История создания.
Долгое время в арсенале советских фотографов были ровно три отечественных портретных объектива для камер наиболее распространённого 135 формата (он же 24х36 мм, он же всеми нами теперь любимый "полный кадр") компактных зеркальных фотоаппаратов: Гелиос-40 85/1,5; Юпитер-9 85/2; Калейнар-5Н 100/2,8.
Певый (Гелиос-40) - славный представитель оптической схемы Биотар и обладатель "вихревого" боке, расплачивающийся за это практически отсутствующей резкостью на любых композициях, кроме центральной и дикой нелюбовью к контровому свету. Если всё это присовокупить к его значительному весу и недюжему размеру, становится понятно, что он бесконечно далёк от универсального инструмента.
Второй (Юпитер-9) - носитель оптической схемы Зоннар, компактный, но в то же время не сверх-светосильный, имеющий так же слабую краевую резкость и сильно ощуаемый переход по резкости от центральной области кадра на значениях диафрамы вплоть до 4х, не хватающий звёзд с неба по разрешению, дающий значителльный софт на открытой (который портретам нужен далеко не всегда), но зато выходящий в призёры по ловле зайцев в контровом свете.
Третий (Калейнар-5Н) - вольное прочтение оптичеких схем объективов Orestor, выпущенное киевским заводом Арсенал. И вроде на первый взгляд способный объектив, снискавший неплохие отзывы советских фотожурналистов (например Георгий Розов отзывался о нём весьма тепло), но так же не балующий нас светосилой и при этом имеющий худшее конструктивное исполнение из всех оптических заводов бывшего СССР. Вы можете со мной поспорить, но обилие его неисправных экземпляров с дефектами склейк оптического блока, отказавшей диафрагмой или прокручивающимся вхолостую кольцом фокусировки - говорят сами за себя, все мои попытки купить полностью исправый его экземпляр за прошедшее десятилетие окончились неудачей.
В итоге сам собой напрашивется неутешительный вердикт, качественного портретного инструмента, не имеющего видимых и недостатков в этом списке увы нет.
И вот когда в 80-е годы встал вопрос о разработке новых перспективных образцов фототехники на базе байонетных креплений оптики, возникла необходимость создания и новых портретных объективов.
Первыми попробовали сделать подход к данной задаче по всей видимости оптики Красногорсого Завода - Александр Токарев и Валентина Фадеева. В результате их работы на свет появился объектив МС Зенитар 1,4/80 .
Объектив получился интересный (с 9ю лепестками диафрагмы), но в серию запущен не был, мне видится две основные причины, во-первых разрешение 42/23 линий/мм центр/край скорее всего было признано недостаточным, а во-вторых масса объектива в 785 г. не сильно выгодно отличала его от уже существовавшего Гелиос-40, массой 900 г..
Тогда за дело взлись специалисты из ленинградского ГОИ им. С. И. Вавилова: В.В. Тарабукин, Н.П. Хмельникова, М.А. Жукова. В отличи от своих коллег из КМЗ они не стали сильно мудрить и оптимизировать формы линз для повышения технологичности, просто взяв за основу схему Планар современных тому времени портретных объективов, имеющих кроме двух пар менисков - две дополнительные корректирующие линзы для устранения аберраций высших порядков, итого 6 линз в 5и группах. Для примера такой оптической схемы приведу объектив Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4 для системы Яшица/Контакс:
Оптики ГОИ им. С. И. Вавилова внесли лишь одно значительное изменение, заменив сложный первый корректирующий элемент (третья линза слева на схеме выше) на сборку (группу) линз без воздушного зазора между ними, увеличив общее число оптических элементов до 7ми.
Опытные партии данного объектива были выпущены на Красногорском Заводе, и был выполнен под байонет Пентакс-К, как и большинство перспективных разработок КМЗ. Объектив получил название MC Зенитар-1K 1,4/85, цифра "1" в названии была введена для того, что бы отделить данный объектив от предыдущей разработки, буква "К" - обозначает тип крепления объектива.
Как поклонник советской оптики и человек, пользовавшийся системой Пентакс долгие годы, я был данным объективом немало заинтересован, тем более попробовав основные советские портретники был не сильно в восторге от их характеристик. По тем немногочисленным примерам фотографий с него, что можно было найти в сети, он более всего напоминал тот самый Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4, приведённый мной выше. Но найти подобный объектив себе в коллекцию было чем-то сравнимым со встречей мифического единорога, крошечная серия из нескольких сотен штук, выпущенная КМЗ за несколько заходов в неспокойные для страны и завода времена - разлетелась моментально по закромам коллекционеров и комплектам профессиональных фотографов(судя по некоторым отзывам), так же много таких объективов было выкуплено за рубеж и мелькало порой на западных торговых площадках по совершенно невменяемым ценам, как музейная редкость. И я буду честен, я был очень рад услышать о возобновлении его производства в наше время.
В 2013 году данный объектив претерпел редизайн и перерасчёт. Оптическую схему в сторону дальнейшего повышения технологичности и исправления аберраций пересчитал оптик, а в последствии начальник оптического сектора товаров народного потребления Красногорского завода - Владимир Богданков.
Из интервью с самим Владимиром, можно почерпнуть его мнение, что по результатам проверки тестовой партии объективов, произведённых по советской документации без изменений, предыдущая версия объектива обладала низкой резкостью и не удовлетворила тестовую группу фотографов. Однако мне кажется тут дело далеко не только в конструкции и оптической схеме объектива, а в качестве и материалах новой тестовой партии 2013 года. Тестовые снимки с объективов советского выпуска показывают иные результаты.
