Найти в Дзене

Особо опасная форма преступного сообщества: административные преступные группы

Автор: Гусаков Юрий Витальевич
Опубликовано: 21 октября 2025 Особо опасная форма преступного сообщества: административные преступные группы Данные об авторе: Гусаков Юрий Витальевич, директор департамента правового обеспечения государственной политики Института философии Академии экосоциальных технологий, Заслуженный адвокат России, Почётный адвокат Адвокатской Палаты города Москвы, академик Академии экосоциальных технологий. adv.m.gusakov@mail.ru https://fig.ast.social Аннотация: в статье раскрыто новое понятие криминалистики «административные преступные группы» (АПГ). Это особо опасная форма преступного сообщества,  образованного должностными лицами органов публичной власти на основе корыстного сговора. Ключевые слова: АПГ, административные преступные группы, преступное сообщество, преступная организация. В связи с возникшими вопросами об оценке и применении законодательства об уголовной ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации) в форме АПГ (админист

Особо опасная форма преступного сообщества: административные преступные группы

Автор: Гусаков Юрий Витальевич
Опубликовано: 21 октября 2025

Особо опасная форма преступного сообщества: административные преступные группы

Данные об авторе: Гусаков Юрий Витальевич, директор департамента правового обеспечения государственной политики Института философии Академии экосоциальных технологий, Заслуженный адвокат России, Почётный адвокат Адвокатской Палаты города Москвы, академик Академии экосоциальных технологий.

adv.m.gusakov@mail.ru

https://fig.ast.social

Аннотация: в статье раскрыто новое понятие криминалистики «административные преступные группы» (АПГ). Это особо опасная форма преступного сообщества,  образованного должностными лицами органов публичной власти на основе корыстного сговора.

Ключевые слова: АПГ, административные преступные группы, преступное сообщество, преступная организация.

В связи с возникшими вопросами об оценке и применении законодательства об уголовной ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации) в форме АПГ (административной преступной группы) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо за руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно за участие в преступном сообществе (преступной организации) целесообразно отметить следующее.

Важно обратить внимание судов на необходимость точного выполнения требований закона, предусматривающего уголовную ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) либо за руководство сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а также за участие в нем (ней), имея в виду, что высшей формой организованной преступности становится административная преступность (АПГ), использующая государство как инструмент совершения преступлений.  Состав АПГ образуют руководители и должностные лица органов государственной власти. Они используют свои должностные полномочия для посягательства на общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан, собственность, разрушают нормальное функционирование государственных, коммерческих и иных организаций и общественных объединений.

Исходя из положений части 4 статьи 35 УК РФ такое преступное сообщество (преступная организация) как АПГ отличается от иных видов преступных групп, в том числе от организованной группы:

создают АПГ руководители и должностные лица органов государственной власти;

целью АПГ – совершение тяжких и особо тяжких преступлений для получения прямой финансовой или иной материальной выгоды;

исполнители АПГ – должностные лица органов государственной и муниципальной власти, транснациональных корпоративных организаций, международных структур, выполняющие указания главарей АПГ.

Под прямым получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений (например, мошенничества, совершенного АПГ в особо крупном размере), в результате которых осуществляется непосредственное противоправное обращение в пользу членов преступного сообщества (преступной организации) АПГ денежных средств, иного имущества.

Под косвенным получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые непосредственно не посягают на чужое имущество, однако обусловливают в дальнейшем получение денежных средств и прав на имущество или иной имущественной выгоды не только членами АПГ, но и другими лицами.

АПГ как преступное сообщество (преступная организация) может осуществлять свою преступную деятельность либо в форме органа государственной власти, либо в форме объединения АПГ разных государств, действующих под единым руководством социопатов.

Социопатия – общественно-опасное заболевание, сопровождаемое утратой совести и чувства сопереживания другим людям.

При этом закон не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями "преступное сообщество" и "преступная организация".

