего вооружения среди средних танков 20-х годов. Надо сказать, что такое вооружение считалось временным. Примерно в это же время началась работа над 45-мм пушкой, которую также разрабатывал Технический отдел ГУВП.
Финальная версия проекта маневренного танка ГУВП (далее он стал именоваться маневренным танком ГУВП*) была подготовлена в 1925 году. При этом характеристики машины пришлось несколько снижать, по сравнению с требованиями. Это оказалось напрямую связано с весовыми данными. Боевая масса составила 17,8 тонн, а погрузочная 15,7 тонн. При этом скорость снизилась до 20,9 км/ч, а запас хода до 150 км. Существенно ниже оказалась толщина брони, достигавшая 13 мм. Впрочем, для середины 20-х годов танк был вполне приличным, а главное, вполне реализуемым для отечественной промышленности. Экипаж составил 6 человек, по мимо противоштурмовой пушки, ставилось 3 "спаренных карабина Федорова". Они обеспечивали почти круговой сектор обстрела.
Изначально предполагалось ставить на данный танк отечественный мотор, но поскольку его не существовало в металле, решили ставить 150-сильный танковый двигатель Rickardo, такой же, как на Tank Mark V. Тонкость момента в том, что эти моторы ремонтировал, а также потенциально мог производить (это оговаривалось в начале 20-х годов) завод "Большевик". Сам же танк был оригинальным. Иногда встречаются утверждения, что якобы его ходовая взята с Tank Mark A, но авторам таких утверждений сначала стоит смотреть, о чем они вообще говорят. У маневренного танка ГУВП стояла полностью оригинальная ходовая часть, с прогрессивной на тот момент блокированной подвеской, похожей по принципу на более позднюю подвеску Хорстманна.
Данный проект, впрочем, реализовывать не стали. Его забраковали в виду того, что по всем характеристикам маневренный танк ГУВП* не соответствовал требованиям. В результате позже появился проект, который именовался как маневренный танк ГУВП**. К сожалению, о нем известно еще меньше, чем о предшественнике. Включая и дату разработки (скорее всего, было это в 1926 году). Вместе с тем, можно заметить существенный прогресс, который был достигнут советскими инженерами. Поскольку второй образец танка смогли вписать в требования по броневой защите и боевой массе, последняя составила 16 тонн.
Данный танк получил 45-мм танковую пушку, которая в то время разрабатывалась Техническим отделом ГУВП. число пулеметов сократили до 2, один в корме основной башни, а второй в отдельной кормовой башне. Тем самым советские инженеры, опытным путем, вписались в общемировую моду, тогда кормовая башня для защиты от пехоты сзади была весьма популярным решением. Высота корпуса стала ниже, что заметно улучшило ситуацию с маневренность вооружения. При этом танк получил весьма мудреную ходовую часть, не имевшую ничего общего с предшественником. И надо сказать, что эта система с кучей роликов оказалась одним из факторов, которые стали причиной отказа от изготовления танка.
Несмотря на то, что данные танки так и не были изготовлены, их разработка стала важным этапом на пути создания Т-12. Сложность создания среднего танка объяснялась тем, чем особых ориентиров, в виде зарубежных аналогов, у советских инженеров не имелось. Кроме того, большинство средних танков 20-х годов имели не сильно лучшую судьбу. Повезло фактически только Medium Tank Mk.I/Mk.II, до и то, эти танки исходно легкие, к тому же они имели очень слабую броневую защиту. Что же касается средних танков ГУВП, то построить их было вполне реально, но зачем. Для начала следовало освоить чего полегче, а уже дальше строить что-то более крупное. А главное, более совершенное.
Автор благодарит Александра Калашника (г. Омск) и Андрея Аксенова (г. Москва) за помощь в подготовке материала
Список источников:
РГВА
ЦГА СПб
Архив автора
Архив Андрея Аксенова
Другие статьи по отечественным средним и тяжелым танкам 1930-1938 гг и машинам на их базе:
Рассказ о танке-истребителе ИТ-3, прямом предшественнике колесно-гусеничного танка Т-29
Рассказ о советском трехбашенном танке Т-28, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
История колесно-гусеничного танка Т-29, который так и не смог заменить танк Т-28
История колесно-гусеничного танка прорыва Т-115, который разрабатывался на замену Т-28 и Т-29
Особенности реставрации Т-35, или когда возможность ездить и ходовое состояние - не одно и то же
История Т-100Y, штурмовой самоходной артиллерийской установки на базе тяжелого танка Т-100
Маркировки для T-100Y в Кубинке