Внешний вид и особенности современнго МС Зенитар-1C/N 85/1.4
Но вернёмся же к герою статьи. В 2014 году в товарном виде на рынок вышли два практически одинаковых объектива - МС Зенитар-1C 85/1.4 и МС Зенитар-1N 85/1.4. Как и в прошлой ситуации буквы "С" и "N" - означают тип крепления, байонеты Canon EF и Никон-F соответственно. В процессе "эволюции" объективы утратили часть функций, если раньше объектив на крепление Пентакс-К имел полноценный байонет с механизмом прыгалки и поводком передачи диафрагмы в камеры, то теперь байонеты служат сугубо для фиксации объектива, рычагов прыгающей диафрагмы, поводков либо контактов передачи информации они лишены (многие пользователи при разборке своих экземпляров объективов отмечают, что посадочные места под механизацию байонетов Пентакс до сих пор сохранены в конструкции). Кольцо диафрагмы работает напрямую и снимать мы вынуждены по рабочему значению, что конечно уже не так актуально на современных беззеркальных камерах с электронными видоискателями.
Кроме небольшой партии объективов, выпущенных в старых корпусах советской конструкции, современные МС Зенитар-1C/1N 85/1.4 встречаются в двух типах отделки - стандартной чëрной, как у меня в коллекции и с серебристыми полированными акцентами колец:
Особенно часто данный тип отделки встречается у объективов с байонетом Никон- F.
Во многих презентациях и обзорах отмечают новый дизайн оправы объектива и отсылают даже к продукции фирмы Лейка, но многие черты дизайна присущи как раз таки советской и российской оптике, особенно сделанной самим заводом КМЗ.
Покрытие корпусных деталей, противоскользяще оребрение фокусировочных колец, фаски площадок, исполнение колец диафрагмы и фокусировки, тона просветлюящего покрытия линз - всё это роднит объектив с предшественниками.
Всё же это объектив отечественной школы с её характерными чертами, но в немного лучшей отделке и с большим вниманием к важным деталям. Например к матированию и чернению диафрагмы, сравним с тем что было ранее на МС Гелиос-44-К-4:
Матироавние и чернение диафрагмы у МС Зенитар-1C 85/1.4 выполнено очень достойно, видна положительная тенденция в этом вопросе. У диафрагмы объектива 8 лепестков.
На нескольких начальных стопах диафрагмы, отверстие имеет характерные "зубчики", это не является чем-то неординарным или дефектным, отмечу, что такой характер закрытия диафрагмы есть например у моего SMS Takumar 55/1.8 от Asahi Pentax. По моему мнению на значениях диафрагмы от 1.8 до 2,5 - это даёт более интересный эффект в Боке, чем обычные "гайки".
В целом объектив оставляет впечатление хорошей собранности, кольцо фокусировки в меру плотное, вращается плавно, без посторонних звуков и препеятствий. Ход кольца фокусировки порядка 160-170 градусов, минимальная дистанция фокусировки - 0,85 метра.
Объектив не тяжёлый (520 гр.) и достаточно компактный (высота 63 мм) для своего соотношения фокусного расстояния и светосилы.
Кольцо диафрагмы на мой вкус слегка легковато, для фото хотелось бы стопы и вращение поплотнее, с другой стороны это более интересный вариант для видеографов, есть возможность легко имитировать безступеначатое закрытие.
Размечена диафрагма до f22 и имеет шаг 1/2 ступени (размечены только значения в одну ступень, но между ними есть промежуточные стопы), в результате возможные значаения диафрагмы: 1,4; 1,8; 2,0; 2,5; 2,8; 3,5; 4,5; 5,6; 6,7; 8,0; 9,5; 11; 13; 16; 19; 22.
Байонет объектива выполнен из немагнитной стали, достаточно качественно, c высокой точностью изготовления и хорошей шероховатостью поверхности, судя по толщине материала, запас прочности так же значительный. Люфта на оригинальных камерах с байонетом Canon EF практически не ощущается.
Тестовые фото, боке и примеры фотографий.
Тест объектива я проводил на беззеркальной камере Sony A7 II.
Забегая вперёд, скажу что по качеству изображения объектив радует. На открытой диафрагме изображение достаточно резкое, объектив лишён излишней мягкости и софта, цветопередача очень хорошая, яркие цвета получаются сочными, нет их приглушения на открытой диафрагме, объектив не сильно любит контровый свет, но и не сильно боится его в противовес тем же Юпитер-9 или Гелиос-40.
Как видно из примера выше, при закрытии на один стоп резкость становится практически звенящей для объектива такого класса. У меня есть более резкий Sigma DG 85 mm f/ 1.4 EX HSM, лучше результаты показывал Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4 ZA, который мне приходилось тестировать, но цены на эти объективы гораздо выше, первый на беззеркальных камерах требует дорогостоящего переходника, а второй вообще не совместим с бюджетными беззеркалками Sony первых поколений.
Боке у объектива приятное, ненавязчивое, но при этом не такое "стерильное", как у многих современных объективов:
Неплохо объектив себя показывает и при условно репортажной съёмке, например в условиях концерта:
И под конец, перед общей галереей примеров, самый вкусный факт, стоимость данного объектива на б/у рынке начинается от 15 тысяч рублей (!), именно за эту цену мной он был приобретён. Единственный конкурент с похожей стоимостью - это старый Samyang 85mm f/1.4 AS IF первого поколения, но по качеству и монолитности конструкции он проигрывает отечественному объективу очень значительно.
Общая галерея примеров:
Мой общий вердикт для данного объектива - это однозначные рекомендации к использованию, он не заслуженно обделён вниманием, хотя является отличным портретным и художественным инструментом для неспешной съёмки, особенно на современных полнокадровых беззеркальных камерах.
Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!