Под административной преступной группой следует понимать группу должностных лиц органов публичной власти, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий. Административной преступной группе, кроме единого руководства, присущи публичные должности руководителей органов государственной власти вплоть до глав государств в целях реализации общих преступных намерений, использование должностных полномочий для совершения преступлений и другие формы обеспечения деятельности этого  преступного сообщества (преступной организации).

Под структурным подразделением АПГ (преступной организации) следует понимать функционально и (или) территориально обособленный орган государственной власти (или его подразделение), состоящее из двух или более должностных лиц (включая руководителя этого органа или подразделения), которая в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества (преступной организации) осуществляет преступную деятельность. Такие структурные подразделения, объединённые для решения общих задач АПГ, могут не только совершать отдельные преступления (сбор взяток и административной ренты, продажа документов и т.п.), но и выполнять иные задачи, направленные на обеспечение функционирования преступного сообщества (преступной организации).

АПГ предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими подразделениями. Планирование деятельности АПГ осуществляет главарь. Остальные члены АПГ для него являются исполнителями, получающими должностные оклады за выполнение действий, связанных с функционированием АПГ.

Уголовная ответственность по статье 210 УК РФ за создание АПГ как преступного сообщества (преступной организации) или за участие в ней наступает в следующих случаях:

главарь АПГ использует должностных лиц органа государственной власти для совершения преступлений в целях личного обогащения;

члены АПГ получают за участие в преступлениях свою долю, которую определяет главарь АПГ;

главарь и члены АПГ объединены умыслом на совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений при осознании ими общих целей функционирования такого сообщества (организации) и своей принадлежности к нему (ней).

Уголовная ответственность за создание АПГ как преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (часть 1 статьи 210 УК РФ) наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества (преступной организации). То есть с момента захвата государственной должности и совершения действий, свидетельствующих о готовности главаря преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения. При этом из органа власти увольняются все лица, которые не захотят принимать участия запланированных главарём АПГ тяжких или особо тяжких преступлений. О готовности главаря АПГ к совершению указанных преступлений может свидетельствовать следующее:

увольнение всех государственных служащих, которые занимали должности до захвата АПГ органа власти («увольняют всех членов старой команды вплоть до дворника»);

набор лично лояльных новых сотрудников для совершения преступлений;

договорённость с другими АПГ о разделе территорий и сфер преступной деятельности.

Если лицо или группа лиц присоединились к уже созданной АПГ в целях реализации преступных намерений, то их ответственность по статье 210 УК РФ наступает с момента вхождения их в сообщество (организацию) в зависимости от фактически выполняемых ими действий.

В тех случаях, когда действия лица, направленные на создание АПГ, в силу их пресечения правоохранительными органами либо по другим независящим от этого лица обстоятельствам не привели к созданию преступного сообщества (преступной организации), они подлежат квалификации по части 1 или по части 3 статьи 30 УК РФ и части 1 статьи 210 УК РФ как приготовление к созданию или как покушение на создание преступного сообщества (преступной организации).

Если участники АПГ, заняли должности в органе государственной власти совершения тяжких и (или) особо тяжких преступлений, их действия подлежат квалификации по соответствующей части статьи 210 УК РФ при условии, что эта организованная группа до совершения тяжкого или особо тяжкого преступления преобразовалась в преступное сообщество (преступную организацию), то есть стала обладать признаками, предусмотренными частью 4 статьи 35 УК РФ.

Под руководством преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями следует понимать осуществление организационных и (или) управленческих функций в отношении преступного сообщества (преступной организации), его (ее) структурных подразделений, а также отдельных его (ее) участников как при совершении конкретных преступлений, так и при обеспечении деятельности преступного сообщества (преступной организации).

Такое руководство может выражаться, в частности, в определении целей, в разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), в подготовке к совершению конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных преступным сообществом (преступной организацией) и входящими в его (ее) структуру подразделениями при их создании (например, в распределении ролей между членами сообщества, в организации материально-технического обеспечения, в разработке способов совершения и сокрытия совершенных преступлений, в принятии мер безопасности в отношении членов преступного сообщества, в конспирации и в распределении средств, полученных от преступной деятельности).

