Градоначальников встраивают в корпорацию публичной власти
Последний оплот гражданской самостоятельности – местное самоуправление – в Свердловской области переживает свою финальную стадию ликвидации. Приставка «само-» больше не нужна. Почему губернатор Денис Паслер, вместо того, чтобы выстроить координацию, усиливает субординацию и собирает все нити управления в одних руках? И к чему приведёт опасная игра в тотальное доминирование?
Контрольный выстрел в голову
Путь от прямых выборов городского головы, проходивший через кривые суррогаты сити-менеджеров, вывел спустя полтора десятилетия к созданию системы фактического назначения градоначальников. Ещё недавно определение мэров через конкурсную комиссию, где половину членов назначал губернатор, а другую – гордума, казалось верхом административного контроля. Но новая процедура – это уже не контроль, это прямое указание на того, кто должен стать главным местным начальником. Губернатор получает эксклюзивное право формировать шорт-лист кандидатов. Депутатам на местах остаётся лишь ритуально проголосовать за одного из «предложенных товарищей».
Анализ церемониала удручает своей безальтернативностью. Фактически, это создание закрытого клуба публичной власти. Если бы не массовые аресты членов этого кружка, которые уже никого не удивляют, то можно было бы предположить насаждение нового дворянства. Парадокс в том, что высокий статус никому и ничего не гарантирует. Не только губернатор имеет право произвольно менять глав городов - сами руководители регионов находятся в том же положении.
Аракчеевщина на пороге
Когда исчезает самостоятельность, улетучивается и ответственность перед тем, кого мэр должен представлять – перед местным сообществом. Его благополучие и карьера теперь зависят исключительно от благосклонности главы региона. К чему это приведёт на практике?
Представьте ситуацию: в городе назревает мусорный кризис. Старый полигон переполнен, нужен новый. Местные жители выступают против любого варианта вблизи своих домов. Они начинают писать петиции, обращаться во все инстанции, созывать сходы и другими способами нарушать спокойную жизнь чиновников.
Мэру, избранному народом, пришлось бы искать компромисс, вести диалог, рисковать своим рейтингом. Сейчас всё проще. Порядок будет важнее любого диалога. Эдакая припудренная и подкрашенная аракчеевщина XXI века.
В такой системе мэры перестают быть самостоятельными субъектами управления, а становятся смотрящими, проводниками воли сверху, что не располагает к какой-либо инициативе. Зачем устраивать самодеятельность и суетиться, обращать внимание на местных людишек и вникать в их дела, если для здоровья и перспектив достаточно просто выполнять приказы?
Палка о двух концах
Казалось бы, губернатор Денис Паслер теперь может всё. Но власть - это палка о двух концах. Сосредоточив в своих руках все рычаги, он теперь лично несёт ответственность за каждый провал на местах. Авария в ЖКХ, невывоз мусора или скандал с очередным арестованным мэром – всё это теперь будет бросать тень лично на него.
Сравним с другими регионами. Татарстан, Самарская, Челябинская и Оренбургская области, Удмуртия – они сохранили у местной власти элементы самостоятельности. Свердловская область вместе с Красноярским краем, Нижегородской и Вологодской областями и республикой Марий Эл выбрала путь жёсткой централизации. Это говорит о том, что выбор между моделями организации местной власти всё-таки был. Но мы отдали предпочтение самому простому и грубому варианту.
Перспективы для региона туманны. Закрытая политическая система, лишённая обратной связи и живительной энергии народа, обречена на вырождение и деградацию. Ликвидация местного самоуправления – это не укрепление государства, а его ослабление. Это осознанный отказ от конституционных принципов, шаг назад к унитарной, иерархической модели, которая столетия назад доказала свою неэффективность, а в последствии и нежизнеспособность.
Власть, стремящаяся к абсолютному контролю, создаёт не процветающее общество, а музейную реконструкцию аракчеевских военных поселений. И в этой реконструкции у городов Свердловской области больше нет своего голоса. Теперь у них есть только прикрученные сверху головы. Органчики.
Ностальжи
15 лет назад, 8 сентября 2010 года, Виктор Якимов, который сейчас занимает пост заместителя председателя Законодательного Собрания Свердловской области и работает в комитете по региональной политике и развитию местного самоуправления, опубликовал своё мнение о введении должностей сити-менеджеров в городах России. Вот, что он тогда написал:
"Не могу не высказаться на тему мне близкую, благодаря службе на посту избранного (и не единожды подтвердившего доверие избирателей) главы Каменск—Уральского — третьего по численности населения города Свердловской области.
Во-первых, местное самоуправление является независимым от других уровней власти.
Во-вторых, только «на местах» может приниматься решение о назначении сити-менеджера, причём только с одобрения жителями на публичных слушаниях или референдуме.
И, в-третьих. Каждую свою предвыборную кампанию, на каждой встрече с избирателями я говорил: «Вы, ждёте от меня, так же как и от других кандидатов в мэры, что я сейчас буду рассказывать вам о своей избирательной программе. Говорю вам сразу – у меня нет такой программы… Я пришел к вам, чтобы вместе с вами формировать программу развития города на многие годы!»
В этом, по моему убеждению, и заключается суть и дух местного самоуправления".
Георгий Крушинский / РФ
Опубликовано в электронной газете "Полянин.РФ"