Найти в Дзене
Retromania 21st Century

Почему ретро консоли были лучше, чем ПК

Оглавление

Привет, ребята.

Сегодня обсудим животрепещущую тему, которая корнями уходит в извечный спор между адептами игровых консолей и ПК. Автор настоящий статьи - заядлый геймер с более чем 30 годами опыта за плечами, начиная с Atari 2600, NES в детстве и до современных консолей вроде Nintendo Switch и PS5. Те, кто пережил эру дискет и картриджей, с полной уверенностью могут сказать: старые игровые консоли (типа Atari, NES, SNES, Sega Mega Drive, PlayStation 1, N64 и даже PS 2, Game Cube и Xbox Original) имеют кучу преимуществ над персональными компьютерами того времени. Главным аргументом "ПК-бояр" было и остается то, что ПК - это универсальное утройство, "машина для всего". В противовес им позиция консольщиков сводится к тому, что консоли - это чистый гейминг без лишних заморочек. Давайте разберём все плюсы ретро консолей подробно, шаг за шагом.

Заранее оговорюсь: настоящая статья основана на личном игровом опыте автора и может не совпадать с Вашим мнением. Милости прошу в комментарии.

Только, пожалуйста, соблюдайте простое правило коммуникации: проявляйте уважение к себе и к окружающим!

Иначе - бан, без обид.

Поехали!

1. Простота и удобство использования.

Старые консоли - это воплощение ленивого геймера в хорошем смысле слова. Подключаешь к "пузатому телеку" кабель RCA или SCART, вставляешь картридж или диск, и вуаля - игра запускается за секунды. Нет нужды в установке драйверов, обновлениях BIOS, настройке разрешения или борьбе с совместимостью. На ПК 90-х годов (типа Pentium с Windows 95) ты мог часами ковыряться в настройках, чтобы игра не крашилась из-за видеокарты или звука. Я помню, как на своём первом ПК пытался запустить Doom, кучу времени потратил на настройки! Консоли же дарили мгновенную реакцию: включил, поиграл, выключил. Не нужно ничего устаналивать, разбираться в настройках, проверять на совместимость и пр. Доступное и крутое решение для всей семьи или вечеринок - все сразу в деле, без техподдержки.

Консоль - как танк: простая архитектура, минимум движущихся частей (кроме дисководов в поздних моделях). Моя SEGA Mega Drive, при том, что она пиратская, работает до сих пор с 1996 года без единого апгрейда! Нет перегрева от пыли, вирусов или крашей от фоновых программ. ПК же - это реальная головная боль: жёсткие диски умирают, Windows глючит, постоянно новое железо и ПО. На старом ПК ты мог потерять сохранения из-за сбоя, а на консоли - картридж в слот, и всё стабильно. Плюс, консоли реже ломались от "экспериментов" — не поумничаешь с оверклокингом или разгонами.

-2

2. Оптимизация игр под железо.

Игры для консолей разрабатывались строго под фиксированное "железо". Например, Super Mario World на SNES использовал каждый байт чипа SPC-700 для саундтрека и графики - никаких лагов или багов от несовместимости. На ПК разработчики должны были учитывать кучу конфигураций (от 386-го процессора до Pentium), так что игры часто выходили с компромиссами: низким FPS, глюками или даже разными версиями. Quake на ПК - да, очень круто, но на N64 или PS1 игры вроде Mario 64 или Final Fantasy VII бежали стабильно, с механикой, заточенной под контроллер. В итоге консоли давали более плавный и предсказуемый опыт, без "обновите драйверы NVIDIA".

-3

3. Доступность и цена.

Консоли были бюджетным входом в гейминг. NES стоила около 200 баксов в 80-х, а картриджи — 50-60, и это на годы вперёд. ПК того времени? Минимум 1000-1500 долларов за приличную сборку с хорошей графикой (Voodoo-карты были совсем не дёшевые), плюс постоянные апгрейды. В детстве мне купили Sega и это было в разы проще, чем раскошелиться на компьютер "для учёбы и игр". Плюс, консоли не требовали доплат на периферию: джойстик в комплекте, а не отдельная мышь/клава за 100 баксов. Для развивающихся рынков (как в России 90-х) это было спасением — пиратские диски для PS1 летели как горячие пирожки, а ПК требовал знаний и более пухлого кошелька.