К функциям руководителя преступного сообщества (преступной организации) следует также относить принятие решений и дачу соответствующих указаний участникам преступного сообщества (преступной организации) по вопросам, связанным с распределением доходов, полученных от преступной деятельности, с легализацией (отмыванием) денежных средств, добытых преступным путем, с вербовкой новых участников, с захватом государственных, в том числе правоохранительных и судебных органов власти.

Руководство АПГ может осуществляться как единолично руководителем органа государственной власти, выступающим одновременно и главарём преступного сообщества (преступной организации), так и двумя и более лицами, объединившимися для совместного руководства. Например, руководителем органа государственной власти, его заместителями и руководителями подведомственных учреждений, объединённым корыстными целями.

Под координацией преступных действий АПГ следует понимать их согласование между органами государственной власти, входящими в АПГ, в целях совместного совершения запланированных преступлений.

Под созданием устойчивых криминальных связей между различными самостоятельно действующими органами государственной власти, вовлечёнными в АПГ, следует понимать, например, действия лица по объединению таких органов в целях осуществления совместных действий по планированию, совершению массовых систематических тяжких или особо тяжких преступлений.

Ответственность по части 1 статьи 210 УК РФ за координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, наступает с момента фактического установления контактов и взаимодействия в целях совершения указанных преступных действий. При этом надлежит устанавливать, в чем конкретно выражалось оказанное на участников организованных групп влияние.

Уголовная ответственность лица, принявшего участие в собрании лидеров АПГ наступает в тех случаях, когда на таком собрании совместно обсуждались вопросы, связанные с планированием или организацией совершения деяний, указанных в диспозиции части 1 статьи 210 УК РФ.

Исходя из смысла части 5 статьи 35 УК РФ лицо, создавшее преступное сообщество (АПГ как преступную организацию), его (ее) руководитель, а также лица, осуществляющие руководство таким сообществом (организацией), несут уголовную ответственность по части 1 статьи 210 УК РФ за совершение хотя бы одного из указанных в ней преступных действий, а также по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации за все совершенные другими участниками преступного сообщества (преступной организации) преступления без ссылки на часть 3 статьи 33 УК РФ и в том случае, когда указанные лица непосредственно не участвовали в совершении конкретных преступлений, но они охватывались их умыслом.

Под участием в преступном сообществе (преступной организации) (часть 2 статьи 210 УК РФ) следует понимать вхождение в состав АПГ, а также разработку планов по подготовке к совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений и (или) непосредственное совершение указанных преступлений либо выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации, подыскание жертв преступлений, установление в целях совершения преступных действий контактов с должностными лицами государственных органов, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, создание условий совершения преступлений и т.п.).

Преступление в форме участия лица в АПГ считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности преступного сообщества (преступной организации).

Оказание лицом, не являющимся членом преступного сообщества (преступной организации), содействия деятельности такого сообщества (организации) подлежит квалификации как соучастие в форме пособничества по части 5 статьи 33 УК РФ и части 2 статьи 210 УК РФ (например, передача секретарем, системным администратором служебной информации, оператором сотовой связи - сведений о переговорах клиентов, банковским служащим - данных о финансовых операциях клиентов и т.п., а также оказание членам преступного сообщества (преступной организации) юридической, медицинской или иной помощи лицом, причастным к преступной деятельности такого сообщества (организации).

При совершении участником АПГ тяжкого или особо тяжкого преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 210 УК РФ и соответствующей частью (пунктом) статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом квалифицирующего признака "организованная группа" (например, по пункту "а" части 4 статьи 162 УК РФ как разбой, совершенный организованной группой). Если состав совершенного преступления не предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение его организованной группой, действия лица подлежат квалификации по части 2 статьи 210 УК РФ и соответствующей части (пункту) статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащей квалифицирующий признак "группой лиц по предварительному сговору", а при его отсутствии - по признаку "группой лиц".

