Найти в Дзене

Налоговый шторм или маневр 2026?

Налоговый шторм 2026 всё никак не может утихнуть, а только набирает свою силу, ключевые аспекты изменений по налогам отражены и в "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028", приложение к проекту 1026181-8. Ключевые аспекты: 1. НДС на УСН. Сейчас обязанность платить НДС возникала при доходе > 60 млн руб. Обязанность платить НДС возникает при доходе > 10 млн руб. Теряется ключевое преимущество УСН. По оценке Минфина, доля плательщиков НДС на УСН вырастет с 4% до 15%. 2. Патентная система. Сейчас лимит дохода 60 млн руб. Широкий перечень видов деятельности. Лимит дохода снижается до 10 млн руб. Исключается торговля в стационарных объектах и автотранспортные услуги по перевозке грузов. Существенное сужение сферы применения ПСН как по доходам, так и по видам деятельности. Режим становится доступен только для микро. Многим ИП придется менять систему. 3. Страховые взносы МСП (15% льгота). Сейчас все субъекты МСП плат

Налоговый шторм 2026 всё никак не может утихнуть, а только набирает свою силу, ключевые аспекты изменений по налогам отражены и в "Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028", приложение к проекту 1026181-8. Ключевые аспекты:

1. НДС на УСН. Сейчас обязанность платить НДС возникала при доходе > 60 млн руб. Обязанность платить НДС возникает при доходе > 10 млн руб. Теряется ключевое преимущество УСН. По оценке Минфина, доля плательщиков НДС на УСН вырастет с 4% до 15%.

2. Патентная система. Сейчас лимит дохода 60 млн руб. Широкий перечень видов деятельности. Лимит дохода снижается до 10 млн руб. Исключается торговля в стационарных объектах и автотранспортные услуги по перевозке грузов. Существенное сужение сферы применения ПСН как по доходам, так и по видам деятельности. Режим становится доступен только для микро. Многим ИП придется менять систему.

3. Страховые взносы МСП (15% льгота). Сейчас все субъекты МСП платят 15% с выплат физлицам свыше 1,5 МРОТ. Отмена фронтального применения льготы для всех МСП. Пониженный тариф сохраняется только для приоритетных отраслей (обрабатывающая промышленность, IT, радиоэлектроника). Обоснование - низкая эффективность общей льготы для роста занятости и зарплат. Существенный рост расходов на фонд оплаты труда для МСП в торговле, услугах и других неприоритетных сферах. Положительный аспект - сохранение и даже усиление поддержки для обрабатывающих производств (7,6%).

4. Страховые взносы ИП за себя (УСН Д-Р, ЕСХН). База для 1% взносов свыше 300 тыс. руб. определяется как сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов. Снижение фактической нагрузки по страховым взносам для ИП на этих режимах.

5. Административные улучшения. Оптимизация подачи уведомлений об исчисленных налогах (отмена по имущественным налогам, реже по НДФЛ/взносам). Упрощение получения отсрочек/рассрочек (меньше документов, расширение для сезонного бизнеса). Увеличение срока инвест. налогового кредита до 10 лет. Упрощение вычета по ПСН для ИП без работников. Небольшое облегчение для бизнеса в части взаимодействия с ФНС.

6. Контрольные меры (обеление). Обязанность считать взносы с МРОТ для руководителей, если их зарплата ниже. Система СПОТ для контроля импорта с авансовой уплатой косвенных налогов (НДС, акцизы). Усиление контроля за зарплатами и импортом. Отмечается, контроль за дроблением так же будет усилен.

Компаниям на УСН с доходом около 10 млн руб. и выше необходимо уже сейчас моделировать работу с НДС (по ставкам 5% или 7%). Сравнить это с переходом на Общую систему (ОСНО), где можно принимать НДС к вычету. Для работающих с B2B-клиентами (плательщиками НДС) переход на ОСНО может стать более выгодным, но это нужно просчитывать в каждом конкретном случае.

ИП, применяющим Патент, особенно в торговле и грузоперевозках, или с доходом близким к 10 млн руб., нужно заранее выбрать альтернативный режим (УСН или ОСНО) с 2026.

МСП из неприоритетных отраслей (торговля, услуги и т.д.) должны заложить в бюджет на 2026 год увеличение расходов на страховые взносы из-за отмены льготы 15%. Проверить, не относится ли ваш ОКВЭД к приоритетным.

В тексте закона о бюджете теперь напрямую устанавливается величина прожиточного минимума. На 2026 год: 18 939 руб. (на душу населения), 20 644 руб. (для трудоспособного населения), 16 288 руб. (пенсионеров), 18 371 руб. (детей). Это влияет на размер многих социальных выплат и МРОТ, что косвенно затрагивает и Бизнес как работодателей.

Если Бизнес совсем микро (доходы и штат небольшие), следует изучить, будет ли регион вводить АУСН с 2026 года, это может снять административную нагрузку. С 1 января 2025 субъектам было предоставлено право самостоятельно вводить АУСН на своей территории, этим правом воспользовались многие, более 50 регионов, включая, например, Краснодарский край, Ленинградскую область, Республику Адыгея, Иркутскую область и др. В течение 2025 года к ним также добавились Свердловская область, Республика Карелия и другие. 20 октября 2025 г. сообщают, что Заксобрание Башкирии как раз сейчас принимает закон о введении АУСН на своей территории с 1 января 2026. Почему в Пермском крае тишина по этому поводу, вопрос.

Меры, находящиеся в проработке / отложенные:

7. Интеграция ККТ. Вопрос включения законодательства о контрольно-кассовой технике в Налоговый кодекс и увязки оперативного контроля с налоговыми проверками продолжает обсуждаться. Решение пока не принято.

8. Предварительные обеспечительные меры. Идея разрешить налоговым органам применять предварительные обеспечительные меры (например, залог) для борьбы с выводом активов до вынесения решения по проверке пока отложена.

9. Учет доходов/расходов ИП: Совершенствование порядка учета доходов и расходов для ИП (в части НДФЛ) отложено для детальной проработки.

10. Налог на имущество организаций. Полный переход на расчет налога по кадастровой стоимости для всех объектов (с исключениями) признан преждевременным, но сохраняет актуальность на перспективу.

11. Усиление контроля за эффективностью действующих льгот. В Политике подробно описаны результаты оценки эффективности налоговых льгот для IT, общепита, туризма, радиоэлектроники за 2021-2024 гг. с использованием системы АС "Эффективность льгот". У значительной доли пользователей льгот (от 22,5% до 39% выручки в зависимости от отрасли) выявлена сверхдоходность. Это говорит о том, что даже действующие целевые льготы находятся под пристальным вниманием и могут быть скорректированы в будущем, если их посчитают избыточными или неэффективными. С 2027 года планируется ввести пониженные тарифы страховых взносов (7,6%/0% и 15%/7,6%) для религиозных организаций, СОНКО и благотворительных организаций на УСН.

12. Цифровой акциз. Переход на расчет акцизов по табаку на основе данных системы маркировки признан преждевременным из-за рисков недопоступления в бюджет. Однако идет пилотный проект по такому расчету для жидкостей для электронных сигарет.

13. Перенос действующих производств. Отмечается проблема переноса действующих производств в преференциальные налоговые режимы (ТОР, ОЭЗ и т.д.) для получения льгот без создания нового Бизнеса. Разрабатываются меры для исключения таких практик.