-4

4. Социальный и локальный мультиплеер.

Старые консоли - короли couch co-op! Mortal Kombat 3 на Mega Drive или Street Fighter II на SNES собирали толпу друзей в одной комнате: передаёшь контроллер, и все счастливы. Нет лагов от онлайна (которого почти не было), нет matchmaking — просто садись и играй. На ПК мультиплеер в 90-х был LAN-парти или через модемы (медленно и дорого), и часто требовалось ковыряться в сетевых настройках. Мы устраивали турниры по Mortal Kombat на SEGA Mega Drive сидя в одной комнате - это было весело, все орали и смеялись. ПК больше для соло-игры или с наушниками, а консоли создавали атмосферу сообщества, которая до сих пор ностальгична.

-5

5. Физические медиа и коллекционирование.

Картриджи, кассеты, диски - это тактильный опыт! Вставляешь ROM-картридж в NES, слышишь щелчок, и чувствуешь, что это твоя собственность. ПК-игры на дискетах или CD часто пиратились или терялись в цифровом хаосе. Сейчас старые консоли - это хобби: коллекционируешь боксы, мануалы, лимитки вроде Zelda на золотом картридже. На ПК всё ушло в Steam и эмуляцию, но оригинал на железе даёт аутентичный пиксель-арт и саунд без эмуляторных артефактов. Я до сих пор пополняю свою коллекцию PS1 - это как винил для музыки.

-6

6. Специализированные контроллеры и эргономика.

Консольные геймпады эволюционировали для игр: D-pad на SNES для платформеров, аналоговые стики на N64 и PS 1 для 3D. Они удобнее, чем мышь+клава для экшенов или RPG. На ПК ты мог подключить джойстик, но это было редкостью. Сейчас, конечно, в этом плане, все стало проще: многие геймеры играют на ПК, используя контроллеры. Но мы сейчас говорим именно про то время. Плюс, консоли поощряли "диванный" гейминг — сидишь на диване с телеком, а не за столом с монитором. Мой опыт: в Tekken на PS1 контроллер ложился в руку идеально, а на ПК - импровизированные геймпады были кошмаром.

-7

7. Эксклюзивы и культурное влияние.

Консоли дарили уникальные хиты, которых не было на ПК: Mario, Zelda, Final Fantasy, Sonic, Metal Gear - бесчисленные серии, рожденные для фиксированной платформы. ПК фокусировался на стратегиях и симуляторах (типа Civilization), а консоли делали гейминг массовым, они развивали его. Они сформировали индустрию: без NES не было бы сегодняшнего Nintendo Switch. Помимо этого, особенности старых консолей продвигают многочисленные блогеры из ретрокомьюнити. Основная тематика сводится к тому, что старые консоли учат терпению и мастерству, без автосейвов и поблажек.

-8

Эпилог.

Стоит признать, что за последние десятилетия рынок электронных развлечений сильно эволюционировал и сегодня нет особой нужды сравнивать ПК и консоли (да простят меня адепты этих двух лагерей)). Сегодня на консолях мы также устаналиваем игры на жесткий диск, качаем обновления в интернете, покупаем подписки, которые заменили нам физические копии, видим, как консольные эксклюзивы выходят на ПК и та четкая грань, та ощутимая разница, какая была в 80-х, 90-х и начале нулевых между консолями и ПК стирается. Нас приучили покупать консоли двух типов - обычную или улучшенную, мы покупаем игры, сделанные "наполовинку", чтобы потом качать патчи и улучшения. Все это в корне отличается от того, что предлагали нам ретроконсоли. Ведь, как ни крути, вы не сможете отрицать тот факт, что старые консоли - это чистая эссенция гейминга без отвлекающих факторов, это настоящий праздник детства, отголоски которого живут по сей день и напоминают о славном времени в игровой индустрии.

На этом Ретромания прощается с Вами.

До новых встреч, друзья!