Уголовная ответственность участника АПГ за действия, предусмотренные частью 2 статьи 210 УК РФ, наступает независимо от его осведомленности о действиях других участников преступного сообщества (преступной организации), а также о времени, месте, способе и иных обстоятельствах планируемых и совершаемых преступлений.

Действия участника АПГ, не являющегося исполнителем конкретного преступления, но в соответствии с распределением ролей в составе этого сообщества выполняющего функции организатора, подстрекателя либо пособника, подлежат квалификации независимо от его фактической роли в совершенном преступлении по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации без ссылки на части 3, 4 и 5 статьи 33 УК РФ, а также по части 2 статьи 210 УК РФ.

В тех случаях, когда участником преступного сообщества (преступной организации) тяжкое или особо тяжкое преступление не было доведено до конца вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли или воли руководителя либо иного участника преступного сообщества (преступной организации), содеянное в зависимости от конкретных обстоятельств дела подлежит юридической оценке как приготовление к совершению конкретного тяжкого или особо тяжкого преступления или как покушение на его совершение (по части 1 или части 3 статьи 30 УК РФ и соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации), а также с учетом положений статьи 17 УК РФ - по части 2 статьи 210 УК РФ.

Если главарь  или иной участник АПГ незаконно владеет огнестрельным оружием, его действия в этой части надлежит квалифицировать по статье 222 УК РФ, а также по соответствующей части статьи 210 УК РФ.

В случаях, когда участник АПГ, совершает преступление, которое не охватывалось умыслом других участников преступного сообщества (преступной организации), его действия как эксцесс исполнителя подлежат квалификации по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации без ссылки в этой части на статью 210 УК РФ, если содеянное таким лицом совершено не в связи с планами преступного сообщества (преступной организации).

При отсутствии договоренности с другими участниками АПГ  совершение участником этого сообщества (организации) действий, которые были направлены на обеспечение функциональной деятельности АПГ, например убийства в целях сокрытия иного преступления, совершенного участником преступного сообщества (преступной организации), подлежит квалификации по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации и по статье 210 УК РФ.

Если участники АПГ, наряду с участием в сообществе (организации), создали устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководили такой группой (бандой), содеянное образует реальную совокупность преступлений и подлежит квалификации по статьям 209 и 210 УК РФ, а при наличии к тому оснований также по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за участие в другом конкретном преступлении.

В тех случаях, когда организатор, руководитель (лидер) и участники структурного подразделения, входящего в состав преступного сообщества (преступной организации), заранее объединились для совершения вооруженных нападений на граждан или организации, действуя в этих целях, вооружились и, являясь участниками созданной устойчивой вооруженной группы (банды), действовали не в связи с планами преступного сообщества (преступной организации), содеянное ими надлежит квалифицировать по части 1 или части 2 статьи 209 УК РФ, а также по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за совершенное конкретное преступление.

К лицам, совершившим деяние, предусмотренное частью 1 или частью 2 статьи 210 УК РФ, с использованием своего служебного положения, следует относить должностных лиц:

государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением;

руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.

В таких случаях при наличии к тому оснований указанные действия могут быть квалифицированы по совокупности преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 210 УК РФ и соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации за совершенные конкретные преступления.

Под использованием своего служебного положения в целях совершения деяний, указанных в части 1 или части 2 статьи 210 УК РФ, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание АПГ и  участие в ней.

Решая вопрос о субъекте преступления, указанного в части 4 статьи 210 УК РФ, надлежит устанавливать занимаемое этим лицом положение в преступной иерархии, в чем конкретно выразились действия такого лица по созданию или по руководству АПГ либо по координации преступных действий, созданию устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами либо по разделу сфер преступного влияния и преступных доходов, а также другие преступные действия, свидетельствующие о его лидерстве в преступном сообществе (преступной организации). О лидерстве такого лица в преступной иерархии может свидетельствовать занимаемая должность в органе государственной власти и наличие коррупционных связей с другими органами публичной власти (суд, правоохранительные органы и т.п.). В приговоре необходимо указать, на основании каких из названных признаков можно прийти к выводу о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 210 УК РФ.

При назначении наказания лицам, виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 210 УК РФ, а также в совершении в составе АПГ иных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, надлежит тщательно выяснять и учитывать совокупность установленных в судебном заседании конкретных обстоятельств преступлений, роль и степень участия подсудимого в создании АПГ, а также в преступной деятельности его участников, тяжесть совершенных им конкретных преступлений.

Исходя из требований статей 34, 60 и 67 УК РФ следует учитывать данные о личности подсудимых, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства для назначения им справедливого наказания. При этом необходимо иметь в виду, что в силу части 7 статьи 35 УК РФ совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

При выявлении признаков социопатии (утрата совести и сопереживания другим людям) следует рекомендовать судам в силу части 3 статьи 47 УК РФ обсуждать вопрос о лишении права занимать социально-значимые и профессионально важные должности или заниматься определенной деятельностью лиц, совершивших преступление, предусмотренное частью 3 статьи 210 УК РФ, с использованием своего служебного положения.

В соответствии с примечанием к статье 210 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное этой статьей, если оно добровольно прекратило участие в АПГ и активно способствовало раскрытию или пресечению этого преступления.

Участники АПГ, совершившие в составе сообщества (организации) иные преступления, не освобождаются от уголовной ответственности за эти деяния.

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 210 УК РФ, надлежит решать вопрос о конфискации имущества. В силу части 1 статьи 104.1 УК РФ принудительному безвозмездному обращению в собственность государства подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения указанного преступления, и любые доходы от этого имущества (за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу). Конфискации подлежат также деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы либо которые были использованы или предназначены для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие осужденным.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него (части 2 и 3 статьи 104.1 УК РФ).

В силу статей 104.2 и 104.3 УК РФ при наличии к тому оснований  необходимо решать вопросы, связанные с конфискацией денежной суммы взамен имущества вследствие его использования, продажи или по иной причине, с учетом установленной законом первоочередности возмещения ущерба, причиненного законному владельцу.

-2

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 210 УК РФ, в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ надлежит выявлять нарушения прав и свобод граждан и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и во всех случаях выносить частные постановления или определения, обращая внимание соответствующих органов и должностных лиц на выявленные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Основным условием совершения преступлений, предусмотренных статьёй 210 УК РФ является деструктивная идеология и социопатизация.

Деструктивная идеология – это культивирование приоритета материального над духовным: безнравственности, вседозволенности, эгоизма, веры в деньги как в Бога.

Деструктивная идеология денег основана на приоритете материального над духовным в сознании и поведении человека. Деньги используются в качестве инструмента угнетения и эксплуатации. Возвращение деньгам функции доступного для всех инструмента созидания осуществляется путем широкого обсуждения и оценки финансовых решений с использованием новой этики: финансовые решения не должны вредить людям и среде обитания.

Основным субъектом экономических преступлений являются административные преступные группы (АПГ), состоящие из руководителей и должностных лиц органов государственной власти, привлекаемых бизнесменов для совершения систематических массовых экономических преступлений. Способом формирования АПГ являются  сговоры в целях личного обогащения любой ценой. Условие – главенство деструктивной идеологии денег (веры в деньги как в Бога). Обстоятельства – социопатизация руководителей, должностных лиц, бизнесменов, характеризующая утратой совести и сострадания к людям.

АПГ берет под контроль финансово-хозяйственную деятельность и осуществляет планомерный грабёж населения и расхищение бюджетов всех уровней. Это основная угроза национальной безопасности. В силу того, что в АПГ входят руководители и должностные лица органов государственной безопасности, суда и полиции, борьба с ними становится бесполезной и имитационной. Основным способом борьбы является социальная фильтрация (выявление и ротации из органов управления социопатов), а также разгром идеологии денег, замена этой деструктивной идеологии на идею нравственного пути (идеологию нравственности) и реальное проведение государством нравственной политики.

Современная экономика криминологически является далеко не совершенным социальным организмом: рассчитанная на нравственных, честных и законопослушных участников рыночных отношений, она остаётся уязвимой от посягательств социопатов, плодящих различного рода мошенников во всех стратах общества (от высшей власти до бытового уровня). Для социопатов характерно криминально ориентированное использование возможностей, установленных для законопослушных участников хозяйственных отношений: либеральный режим экономической деятельности, защищаемая государством свобода предпринимательства, упрощённый порядок регистрации частных фирм и акционерных обществ, установления хозяйственных связей, заключения договоров, получения кредитов и т.д. Совершению экономических преступлений способствуют преступные сообщества, высшей формной развития которых являются АПГ.

АПГ создают такие криминальные факторы, как: сложность, "многослойность" и запутанность экономико-правового регулирования хозяйственных отношений, дающих потенциальную возможность находить "прорехи" и "лазейки" в законодательстве; отличия в нормативном регулировании отдельных хозяйственных вопросов в разных странах, наличие свободных экономических зон, оффшорных зон.

Причинный комплекс этой группы преступлений в значительной степени обусловлен спецификой самого предпринимательства как особой формы организации экономической деятельности: её рисковый характер, значительная свобода и отсутствие жёсткой регламентации, стремление к максимальной прибыли, выступающее как мощный движущий мотив этой деятельности и заставляющее в условиях жесткой конкуренции действовать быстро, жестко, эгоцентрично и своекорыстно, по принципу "цель оправдывает средства", в том числе и противозаконные. Эти факторы усугубляются высоким уровнем энтропии экономической среды, обусловленный множественностью хозяйственных связей, безнравственностью системы рыночных отношений, многочисленностью экономических агентов, слабой упорядоченностью и бессистемностью норм экономического законодательства.

Поэтому нравственная политика должна определять нравственную экономику путём целенаправленного воспитания граждан, приученных к созидательному труду и коллективной учёбе и профессиональной деятельности.

Не только, и даже не столько отдельные виды или группы экономических преступлений, сколько криминализация экономики в целом как следствие их безнравственной политики, подрывает основы системы социально-экономических отношений, ведёт к их деформации, атрофии правовых форм и установлению антисоциальных норм поведения в экономке, пандемии аномической депрессии. Криминализация сферы экономической деятельности оказывает системное воздействие на экономику, механизм хозяйствования и сложившуюся совокупность социально-экономических отношений, затрагивая их этическую основу. Паразитируя на либеральных рыночных отношениях для незаконного обогащения, экономическая преступность неизбежно ведет к их разрушению, сокращению поля экономической свободы для других хозяйствующих субъектов и населения, способствует стагнации общественного хозяйства, нарушению рыночного равновесия и нормальных воспроизводственных процессов и гибели самих паразитов. Таким образом появляется связь социопатии и суицидального повеления у субъектов экономических преступлений. Причиняя обществу вред, они совершают самоубийство, то есть общество рано или поздно летальным образом воздействует на социопатов и подконтрольных им АПГ.

Эффективность обеспечения экономической безопасности, пресечение дальнейшей криминализации экономических отношений связаны с практической реализацией глобального социального гуманитарного проекта «Нравственный путь человечества».

Таким образом будут устранены все просчёты и недостатки в правотворческой и правоприменительной деятельности по противодействию национальной и транснациональной организованной экономической преступности, коррупции, легализации незаконных доходов. Разрешение этих проблем возможно только на нравственном пути.

Создание действенной системы государственного регулирования экономики базируется на воспитании нравственных специалистов и административных работников. Именно нравственные кадры примут нужные меры по развитию правовой инфраструктуры, экономической поддержке малого и среднего предпринимательства, созданию экономических гарантий сбережениям населения в банках, пенсионных фондах, финансовых учреждениях, развитию кооперации и отказу от конкуренции в секторах народного хозяйства, обеспечению доступности денег для всех как инструмента созидания, реализации принципа «за то, чтобы всем».

Нравственные руководители осуществят индустриализацию внешнеторгового оборота, в первую очередь экспорта; перейдут от конкуренции к кооперации на внутреннем и внешних рынках. Деньги направят на нравственное воспитание и профессиональное обучение населения, обеспечат благополучие всех и каждого.

Для защиты органов государственной власти от проникновения в неё социопатов и АПГ осуществляется психолого-психиатрическое обеспечение государственного управления.

Психолого-психиатрическое обеспечение государственного управления заключается в подготовке соответствующих специалистов, привлекаемых в дальнейшем для выявления и профилактики социопатии в органах государственной власти.

При отборе кадров в органы государственной власти кандидаты на государственную службу должны пройти диагностику на предмет социопатии.

При осуществлении профессиональной деятельности государственными служащими ежегодно проводятся мероприятия по диагностике их депрофессионализации и социопатизации. По итогам таких мероприятий принимается кадровое решение на ротацию лиц, психика которых разрушена социопатическими проявлениями.

Диагностику депрофессионализации осуществляют эксперты, обладающие соответствующими профессиональными познаниями. Субъектов, обнаруживших основной признак депрофессионализации – дилетантство, направляют на повышение квалификации или принимают решение по ротации интеллектуально-неразвитого кадра.

Выявление и удаление из органов государственной власти социопатов является основным условием обеспечения глобальной безопасности, защиты прав и свобод граждан. Данная процедура получила название «социальный фильтр».

Без социальной фильтрации органов государственной власти, очистки от социопатов невозможно никакое развитие и нормальное, здоровое будущее. Руководителям следует помнить, что основным источником вреда для общества всегда являются именно социопаты и создаваемые ими АПГ. От их своевременного удаления зависит личная безопасность каждого руководителя органа (подразделения) государственной власти.

Литература

Gusakov Yu.V. Economic Crimes: A Practical Guide for Specialists and Human Rights Defenders / Book Series: The Moral Path of Humanity. – St. Petersburg, Institute of Informal Justice, 2025. – 233 p.

Gusakov Yu.V. Economic Crimes: Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philosophy of Law / Book Series: The Moral Path of Humanity. – St. Petersburg, Institute of Informal Justice, 2025. – 68 p.

Gusakov Yu.V. Economic Crimes: Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy of Law / Book Series: The Moral Path of Humanity. – St. Petersburg, Institute of Informal Justice, 2025. – 202 p.

Гусаков Ю.В. Экономические преступления: Практическое руководство для специалистов и правозащитников / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, Институт информальной юстиции, 2025. – 416 с.

Гусаков Ю.В. Организационно-правовые и методические рекомендации по разработке  планов мероприятий, предусмотренных  Указом Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 года / Серия книг: Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий. – Санкт-Петербург, Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий, 2023. – 188 с.

Гусаков Ю.В. Философско-правовой анализ нравственной политики государства: Монография / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Москва, Институт философии Академии экосоциальных технологий, 2024. – 201 с.

Гусаков Ю.В. Россия как правовое государство: Научный доклад. – Санкт-Петербург, Институт философии Академии экосоциальных технологий, 2025. – 5 с.

Гусаков Ю.В. Нравственность как правовая категория: Научный доклад. – Санкт-Петербург, Институт философии Академии экосоциальных технологий, 2025. – 8 с.

Гусаков Ю.В. Философско-правовой анализ нравственной государственной политики: Научный доклад. – Санкт-Петербург, Институт философии Академии экосоциальных технологий, 2025. – 9 с.

Гусаков Ю.В. Анализ феномена массовой аномиии депрессии на постсоветском пространстве: Научный доклад. – Санкт-Петербург, Институт философии Академии экосоциальных технологий, 2025. – 24 с.

-3

Гусаков Юрий Витальевич

директор департамента правового обеспечения государственной политики

Института философии Академии экосоциальных технологий

Заслуженный и Почётный адвокат России

член Адвокатской Палаты города Москвы

академик Академии экосоциальных технологий.

adv.m.gusakov@mail.ru

https://fig.ast.social